Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-396/2023 ~ M-196/2023 от 26.01.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(заочное)

16 февраля 2023 года г. Буденновск

Будённовский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Котлярова Е.А., при секретаре Кривцовой О.А., с участием:

прокурора Х.А.В.,

представителя истца Филиала «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» министерства обороны Российской Федерации Ч.К.В. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению филиала «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации к Ш.Р.М., Ш.Г.З., Ш.А.Р., Ш.Р.Р. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и взыскании денежных средств за незаконное использование чужого имущества – служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Филиал «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено Ш.Р.М. и членам его семьи (супруга - Ш.Г.З., сын - Ш.А.Р. и сын - Ш.Р.Р.) на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор найма) на период прохождения военной службы.

На основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , Ш.Р.М. исключен из списков личного состава воинской части, следовательно, утратил право пользования служебным жилым помещением.

Ш.Р.М. и члены его семьи в настоящий момент проживают в данном помещении, что подтверждается актом установления фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, спорное жилое помещение, подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения установленным порядком.

Порядок сдачи жилого помещения, регламентирован Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений» от 30 июля 2011 г. № 1133 (далее - инструкция) и фактическое освобождение служебного жилого помещения подтверждает справка о сдаче жилого помещения.

При этом, исходя из п. 3 Инструкции оформление справки жилого помещения осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в п. 5 Инструкции 2, а, именное: акта приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения, выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета, сведений из органов регистрационного учета о снятии военнослужащего (а также членов его семьи, в том числе бывших) с регистрационного учета по месту жительства.

В адрес уполномоченного органа в сфере жилищного обеспечения документы, подтверждающие фактическое освобождение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не поступали.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилого фонда относятся служебные жилые помещения.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Из изложенного следует, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определённых обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находиться только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходя из указанных норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений не приобретают самостоятельного права пользования этим служебным жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.

Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным жилищным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 742 от 29 декабря 2020 г. «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») определено специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. ст. 214, 215, ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (в ред. от 1 апреля 2016 г.) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных Вооруженным Силам Российской Федерации.

ФГАУ «Росжилкомплекс» образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. № 175 путем изменения типа, основных целей и деятельности и переименования ФГКУ «Инженерно-технический центр № 2 Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации «О реорганизации Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений» от 6 ноября 2020 г. № 583 (далее - Приказ) региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2021 г. реорганизованы путем присоединения к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ), путем создания филиалов ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ согласно перечню приложения № 1 к Приказу, в том числе, филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.

Приказом директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии е целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.

На основании вышеизложенного, имеются основания для признания ответчиков, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и их выселения из спорного жилого помещения.

Кроме того, отказ от освобождения данного жилого помещения препятствует реализации действующими военнослужащими права на обеспечения служебным жилым помещением на период прохождения военной службы, учитывая степень нуждаемости в жилищном обеспечении в данном населенном пункте.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленными федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинский части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащего ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным е военной службы, и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Постановление) определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным е военной службы, и членам их семей.

Пунктом 21 указанного постановления установлено, что денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в г. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей; в других городах и районных центрах - 3600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях: совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проживают 3 и более членов семьи; семья военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в воинском звании солдата, сержанта, матроса или старшины, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы в воинском звании солдата, сержанта, матроса или старшины, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

Пунктом 2 Постановления установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 21 настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 21 настоящего постановления.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

При расчете денежной компенсации в соответствии с настоящим постановлением членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в воинском звании офицера, прапорщика или мичмана, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы в воинском звании офицера, прапорщика или мичмана, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, норматив общей площади жилого помещения определяется исходя из состава семьи на дату гибели (смерти) указанного военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы).

Расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 21 настоящего постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 523Н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. м. общей площади жилого помещения на 2022 г., применяемой для расчета размера возмещения расходов за наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, по Ставропольскому краю, в размере 274,69 руб.

В соответствии с п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» от 30 сентября 2010 г. № 1280 служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных ст. 15.1 «Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, составляющих 18 кв. м. на одного человека.

В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилого помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма). Министерство обороны Российской Федерации выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного Постановлением.

Денежная компенсация за поднаем выплачивается из расчета: на 1-го военнослужащего - до 24 кв. м. (до 8 414,40 руб.); на семью из 2-х человек - до 36 кв. м. (до 12 621,60 руб.); на семьи из 3-х человек - до 43 кв. м. (до 15 075,80 руб.); на семью из 4-х человек - до 48 кв. м. (до 16 828,80 руб.); на семью из 5-и человек - до 60 кв. м. (до 21 036,00 руб.).

Площадь незаконно удерживаемого ответчиком жилого помещения составляет 70,98 кв. м.

В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма). Министерство обороны Российской Федерации выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, т.е. на состав семьи военнослужащего из двух человек в размере не более 26 кв. м.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования этим служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городе Буденновске, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений этим военнослужащим за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выплатил компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим в размере 728381,85 руб., исходя из следующего: 274.96 руб. (стоимость 1 кв. м.) х 70,98 кв. м. х 37 мес. = 722116,45 руб. 274.96 руб. (стоимость 1 кв. м.) х 34,3/30 календарных дней = 313,27 руб. 313,27 X 20 календарных дня = 6265,4 руб. 722116,45+6265,4 = 728381,85 руб.

В соответствии с положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При изложенных обстоятельствах, установлено, что ответчики своими действиями нарушили права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом, чем причинили убытки.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжениями своим имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого владения. В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст. 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 62-ФЗ «Об обороне» Министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации входит в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 26 названного федерального закона определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству Обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении в защиту государственных и общественных интересов.

В связи с изложенным, просит признать Ш.Р.М. и членов его семьи (супругу – Ш.Г.З., сына - Ш.А.Р. и сына - Ш.Р.Р.), утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселить их из вышеназванного жилого помещения; взыскать с Ш.Р.М. в пользу Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства в размере 728381,85 руб. за незаконное использование чужого имущества - служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Представитель истца ФГАУ «Росжилкомплекс» Ч.К.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, отдела опеки и попечительства Управления отдела образования администрации Буденновского муниципального округа, надлежаще извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о его рассмотрении в свое отсутствие, предоставив соответствующее ходатайство, оставив решение на усмотрение суда.

В соответствии с положением ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Прокурор Х.А.В. в судебном заседании полагала возможным удовлетворить заявленные ФГАУ «Росжилкомплекс» исковые требования в полном объеме.

Ответчики Ш.Р.М., Ш.Г.З., действующие в своих интересах, а также, в интересах несовершеннолетних Ш.А.Р., Ш.Р.Р., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не просили о его рассмотрении в свое отсутствие либо об отложении судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В соответствие с положением ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В связи с изложенным, с учетом мнения участников процесса, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и представителя третьего лица не явившихся, но надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в порядке заочного производства.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что Ш.Р.М. и членам его семьи - супруге Ш.Г.З., сыновьям Ш.А.Р., Ш.Р.Р., на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , на период прохождения военной службы, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

На основании приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , Ш.Р.М. исключен из списков личного состава воинской части, следовательно, утратил право пользования служебным жилым помещением.

Ш.Р.М. и члены его семьи в настоящий момент проживают в данном помещении, что подтверждается актом установления фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, спорное жилое помещение, подлежало сдаче в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения в соответствии с установленным порядком.

Порядок сдачи жилого помещения, регламентирован Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ и фактическое освобождение служебного жилого помещения подтверждает справка о сдаче жилого помещения.

При этом, исходя из и. 3 Инструкции оформление справки жилого помещения осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией в течение 5 рабочих дней с даты поступления документов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в п. 5 Инструкции 2, а, именное: акта приема-передачи и технического состояния служебного жилого помещения, выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета, сведений из органов регистрационного учета о снятии военнослужащего (а также членов его семьи, в том числе бывших) с регистрационного учета по месту жительства.

В адрес уполномоченного органа в сфере жилищного обеспечения документы, подтверждающие фактическое освобождение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не поступали.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилого фонда относятся служебные жилые помещения.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Из изложенного следует, что служебные жилые помещения предоставляются не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определённых обязанностей (работы, службы и т.п.). При этом служебные жилые помещения должны находится только в государственном или муниципальном жилищном фонде (ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходя из указанных норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений не приобретают самостоятельного права пользования этим служебным жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение.

Согласно ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным жилищным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 742 от 29 декабря 2020 г. «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») определено специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. ст. 214, 215, ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (в ред. от 1 апреля 2016 г.) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных Вооруженным Силам Российской Федерации.

ФГАУ «Росжилкомплекс» образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. № 175 путем изменения типа, основных целей и деятельности и переименования ФГКУ «Инженерно-технический центр № 2 Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации «О реорганизации Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений» от 6 ноября 2020 г. № 583 региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 1 января 2021 г. реорганизованы путем присоединения к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ), путем создания филиалов ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ согласно перечню приложения № 1 к Приказу, в том числе, филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.

Приказом директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».

Согласно ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии е целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.

На основании вышеизложенного, имеются основания для признания ответчиков, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и их выселения из спорного жилого помещения.

Кроме того, отказ от освобождения данного жилого помещения препятствует реализации действующими военнослужащими права на обеспечения служебным жилым помещением на период прохождения военной службы, учитывая степень нуждаемости в жилищном обеспечении в данном населенном пункте.

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленными федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинский части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащего ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным е военной службы, и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. № 909 определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным е военной службы, и членам их семей.

Пунктом 21 указанного постановления установлено, что денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в г. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей; в других городах и районных центрах - 3600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях: совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, указанными в абзаце первом настоящего пункта, проживают 3 и более членов семьи; семья военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в воинском звании солдата, сержанта, матроса или старшины, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы в воинском звании солдата, сержанта, матроса или старшины, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

Пунктом 2 Постановления установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 21 настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 21 настоящего постановления.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

При расчете денежной компенсации в соответствии с настоящим постановлением членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в воинском звании офицера, прапорщика или мичмана, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы в воинском звании офицера, прапорщика или мичмана, состоявшего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, норматив общей площади жилого помещения определяется исходя из состава семьи на дату гибели (смерти) указанного военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы).

Расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 21 настоящего постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 523Н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.м общей площади жилого помещения на 2022 г., применяемой для расчета размера возмещения расходов за наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, по Ставропольскому краю, в размере 274,69руб.

В соответствии с и. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» от 30 сентября 2010 г. № 1280 служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных ст. 15.1 «Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, составляющих 18 кв. м на одного человека.

В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилого помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма). Министерство обороны Российской Федерации выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного Постановлением.

Денежная компенсация за поднаем выплачивается из расчета: на 1-го военнослужащего - до 24 кв. м. (до 8 414,40 руб.); на семью из 2-х человек - до 36 кв. м. (до 12 621,60 руб.); на семьи из 3-х человек - до 43 кв. м. (до 15 075,80 руб.); на семью из 4-х человек - до 48 кв. м. (до 16 828,80 руб.); на семью из 5-и человек - до 60 кв. м. (до 21 036,00 руб.).

Площадь незаконно удерживаемого ответчиком жилого помещения составляет 70,98 кв. м.

В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемы для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма). Министерство обороны Российской Федерации выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, т.е. на состав семьи военнослужащего из двух человек в размере не более 26 кв. м.

Таким образом, министерство обороны Российской Федерации понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования этим служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городе Буденновске, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений этим военнослужащим за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выплатил компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим в размере 728381,85 руб., исходя из следующего: 274.96 руб. (стоимость 1 кв. м.) х 70,98 кв. м. х 37 мес. = 722116,45 руб. 274.96 руб. (стоимость 1 кв. м.) х 34,3/30 календарных дней = 313,27 руб. 313,27 X 20 календарных дня = 6265,4 руб. 722116,45+6265,4 = 728381,85 руб.

В соответствии с положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При изложенных обстоятельствах, установлено, что ответчики своими действиями нарушили права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом, чем причинили убытки.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжениями своим имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления владеют и пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого владения. В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст. 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

При таких обстоятельствах, с учетом исследованных судом доказательств, суд полагает, что исковые требования Филиала «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» министерства обороны Российской Федерации являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что истцом заявлены исковые требования имущественного характера в размере 728381,85 рублей и неимущественного характера, а истцом государственная пошлина не оплачивалась, так как последний освобожден от ее уплаты, с ответчиков в доход бюджета Будённовского муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей по требованиям неимущественного характера и 10483 рубля 81 копейка по требованиям имущественного характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования акционерного общества филиала «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации к Ш.Р.М., Ш.Г.З., Ш.А.Р., Ш.Р.Р. – удовлетворить.

Признать Ш.Р.М. и членов его семьи (супругу – Ш.Г.З., сына - Ш.А.Р. и сына - Ш.Р.Р.), утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселить их из вышеназванного жилого помещения.

Взыскать с Ш.Р.М. в пользу Министерства обороны Российской Федерации, денежные средства в размере 728381 рубль 85 копеек за незаконное использование чужого имущества - служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Взыскать с Ш.Р.М., Ш.Г.З., Ш.А.Р., Ш.Р.Р.) в доход бюджета администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Взыскать с Ш.Р.М. в доход бюджета администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 10 483 рубля 81 копейку.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Мотивированное решение составлено 21 февраля 2023 года.

Судья Е.А. Котляров

2-396/2023 ~ M-196/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филиал Южный ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ "Росжилкомплекс»)
Ответчики
Шерпеев Рустам Мураталиевич
Информация скрыта
Шерпеева Гульжага Зарифуллаевна
Другие
Буденновская межрайонная прокуратура
Суд
Буденновский городской суд Ставропольского края
Судья
Котляров Евгений Александрович
Дело на сайте суда
budenovsky--stv.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
27.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Подготовка дела (собеседование)
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее