Дело № 2-1198/2022
УИД дела: 78RS0016-01-2021-006585-33 03 июня 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Т.И.,
при секретаре Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> к ФИО2 об обеспечении доступа в жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором просил обязать ФИО2 обеспечить доступ в принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для проведения осмотра с целью проверки наличия или отсутствия в данной квартире перепланировки и (или) переустройства.
В обоснование требований истец указал, что предписание, направленное в адрес ответчика по почте, с требованием об обеспечении доступа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не исполнил, что препятствует исполнению Администрацией установленной жилищным законодательством функции по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>.
В судебное заседание представитель истца ФИО1 явился, исковые требования поддержал.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, возражений по существу иска не представила, о месте и времени слушания дела уведомлена по адресу регистрации, однако почтовые уведомления возвращены в суд за истечением срока хранения.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).
Учитывая, что суду не известен иной адрес проживания ответчика, нежели указанный в адресной справке в качестве адреса регистрации места жительства, суд полагает его извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как установлено п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации конституционное право гражданина может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Российской Федерацией, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. п. 1, 4 ст. 30 ЖК РФ).
Статьей 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно п. 8 ст. 13 названного Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктами 7 и 9.1 части 1 статьи 14 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки помещений; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании и (или) об отказе в согласовании переустройства и перепланировки помещений в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений, а также по иным вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 1.1, 2.1 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно нормам Положения, задачами администрации являются, в частности осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах законности, правопорядка и безопасности.
Подп. "е" п. 34 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном жилом доме обязаны допускать представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных правовых норм Администрация наделена полномочиями по контролю за соблюдением норм жилищного законодательства с целью обеспечения использования жилых помещений в многоквартирных домах исключительно для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, вправе требовать допуска в жилое помещение для проведения осмотра с целью выявления нарушений правил пользования жилым помещением, а собственники и пользователи жилых помещений в многоквартирных домах обязаны предоставить такой допуск.
Органом, осуществляющим от имени Администрации района функции по определению соответствия проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, согласованию проектов на переустройство и перепланировку помещений в многоквартирном доме без изменения их назначения, а также полномочия приемочной комиссии по оформлению акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства и(или) перепланировки и соответствие выполненных работ согласованным проектам, является районная межведомственная комиссия, создаваемая администрациями районов в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № "О создании межведомственных комиссий" (п. п. 1.1, 2.1.2, 2.1.6.1, 2.1.7 Положения о районных МВК).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 14-16).
В указанной квартире ответчица зарегистрирована (л.д. 68).
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией на основании обращения гражданина в администрацию <адрес>, в целях проверки квартиры на предмет наличия/отсутствия перепланировки и (или) переустройства, осуществлен выход в <адрес>, однако доступ в квартиру не был обеспечен (л.д. 18).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об обеспечении доступа в квартиру членам Межведомственной комиссии Адмиралтейского района с целью проведения проверки наличия/отсутствия несогласованной перепланировки и переустройства жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-25).
Членами Межведомственной комиссии Адмиралтейского района ДД.ММ.ГГГГ совершен повторный выход в указанный адрес, однако предписание № от ДД.ММ.ГГГГ исполнено не было, доступ в квартиру не обеспечен (л.д. 26).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрен федеральным законом.
В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд, как предусмотрено ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Истцом, наделенным полномочиями по требованиям к собственникам об обеспечении доступа в жилое помещение для осуществления проверок на наличие или отсутствие несогласованной перепланировки или переустройства, представлены доказательства непредоставления ответчиком доступа в жилое помещение.
Ответчик предоставленным ему правом на представление возражений по предъявленным исковым требованиям не воспользовался, доказательств исполнения предписания и обеспечения доступа в жилое помещение Межведомственной комиссии не представил.
Действия (бездействие) ответчика по непредоставлению доступа в жилое помещение препятствует выявлению фактов нарушения требований жилищного законодательства, в том числе ст. ст. 26 - 29 ЖК РФ, а также реализации полномочий истца по достижению основных целей и выполнению задач, предусмотренных Положением об администрации района Санкт-Петербурга, создают угрозу нарушения публичных интересов, а также прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц. При изложенных обстоятельствах требования администрации <адрес> об обязании ответчика в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ представителям администрации в <адрес> являются правомерными, подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, вправе установить срок, в течение которого должник обязан совершить соответствующие действия. Такое указание может быть произведено судом с учетом конкретных обстоятельств дела и только при наличии соответствующего ходатайства истца.
С учетом обстоятельств дела, суд считает, что заявленный истцом двухнедельный срок с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу для обеспечения ответчиком доступа членам Межведомственной комиссии Администрации <адрес> с целью проведения осмотра принадлежащего им на праве собственности жилого помещения является разумным, достаточным, отвечающим признакам реальности и целесообразности.
При разрешении спора по существу суд обязан решить вопрос о распределении судебных расходов. Так как в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации <адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО2 в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ представителям Администрации <адрес> для проведения обследования с целью проверки наличия или отсутствия перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.
Взыскать с ФИО2 к доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.