Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1425/2022 ~ М-286/2022 от 19.01.2022

№2-1425/2022

УИД-86RS0002-01-2022-000577-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2022 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Колебиной Е.Э.,

при секретаре Витановой Н.В.

с участием истца Мамай Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1425/2022 по исковому заявлению Мамай Е. П. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, признании права на использование компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Мамай Е.П. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре (далее по тексту ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре), указав в обоснование, что является пенсионером по возрасту с «29» мая 2010 года. В соответствии со статьей 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. Предусмотренной Законом гарантией я воспользовалась в 2019 году. А именно <дата> я ездила на отдых. В 2020 году не пользовалась льготой по оплате проезда. <дата> ею было подано заявление в ОПФР по ХМАО-Югре через многофункциональный центр Югры в городе Нижневартовске, о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно с <дата> по <дата>. Уведомлением от <дата> в представлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха <дата> и обратно <дата> было отказано по причине того, что обращение имело место до истечения двухгодичного периода после предоставления мне предыдущей компенсации. Полагает, что ее право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года и возмещение компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно возникло, начиная с <дата>, следовательно двухгодичный срок полностью исчерпан. Считает, что ответчиком нарушено ее право на проезд и компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно <дата> год, чем причинен моральный вред.

Просит взыскать с ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 14 454 рублей; восстановить ее право на использование следующего бесплатного проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года и компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в 2023 году; взыскать моральный вред в размере 10 000 рублей.

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Апалькова С.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, в том числе пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, что истец Мамай Е.П. является неработающим пенсионером, постоянно проживает в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.

Из материалов дела усматривается, что в период с <дата> по <дата> истец находилась в <адрес>.

Материалами дела подтверждено, что <дата> Мамай Е.П. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Как следует из уведомления от <дата> Мамай Е.П. отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, в связи тем, что обращение пенсионера за компенсацией последовало до истечения двухгодичного периода после предоставления ему предыдущей компенсации согласно п.6 Правил (Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 №176): последнее возмещение <дата>.

Не согласившись с указанным решением ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре истец указывает, что исчисление двухгодичного периода для предоставления компенсации подлежит исчислению с <дата>.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федеральным законом от 07.03.2018 N 56-ФЗ), компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.

В целях реализации ст. 34 указанного закона 01.04.2005 года Правительством РФ было принято Постановление №176, которым утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно.

Согласно пункту 6 Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно" компенсация производится 1 раз в 2 года.

Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде.

В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда ХМАО-Югры от <дата> г. было изменено решение мирового судьи судебного участка Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска от <дата>, с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) в пользу Мамай Е.П. взыскана компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 19496,10 рублей.

Из указанного апелляционного определения также следует, что Мамай Е.П. заявлялись требования о взыскании компенсации проезда за период с <дата> по <дата>, в удовлетворении которых было отказано решением ГУ-УПФР в г.Нижневартовске от <дата>.

Поскольку решением мирового судьи судебного участка Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска от <дата> было признано право на получение компенсации, при этом первоначальное обращение Мамай Е.П. имело место в 2019 году (решение об отказе в компенсации от <дата>), следовательно двухгодичный период будет исчисляться с <дата> по <дата>. Последующая компенсация, в том числе в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в 2019 - 2020 годах, может быть произведена данному пенсионеру не ранее чем с <дата>.

За получением последующей компенсации расходов к месту отдыха и обратно Мамай Е.П. обратилась <дата> как было установлено в судебном заседании, следовательно обращение имело место после истечения двухгодичного периода с последней предоставленной компенсации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что решение ГУ-ОПФР по ХМАО-Югре от <дата> об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно является незаконным, а следовательно Мамай Е.П. имеет право на компенсацию расходов к месту отдыха и обратно за период с <дата> по <дата>

Согласно п. 3 Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно", компенсация может производиться в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

Проездными документами установлено, что к месту отдыха истец следовала авиатранспортом по маршруту <данные изъяты>

В соответствии с маршрутной квитанцией электронного билета стоимость перелета по маршруту <данные изъяты> и <данные изъяты> составляет эконом классом – 14454 рублей, из которых топливный сбор – 3300 рублей, аэропортовый сбор 614 рублей, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования – 540 рублей. Перевозку осуществляла авиакомпания АЭРОФЛОТ.

Согласно п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно;

Пунктом 9 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2016 г. N 118н «Об утверждении разъяснения о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176, предусмотрено, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Согласно пункту 5 статьи 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа устанавливается перевозчиками.

В соответствии с п. 9 Правил формирования и применении тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утв. Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 года № 155) в пассажирский тариф могут не включаться:

-расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа (далее - сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа);

-стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (топливный сбор);

-плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной системе бронирования (сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);

-сумма, взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (сборы иностранных государств);

-аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса;

- дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок.

В соответствии с указанным п.9 Правил формирования и применении тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утв. приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 года №155), топливный сбор – это стоимость авиационных горюче-смазочных материалов, которая может включаться в пассажирский тариф, а может взиматься с пассажира отдельными сборами.

Следовательно, поскольку топливный сбор входит в стоимость проезда и не является расходами на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов, а также сборами и платежами за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда, стоимость топливного сбора должна быть компенсирована истцу.

Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила).

Согласно пункту 8 Правил закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс, и дату (далее – бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование (пункт 11 Правил).

Указанными Правилами установлено, что бронирование мест является необходимым условием перевозки пассажира. Оно является обязательным для сторон при заключении и исполнении публичного договора. Бронирование представляет собой предварительное выделение на воздушном судне мест для перевозки пассажира, а также объема и тоннажа для перевозки багажа и грузов.

Согласно п.92, 93 перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией. В аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает: регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке; доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно; доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна; обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала; выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

Таким образом, бронирование, а также обслуживание в аэропорту является одним из этапов возникших отношений между перевозчиком и пассажиром, является обязательным условием перевозки пассажира и его груза, а, следовательно, сбор за бронирование (YR), а также сбор за обслуживание в аэропорту входит в стоимость перевозки и должен быть компенсирован истцу.

Следовательно, при определении стоимости проезда по маршруту <данные изъяты> подлежат учету стоимость топливного сбора и сборы на бронирование и обслуживание в аэропорту.

Соответственно, расходы на проезд истца по указанному маршруту следует компенсировать в заявленном размере 14454 рубля.

Учитывая, что обстоятельств, препятствующих выплате истцу компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, судом не установлено, исковые требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, стоимость проезда истца к месту проведения истцом отдыха и обратно по территории РФ, подлежащая компенсации, в общей сумме составит14454 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Истцом одновременно заявлено требование о восстановлении права на использование следующего бесплатного проезда к месту отдыха и обратно в 2023 года.

Учитывая положение п.6 Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно", признание за Мамай Е.П. права на компенсацию стоимости проезда в 2021 году, суд приходит к выводу о том, что двухгодичный период будет исчисляться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года. Последующее право на компенсацию, в том числе в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в 2021 - 2022 годах, может быть произведена данному пенсионеру не ранее чем с 1 января 2023 года.

Однако оснований для признания за Мамай Е. П. права на компенсацию расходов в связи с осуществлением следующего проезда к месту отдыха и обратно с <дата> не имеется, поскольку данное право истца ответчиком не нарушено.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку положения статей Гражданского кодекса РФ о взыскании компенсации морального вреда не могут быть применены к возникшим между сторонами правоотношениям, так как данных о нарушении личных неимущественных прав, либо нематериальных благ, принадлежащих истцу, материалы дела не содержат, кроме того нарушение имущественных прав не является основанием для компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 14454 ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░

░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░-░░░░ ░ ░░░░

░░░░░░░░░ ░/░ __________░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1425/2022 ~ М-286/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мамай Евгения Павловна
Ответчики
Отделение Пенсионного Фонда России по ХМАО-Югре
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Колебина Е.Э.
Дело на сайте суда
vartovgor--hmao.sudrf.ru
19.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2022Передача материалов судье
20.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Подготовка дела (собеседование)
03.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023Дело оформлено
12.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее