Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 1 ноября 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
с участием представителя административного истца Рекота О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1945/2022 по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Самарской области «Самарская областная имущественная казна» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Государственное унитарное предприятие Самарской области «Самарская областная имущественная казна» (далее также ГУП СО «СОИК», административный истец, учреждение) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного на территории г. Самара, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 29 470 733 рублей, а также обязать административного ответчика внести в ЕГРН соответствующие изменения.
В обоснование заявленных требований указано, что учреждение является собственником вышеуказанного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер его действительной рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца Рекота О.А., действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.
Административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором просят в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что исчисление налога на имущество организации на данное помещение не зависит от его кадастровой стоимости, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером № не включено в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела ГУП СО «СОИК» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 1 292,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.10.2022, свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2005.
Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере 44 736 942,96 руб., что подтверждено выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.03.2022.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
По сведениям ЕГРН спорное нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером №, включенном в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233.
В соответствии с разъяснениями Минфина России от 13.03.2017 № 03-05-04-01/13780, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Исчисление налога на спорное нежилое помещение в 2022 году из его кадастровой стоимости подтверждено требованием налогового органа от 28.06.2021, а также пояснениями главного бухгалтера <данные изъяты>».
Таким образом, будучи собственником нежилого помещения, расположенного в нежилом здании которое включено в Перечень объектов на 2022 год, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, учреждение заинтересовано в установлении его действительной рыночной стоимости.
Полагая кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной, административный истец с целью пересмотра кадастровой стоимости 27.04.2022 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области при министерстве имущественных отношений Самарской области. Решением комиссии от 25.05.2022 № 9-22-3 заявление отклонено, что явилось основанием к обращению с административным иском в суд.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен Отчет об оценке № 1206-1/22 от 30.03.2022, выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>».
Как видно из отчета, рыночная стоимость спорного нежилого помещения по состоянию на дату кадастровой оценки - 01.01.2021 определена в размере 29 470 733 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик выполнил оценку по состоянию на дату определения кадастровой стоимости нежилого помещения. Определение рыночной стоимости помещения с использованием сравнительного и доходного подходов является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от оценки затратным подходом мотивирован.
Оценщик правильно определил сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложениях с объектами недвижимости из этого сегмента рынка.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилого помещения основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы в целях опровержения доводов административного истца не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Суд также учитывает, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 15.09.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
В то же время, оснований для удовлетворения требования ГУП СО «СОИК» о возложении на административного ответчика обязанности внести в ЕГРН соответствующие изменения, суд не находит, поскольку, в силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта на основании решения суда осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения такой обязанности решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Государственного унитарного предприятия Самарской области «Самарская областная имущественная казна» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1 292,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 29 470 733 рубля.
Датой обращения ГУП СО «СОИК» с заявлением в суд считать 15.09.2022.
В удовлетворении заявления в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.11.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№