Дело №12-156/2023
(43RS0002-01-2023-002712-12)
РЕШЕНИЕ
23 июня 2023 года г. Киров
Судья Первомайского районного суда г. Кирова Юсупов Т.Ф.,
с участием защитника ООО «Кировсигналпроект» Дубовцева И.Н.,
рассмотрев материалы административного дела и жалобу защитника ООО «Кировсигналпроект» Дубовцева И.Н. на постановление №508-А от 31.03.2023, вынесенное заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области Машковцевой Е.Ю. о привлечении ООО «Кировсигналпроект» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП,
УСТАНОВИЛ:
31.03.2023 постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области Машковцевой Е.Ю., ООО «Кировсигналпроект» (далее по тексту – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Защитник ООО «Кировсигналпроект» обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой он, не оспаривая событие правонарушения, ссылаясь на то, что ООО «Кировсигналпроект» является субъектом малого предпринимательства, просит отменить обжалуемое постановление в части наказания и назначить обществу наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании защитник ООО «Кировсигналпроект» доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области в судебное заседание не явился.
Выслушав мнение участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных предусмотрена административная ответственность.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, ответственные за представление статистической информации.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон №282-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 8 Закона №282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно статье 4 названного Закона основными принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются полнота, достоверность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620 (далее – Положение №620).
В силу пункта 3 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами – созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 указанного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420 (далее – Положение №420), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.
В полномочия, осуществляемые Росстатом, включается утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 5.5 Положения №420).
Приказом Росстата от 09.10.2020 №627 утверждена форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления», в соответствии с которой юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляют сведения территориальному органу Роприроднадзора в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Кировсигналпроект» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.2015.
Письмом №РС-03-2307 от 28.02.2023, ООО «Кировсигналпроект» включено в список респондентов, не представивших сведения по Форме №2-ТП (отходы) за 2022 год Западно-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора.
Респонденты, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение по Форме №2-ТП (отходы) за 2022 год, проинформированы о порядке и сроках предоставления сведений по Форме №2-ТП (отходы) в письменной форме (письмо Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.02.2023 №РС-03-2307) и путем размещения перечня респондентов, образца Формы №2-ТП (отходы) и указаний по ее заполнению на официальном сайте Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (http://59.rpn.gov.ru) в разделе «Природопользователям» («Отчетность»).
Письмо Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.02.2023 №РС-03-2307 получено ООО «Кировсигналпроект», согласно входящему штампу – 22.03.2023.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 31.03.2023 следует, что ООО «Кировсигналпроект» не предоставило в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора первичные статистические данные по Форме №2-ТП (отходы) за 2022 год, что является нарушением требований Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620.
Фактически Форма №2-ТП (отходы) за 2022 год в установленные сроки не предоставлена.
Дата совершения административного правонарушения – 02.02.2023.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, ООО «Кировсигналпроект» в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства состоит в категории «малое предприятие».
Таким образом, ООО «Кировсигналпроект» является респондентом по указанной форме и обязано предоставлять первичные статистические данные в установленный для этого срок.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину Общества в совершении правонарушения и являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим виновность Общества, у суда оснований не имеется. В то же время, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невиновности ООО «Кировсигналпроект».
Оценивая доводы о применении положений законодательства об административных правонарушениях и замене штрафа на предупреждение, суд исходит из следующего.
Исходя из требований ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ (в редакции от 14.07.2022 №290-ФЗ), за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Действия ООО «Кировсигналпроект» не повлекли причинения вреда, предусмотренного в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ.
ООО «Кировсигналпроект» относится к субъектам малого предпринимательства.
Вместе с тем, в сфере официального статистического учета ни Росстат, ни его территориальные органы не осуществляют государственный контроль (надзор), правовое регулирование которого устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Данных, указывающих, что правонарушение было выявлено в результате соответствующих процедур, предусмотренных указанным Федеральным законом, суду не представлено.
Соответственно, в отсутствие одного из обязательных условий для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, данные положения не могут быть применены.
Предусмотренных законом оснований для применения к ООО «Кировсингалпроект» положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, несмотря на последующее направление в территориальное подразделение Росстата отчета, суд не усматривает, ввиду следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 №1552-О, №1553-0), использование ст. 2.9 КоАП РФ, допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Непредоставление в установленный законом срок респондентом статистической информации приводит к нарушениям технологического процесса обработки информации и создает угрозу нарушения сроков предоставления официальной статистической информации всем категориям пользователей, что в свою очередь, является препятствием для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области Машковцевой Е.А. № 508-А от 31.03.2023 о привлечении ООО «Кировсигналпроект» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.Ф. Юсупов