Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2221/2024 (2-10205/2023;) ~ М-8591/2023 от 09.11.2023

К делу № 2-2221/2024

23RS0047-01-2023-011237-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Краснодар                                                                                           25 апреля 2024 года

Советский районный суд г.Краснодара в составе:

судьи                            Арестова Н.А.

при секретаре                    Оганесян Э.А.,

с участием представителя истца        Горбуновой И.Ю. действующей на основании доверенности от 23.01.2023,

ответчика                        Щербакова В.С.,

представителя ответчика                Чуйковой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара к Щербакову В. С. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о взыскании денежных средств.

В обоснование своих требований пояснили, что Щербаковым В.С. 12 января 2023г. было подано заявление в ГКУ КК - УСЗН в Карасунском внутригородском округе города Краснодара об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. В силу части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Щербаков В.С. признан малоимущим согласно части 1 статьи 7 Закона. В заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта Щербаков В.С. просил оказать ему государственную социальную помощь на основании социального контракта для осуществления консалтинговых услуг как индивидуальный предприниматель в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8.1 Закона (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности). В подтверждение своих намерений Щербаков В.С. с заявлением представил бизнес-план «Консалтинговые услуги по сбору документов для проведения процедуры банкротства согласно 127 ФЗ РФ». В силу части 4 статьи 8.1 Закона орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. По заявлению об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от 12 января 2023г. управлением составлена программа социальной адаптации со сроком действия социального контракта на период с 02 февраля 2023г. по 02 февраля 2024г. Программой социальной адаптации Щербакова В.С. предусмотрено приобретение основных средств и материально-производственных запасов стоимостью 350 000 рублей в срок до 02 апреля 2023г. за счет средств, полученных по условиям социального контракта после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (согласно программы социальной адаптации в срок до 16 февраля 2023 года),за счет собственных средств -приобретение кассового аппарата стоимостью 29 900 рублей, а также поиска аренды помещения и заключения договора аренды (согласно программы социальной адаптации в срок до 02 марта 2023 года). Программа социальной адаптации подписана обеими сторонами 02 февраля 2023г. Социальный контракт, предметом которого является сотрудничество между управлением и заявителем (его семьей) по реализации программы социальной адаптации в соответствии с приложением № 8 к государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Законом Краснодарского края от 19 июня 2010г. №1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае», Порядком и условиями оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 17 февраля 2014г. №78 (далее Порядок), в целях стимулирования активных действий заявителя и (или членов его семьи) по преодолению трудной жизненной ситуации, был заключен с Щербаковым В.С. 02 февраля 2023г. Управление выплатило ответчику 27 февраля 2023г. – 350 000 рублей на счет, указанный при подаче заявления, с целью выхода из трудной жизненной ситуации для реализации «Консалтинговые услуги по сбору документов для проведения процедуры банкротства согласно 127 ФЗ РФ». Выплата была отправлена ответчику в сроки, установленные пунктом 53 Порядка (не позднее 20 рабочих дней со дня заключения социального контракта между управлением и заявителем). Согласно пункту 3.2 социального контракта заявитель обязуется ежемесячно не позднее чем через 10 дней со дня истечения сроков, указанных в графике, предусмотренном социальным контрактом, представлять в управление отчеты в произвольной форме о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и использовании денежной выплаты на установленные цели с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы (оплаченные счета, кассовые и товарные чеки, фото, иные подтверждающие документы). Срок представления отчетов о приобретении основных средств и материально-производственных запасов по графику, предусмотренному социальным контрактом, установлен до 02 апреля 2023г., с учетом 10 дней со дня истечения сроков - до 12 апреля 2023г. 14 апреля 2023г. управлением в конверте получено заявление - отчет от 13 апреля 2023г. от Щербакова В.С. о приобретении части оборудования на сумму 212 199,84 рублей с предоставлением копий кассовых чеков, при этом чек № 118 от 08.02.2023,чек №11 о 09.02.2023г., чек № 733 от 13.02.2023г., чек №6 от 14.02.2023г., чек № 39 от 20.02.2023г., чек № 166 от 20.02.2023г., чек № 440 от 21.02.2023г. - то есть оборудование по указанным чекам было приобретено на сумму 53 296,92 рублей - до получения Щербаковым B.C. государственной социальной помощи в виде социального контракта в сумме 350 000 рублей, что противоречит условиям социального контракта, учитывая дополнительно, что собственные средства по представленному бизнес плану у ответчика составляли 29 900 рублей и предназначены были для покупки кассового аппарата. Таким образом, Щербаковым В.С. дважды нарушены условия как социального контракта, так и выполнения программы социальной адаптации согласно: пункта 25 Порядка в части соблюдения очередности выполнения мероприятий по социальной адаптации (часть оборудования приобретена до получения ответчиком денежных средств, направленных управлением именно для приобретения оборудования); пункта 49 Порядка в части несоблюдения сроков предоставления отчетов по выполнению программы социальной адаптации. В соответствии с пунктом 46 Порядка определены случаи прекращения действия социального контракта. В том числе, согласно пункту 46.4 непредставление в течение 30 дней со дня истечения сроков, указанных в графике, предусмотренном социальным контрактом, отчетов, является основанием для досрочного прекращения социального контракта. В силу пункта 54 Порядка денежные средства, выделяемые на государственную социальную помощь на основании социального контракта, носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели. В соответствии с пунктом 58 Порядка суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта, излишне выплаченные получателю вследствие счетной ошибки либо представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия данных либо непредставления отчета в сроки, установленные социальным контрактом, влияющих на право получения государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также в случаях невыполнения условий социального контракта (программы социальной адаптации) по причинам, не являющимися уважительными, выявления факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, могут быть возмещены получателем добровольно управлению социальной защиты населения, а в случае отказа - взыскиваются в судебном порядке. 17 апреля 2023г. Щербакову В.С. направлено уведомление о расторжении социального контракта, заключенного между управлением и ответчиком, как по адресу его регистрации по месту жительства (г. Краснодар, <адрес>), так и на электронный адрес (<данные изъяты>). 12 мая 2023г. управлением получено письменное обращение Щербакова В.С. о несогласии с расторжением действия социального контракта, на которое заместителем начальника отдела назначения и выплат социальных пособий, субсидий и компенсаций ФИО4 был подготовлен подробный ответ, содержащий также условия погашения полученной ответчиком суммы социального контракта в размере 350 000 рублей. Ответ направлен 17 мая 2023г. в бумажном конверте по адресу регистрации Щербакова В.С. До настоящего времени денежные средства в размере 350 000 рублей, своевременно выплаченные управлением ответчику, не погашены. Таким образом, управление допускает, что Щербаков В.С. незаконно отказался от исполнения условий социального контракта, получив целевую выплату в рамках данного социального контракта, в корыстных целях.

Представитель истца по доверенности Горбунова И.Ю. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Ответчик и его представитель Чуйкова П.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, суду пояснили, что в качестве подтверждения исполнения обязательств ответчика в рамках социального контракта представили документы, из которых следует, что ответчик не только приобрел необходимое для исполнения контракта оборудование, заключил договор аренды рабочего места, но и приступил к непосредственной реализации заявленного бизнес-плана. Так ответчик заключил соглашение с юридической фирмой на оказание услуг по сбору документов, необходимых для предоставления в Арбитражный суд с заявлением о признании гражданина несостоятельным (банкротом). Аргумент истца относительно неисполнения обязательств ответчиком несостоятелен, поскольку сам же истец предоставляет в суд документы, подтверждающее обратное – чеки, квитанции, акты. При этом, истец не осуществлял выездного контроля, который предусмотрен действующим законодательством, чтобы подтвердить отсутствие фактической деятельности ответчика. Кроме того, истец указывает на то, что приобретение ответчиком оборудования за счет личных средств является нарушением контракта, не уточняя при этом, в какой именно части. Таким образом, полагают, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Щербаковым В.С. 12 января 2023г. было подано заявление в ГКУ КК - УСЗН в Карасунском внутригородском округе города Краснодара об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В силу части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Щербаков В.С. признан малоимущим согласно части 1 статьи 7 Закона.

Установлено, что в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта Щербаков В.С. просил оказать ему государственную социальную помощь на основании социального контракта для осуществления консалтинговых услуг как индивидуальный предприниматель в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8.1 Закона (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности).

В подтверждение своих намерений Щербаков В.С. с заявлением представил бизнес-план «Консалтинговые услуги по сбору документов для проведения процедуры банкротства согласно 127 ФЗ РФ».

В силу части 4 статьи 8.1 Закона орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

По заявлению об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от 12 января 2023г. Управлением составлена программа социальной адаптации со сроком действия социального контракта на период с 02 февраля 2023г. по 02 февраля 2024г. Программой социальной адаптации Щербакова В.С. предусмотрено приобретение основных средств и материально-производственных запасов стоимостью 350 000 рублей в срок до 02 апреля 2023г. за счет средств, полученных по условиям социального контракта после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (согласно программы социальной адаптации в срок до 16 февраля 2023 года), за счет собственных средств - приобретение кассового аппарата стоимостью 29 900 рублей, а также поиска аренды помещения и заключения договора аренды (согласно программы социальной адаптации в срок до 02 марта 2023 года).

Установлено, что программа социальной адаптации подписана обеими сторонами 02 февраля 2023г.

Социальный контракт, предметом которого является сотрудничество между управлением и заявителем (его семьей) по реализации программы социальной адаптации в соответствии с приложением № 8 к государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Законом Краснодарского края от 19 июня 2010г. №1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае», Порядком и условиями оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденными приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 17 февраля 2014г. №78 (далее Порядок), в целях стимулирования активных действий заявителя и (или членов его семьи) по преодолению трудной жизненной ситуации, был заключен с Щербаковым В.С. 02 февраля 2023г.

Управление выплатило ответчику 27 февраля 2023г. – 350 000 рублей на счет, указанный при подаче заявления, с целью выхода из трудной жизненной ситуации для реализации «Консалтинговые услуги по сбору документов для проведения процедуры банкротства согласно 127 ФЗ РФ». Выплата была отправлена ответчику в сроки, установленные пунктом 53 Порядка (не позднее 20 рабочих дней со дня заключения социального контракта между управлением и заявителем).

Согласно пункту 3.2 социального контракта заявитель обязуется ежемесячно не позднее чем через 10 дней со дня истечения сроков, указанных в графике, предусмотренном социальным контрактом, представлять в управление отчеты в произвольной форме о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и использовании денежной выплаты на установленные цели с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы (оплаченные счета, кассовые и товарные чеки, фото, иные подтверждающие документы).

Срок представления отчетов о приобретении основных средств и материально-производственных запасов по графику, предусмотренному социальным контрактом, установлен до 02 апреля 2023г., с учетом 10 дней со дня истечения сроков - до 12 апреля 2023г.

Как указал истец, 31 марта 2023г. на личном приеме ответчиком был составлен отчет о приобретении части основных средств в виде мебели, заявленных в бизнес плане, на сумму 107 450 рублей, а также отмечено, что за остаток выделенных денежных средств в размере 252 550 рублей отчет ответчиком будет предоставлен до 03 апреля 2023г. В качестве отчетного документа, подтверждающего оплату, приобщена копия товарной накладной от 28.03.2023г. № 97-91498 на сумму 114 650 рублей. Поскольку в разделе 2.3 предоставленного бизнес плана не был указан «брифинг» в сумме 7 200 рублей, но приобретен при этом ответчиком, к отчету он приобщен не был.

14 апреля 2023г. Управлением в конверте получено заявление - отчет от 13 апреля 2023г. от Щербакова В.С. о приобретении оставшейся части оборудования. По чеку от 20.02.2023г. № 166, чеку от 02.03.2023г. № 1914, чеку от 28.03.2023г. №3, чеку от 30.03.2023г. №65 товары на общую сумму 44 804,42 рубля не были заявлены в утвержденном бизнес плане и были приобретены ответчиком самовольно без согласования со специалистами управления, осуществляющими сопровождение контракта.

Согласно акта обследования жилищно-социальных условий малообеспеченных категорий граждан г.Краснодара от 17.04.2023, указано, что 17.04.2023 в рамках действия социального контракта был осуществлен выезд по месту осуществления деятельности ИП Щербакова В.С. Консалтинговые услуги по сбору документов для проведения процедуры банкротства, по адресу: <адрес> рабочее место 26. Установлено, что приобретенное Щербаковым В.С. оборудование расположенное в помещении не соответствует перечню заявленному в бизнес-плане отсутствует офисный диван, этажерка для вещей, одно офисное кресло, приобретено 4 офисных стула вместо заявленных 2-х в бизнес-плане. Внешний вид офисного кресла и стульев - потертый, изношенный, не соответствует виду изготовленной мебели на заказ (фото прилагаются).

Учитывая вышеизложенное, ответчик с одной стороны, часть оборудования приобрел до получения выделенных управлением средств в размере 350 000 рублей, принимая во внимание, что свободные собственные средства не были заявлены в бизнес плане; с другой стороны - приобрел часть товара, не утвержденного в бизнес плане.

Таким образом, Щербаковым В.С. помимо нарушения пункта 25 Порядка и пункта 49 Порядка, указанных в исковом заявлении, нарушен пункт 3.2 подписанного обеими сторонами социального контракта от 02 февраля 2023г., а именно заявитель должен:

- выполнять программу социальной адаптации в полном объеме;

- расходовать выделенные средства строго на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, с поэтапным достижением конечного результата: увеличение уровня дохода семьи;

- представлять в ГКУ КК - УСЗН в Карасунском внутригородском округе города Краснодара отчет о выполнении программы социальной адаптации согласно установленному графику;

- взаимодействовать со специалистами ГКУ КК - УСЗН в Карасунском округе города Краснодара, осуществляющими сопровождение контракта, регулярно представлять все сведения о ходе исполнения программы.

В материалы дела представлен ответ арендодателя помещения от 30.01.2024, согласно которого договор между арендодателем ИП ФИО7 и арендатором ИП Щербаков В.С. заключен 22.02.2023, факт оплаты подтверждается платежным поручением от 06.03.2023, более оплат не производилось, арендатор сообщил о неудовлетворительном финансовом положении. Договор расторгнут в одностороннем порядке в связи с неоплатой, срок аренды составил 2 месяца: с 22.02.2023 по 22.04.2023.

Кроме того, как индивидуальный предприниматель, Щербаков B.C. прекратил свою деятельность 21 августа 2023г. согласно сведениям, полученным из выписки ЕГРИП в рамках электронного межведомственного взаимодействия.

Таким образом, установлено что Щербаков В.С. незаконно отказался от исполнения условий социального контракта, получив целевую выплату в рамках данного социального контракта, в корыстных целях и деятельностью по направлению «Консалтинговые услуги по сбору документов для проведения процедуры банкротства согласно 127 ФЗ РФ» заниматься не планировал.

В соответствии с пунктом 46 Порядка определены случаи прекращения действия социального контракта. В том числе, согласно пункту 46.4 непредставление в течение 30 дней со дня истечения сроков, указанных в графике, предусмотренном социальным контрактом, отчетов, является основанием для досрочного прекращения социального контракта.

В силу пункта 54 Порядка денежные средства, выделяемые на государственную социальную помощь на основании социального контракта, носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели.

В соответствии с пунктом 58 Порядка суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта, излишне выплаченные получателю вследствие счетной ошибки либо представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия данных либо непредставления отчета в сроки, установленные социальным контрактом, влияющих на право получения государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также в случаях невыполнения условий социального контракта (программы социальной адаптации) по причинам, не являющимися уважительными, выявления факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, могут быть возмещены получателем добровольно управлению социальной защиты населения, а в случае отказа - взыскиваются в судебном порядке.

17 апреля 2023г. Щербакову В.С. направлено уведомление о расторжении социального контракта, заключенного между управлением и ответчиком, как по адресу его регистрации по месту жительства (г. Краснодар, <адрес>), так и на электронный адрес (<данные изъяты>).

12 мая 2023г. управлением получено письменное обращение Щербакова В.С. о несогласии с расторжением действия социального контракта, на которое заместителем начальника отдела назначения и выплат социальных пособий, субсидий и компенсаций ФИО4 был подготовлен подробный ответ, содержащий также условия погашения полученной ответчиком суммы социального контракта в размере 350 000 рублей.

Ответ направлен 17 мая 2023г. в бумажном конверте по адресу регистрации Щербакова В.С., до настоящего времени денежные средства в размере 350 000 рублей, своевременно выплаченные управлением ответчику, не погашены.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

Учитывая установленное, суд считает, что иск подлежит удовлетворению, и с ответчика подлежит взысканию денежные средства в размере 350 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования государственного казенного учреждения Краснодарского края - Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара - удовлетворить.

Взыскать с Щербакова В. С. в пользу бюджета Краснодарского края денежные средства в размере 350 000 рублей.

Взыскать с Щербакова В. С. госпошлину в доход государства в размере 6 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г.Краснодара в течение месяца.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара                                                    Н.А. Арестов

Мотивированное решение изготовлено: 06.05.2024г.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара                                                    Н.А. Арестов

2-2221/2024 (2-10205/2023;) ~ М-8591/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ КК-УСЗН в КВО г.Краснодара
Ответчики
Щербаков Владимир Сергеевич
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Арестов Николай Александрович
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky--krd.sudrf.ru
09.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Подготовка дела (собеседование)
06.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2024Предварительное судебное заседание
22.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2024Предварительное судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее