Г.Тюмень ДЕЛО № 2-1622/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Серебряковой А.В.,
при секретаре Макушевой С.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чичагиной Л.Ю. к УПФР Тюмени Тюменской области об обязании включить период в льготный стаж, обязании произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику, просит обязать ответчика включить в стаж работы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком до трех лет и учесть такой период при установлении повышенной фиксированной выплаты. Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истца с учетом включенного периода с даты назначения пенсии.
В судебное заседание истица Чичагина Л.Ю. не явилась, ее представитель Валишин И.Р. на удовлетворении иска настаивал, по основаниям. изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР Тюмени Тюменской области Костюк Т.С. с заявленными исковыми требованиями не согласилась.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, истица с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ч.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» является получателем пенсии.
При исчислении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, ответчик не учел в льготном стаже истицы период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком до трех лет, сославшись на то, что до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР статья 167 Кодекса предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С 6 октября 1992 года такой отпуск перестал включаться в специальный трудовой стаж. При этом, ответчик указал, что стаж истицы по Списку № 2 составил <данные изъяты>, в районах Крайнего Севера 16 лет 2 месяца 20 дней.
С указанным решением ответчика суд согласиться не может:
Согласно ст. 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно п. 4 ст. 17 указанного закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Принимая решение в пользу истицы, суд исходит из того, что спорный период нахождения истицы в отпуске по уходом за ребенком до трех лет, имел место до 6 октября 1992 года, то есть до даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии, право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Согласно практике Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно в своих постановлениях (в частности, от 03 июня 2004 года N 11-П) указывал, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
С учетом вышеизложенного, отпуск истицы по уходу за ребенком до полутора лет начинался до 6 октября 1992 года, в связи с чем он подлежит включению в льготный стаж истицы. Изменение законодательства не может влиять на оценку пенсионных прав истицы, которая при принятии решения об уходе в отпуск по уходу за ребенком до возраста полутора лет, рассчитывала на реализацию всех ее прав, предусматривавшихся действующим тогда законодательством.
Так же, у ответчика отсутствуют какие-либо основания для различного исчисления специального стажа истицы при оценке права на досрочное назначение трудовой пенсии истице и права на получение повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.
Положения п.7 ст. 14 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» каких-либо особых правил исчисления стажа в целях оценки соответствующих прав не содержат, а по общему правилу, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет подлежит включению в стаж работы в Районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям. Доводы ответчика направлены на иное толкование норм закона.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с вышеизложенным период получения истицей пособия по беременности и родам так же должен быть учтен при расчет стажа и размере выплачиваемой пенсии.
При таких обстоятельствах, истице должен быть произведен перерасчет пенсии с учетом заявленного ею в иске спорного периода.
Так как истицей при подаче в суд искового заявления, истцом доказательств оплаты государственной пошлины не предоставлено, и решение принято в пользу истца, с ответчика в соответствующий бюджет должна быть взыскана пошлина 300 рублей ( ст. 103 ГПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чичагиной Л.Ю. удовлетворить.
Обязать УПФР Тюмени Тюменской области произвести пересмотр размера пенсии Чичагиной Л.Ю. с даты ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж Чичагиной Л.Ю. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком и учесть его при установлении фиксированной выплаты за работу в районах Крайнего Севера.
Взыскать с УПФР Тюмени Тюменской области в соответствующий бюджет пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части, путем подачи апелляционной жалобы через суд Центральный районный суд Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2019 года в совещательной комнате на компьютере.
судья А.В.Серебрякова