Судья Сабирьянов Р.Я. дело <№>п-30/2020
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 11 марта 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Дубине Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Заболотских Андрея Владимировича на определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2020 года о возвращении жалобы Заболотских Андрея Владимировича на письмо Министра Республики
Марий Эл – полномочного представителя Главы Республики Марий Эл от 9 января 2020 года,
у с т а н о в и л:
31 января 2020 года в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл поступила жалоба Заболотских А.В. на письмо министра Республики Марий Эл – полномочного представителя главы Республики Марий Эл Короткова Н.Н. от 9 января 2020 года.
Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 6 февраля 2020 года жалоба возвращена заявителю.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Заболотских А.В. просит отменить определение судьи, дело передать для рассмотрения по существу, указывает, что определение вынесено без надлежащего изучения приложенных к жалобе документов, с нарушением норм права, поскольку ранее определением ЙошкарОлинского городского суда Республики Марий Эл от 17 января 2020 года было отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании письма от 9 января 2020 года в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения Заболотских А.В., поддержавшего жалобу, изучив доводы жалобы, проверив материалы по жалобе Заболотских А.В., прихожу к следующим выводам.
Из представленных материалов следует, что 4 декабря 2019 года депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл Заболотских А.В. обратился в прокуратуру Республики Марий Эл с заявлением о возбуждении административного производства и привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» (далее – Закон Республики Марий Эл об административных правонарушениях), за противодействие законной деятельности депутата Государственного собрания Республики Марий Эл - несоблюдение должностным лицом Министерства социального развития Республики Марий Эл сроков предоставления информации по вопросам, входящим в его компетенцию (л.д. 8).
Письмом заместителя прокурора Республики Марий Эл от 10 декабря 2019 года в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление Заболотских А.В. направлено Министру Республики Марий Эл – полномочному представителю Главы Республики Марий Эл по подведомственности (л.д. 9).
9 января 2020 года Министром Республики Марий Эл – полномочным представителем Главы Республики Марий Эл Коротковым Н.Н.
Заболотских А.В. направлен ответ письмом, в котором указано, что заявление по вопросу возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности рассмотрено, по результатам проведенных проверочных мероприятий установлено, что нарушений установленного законодательством Республики Марий Эл порядка рассмотрения запросов депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл (депутатского запроса) не усматривается.
Не согласившись с указанным ответом, Заболотских А.В. в порядке главы 30 КоАП РФ обратился с жалобой в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, в которой просил письмо отменить, материалы дела вернуть на новое рассмотрение Министру.
Возвращая без рассмотрения жалобу Заболотских А.В., судья городского суда указал, что податель жалобы оспаривает письмо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое не относится к процессуальным документам и предмету рассмотрения в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; действующий кодекс не предусматривает возможности оспаривания таких форм решений как письмо (л.д. 28).
С данным выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18, части 1 и 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) заявление гражданина или юридического лица об административном правонарушении подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями действующего законодательства об административных правонарушениях, состоящего из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1); если такое заявление содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, оно может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1); при наличии заявления и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждается дело об административном правонарушении (части 2 и 3 статьи 28.1); в случае же отказа в возбуждении данного дела указанными должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
(часть 5 статьи 28.1).
Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 статьи 30.1 КоАП РФ, в силу которой определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» (далее – Закон Республики Марий Эл об административных правонарушениях) несоблюдение должностным лицом установленных законом сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) депутату Государственного Собрания Республики Марий Эл по вопросам, входящим в его компетенцию, влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот рублей до четырехсот рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3 - 6.1 названного Закона, рассматриваются мировыми судьями. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 указанного Закона, составляются министром Республики Марий Эл - полномочным представителем Главы Республики Марий Эл (части 1 и 4 статьи 7 Закона Республики Марий Эл об административных правонарушениях).
Таким образом, министр Республики Марий Эл - полномочный представитель Главы Республики Марий Эл, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 Закона Республики Марий Эл об административных правонарушениях, был правомочен рассмотреть заявление Заболотских А.В. о возбуждении дела об административном правонарушении и по результатам рассмотрения в соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ решить вопрос либо о возбуждении дела об административном правонарушении, либо об отказе в его возбуждении.
Оспоренный Заболотских А.В. ответ министра Республики Марий Эл - полномочного представителя Главы Республики Марий Эл от 9 января 2020 года, хотя и не соответствует требованиям части 5 статьи 28.1 КоАП РФ, предъявляемым к форме процессуального акта, выносимого по результатам рассмотрения заявления об административном правонарушении, но по своему содержанию является именно таким решением.
Поскольку в рассматриваемом случае имел место отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, выраженный в письме, поданная заявителем жалоба подлежала рассмотрению по правилам
КоАП РФ.
Ранее определением судьи ЙошкарОлинского городского суда Республики Марий Эл от 17 января 2020 года было отказано в принятии административного искового заявления Заболотских А.В. к министру Республики Марий Эл – полномочному представителю Главы Республики Марий Эл Короткову Н.Н. о признании бездействия незаконным.
При таких обстоятельствах оспариваемое определение судьи
Йошкар-Олинского городского суда от 6 февраля 2020 года ограничивает доступ к правосудию лица, обратившегося за защитой своих прав, которые оно считает нарушенными, вследствие чего судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене, а жалоба Заболотских А.В. - возвращению в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл для рассмотрения по существу в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2020 года отменить, материалы дела по жалобе Заболотских Андрея Владимировича на письмо министра Республики
Марий Эл - полномочного представителя Главы Республики Марий Эл от 9 января 2020 года направить в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл для рассмотрения по существу.
Судья Э.И. Салихова