Дело № 2-1897/2023
УИД № 01RS0006-01-2023-001818-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи ФИО4
при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Республики Адыгея в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования МО «<адрес>», МБОУ «Средняя школа №» об обязании выделить денежные средства и приобрести оборудование,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Адыгея в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образования МО «<адрес>», МБОУ «Средняя школа №» <адрес> :
- об обязании Управление образования МО «<адрес>» выделить денежные средства для приобретения МБОУ «СШ №» необходимого оборудования, а именно: грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента вступления решения с в законную силу.
- об обязании МБОУ «СШ №» приобрести оборудование, а именно грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования МО «<адрес>».
<адрес> с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа №» пгт. Энем (далее - МБОУ «СШ №»), по результатам которой выявлены нарушения названного законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Согласно п. 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, от 05.11.2013 № 822н (далее - Порядок), организацию оказания первичной медицинской санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с п. 9 Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно п. 11 Порядка, помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями, согласно стандарту оснащения (приложение № к настоящему Порядку).
При этом, проведенной проверкой установлено, что оснащение медицинского блока МБОУ «СШ №» не соответствует Стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Так, в медицинском блоке образовательного учреждения отсутствуют грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Закона № 323-ФЭ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Как следует из ст. 160.2.1 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
В статье 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Согласно п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом РФ в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта России.
Управление образования муниципального образования «<адрес>» осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств районного бюджета и соответственно осуществляет финансирование деятельности учреждения. Таким образом, Управление образования муниципального образования «<адрес>» по отношению к МБОУ «СШ №» является главным распорядителем денежных средств, что определяет объем его ответственности за выявленные в учреждении нарушения. Имущественная ответственность МБОУ «СШ №» по своим обязательствам не ocвoбoждает Управление образования муниципального образования «<адрес>» от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
Вместе с тем, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «СШ №» внесено представление об устранении указанных в настоящем исковом заявлении нарушений, на которое ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ от МБОУ «СШ №» о том, что закупка и ввод в эксплуатацию необходимого оборудования производится по мере поступления финансовых средств и график закупок обусловлен особенностями финансирования учреждения.
На основании изложенного, просит:
- обязать Управление образования МО «<адрес>» выделить денежные средства для приобретения МБОУ «СШ №» необходимого оборудования, а именно: грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента вступления решения с в законную силу.
- обязать МБОУ «СШ №» приобрести оборудование, а именно грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования МО «<адрес>».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Управление образования МО «<адрес>», МБОУ «СОШ №», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явились, суд о причинах неявки не извещен.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, приходит к следующему выводу:
<адрес> с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа №» пгт. Энем (далее - МБОУ «СШ №»), по результатам которой выявлены нарушения названного законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Согласно п. 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, от 05.11.2013 № 822н (далее - Порядок), организацию оказания первичной медицинской санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с п. 9 Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно п. 11 Порядка, помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями, согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).
При этом, проведенной проверкой установлено, что оснащение медицинского блока МБОУ «СШ №» не соответствует Стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Так, в медицинском блоке образовательного учреждения отсутствуют грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Закона № 323-ФЭ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Как следует из ст. 160.2.1 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
В статье 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Согласно п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом РФ в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта России.
Управление образования муниципального образования «<адрес>» осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств районного бюджета и соответственно осуществляет финансирование деятельности учреждения. Таким образом, Управление образования муниципального образования «<адрес>» по отношению к МБОУ «СШ №» является главным распорядителем денежных средств, что определяет объем его ответственности за выявленные в учреждении нарушения. Имущественная ответственность МБОУ «СШ №» по своим обязательствам не ocвoбoждает Управление образования муниципального образования «<адрес>» от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
Вместе с тем, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «СШ №» внесено представление об устранении указанных в настоящем исковом заявлении нарушений, на которое ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ от МБОУ «СШ №» о том, что закупка и ввод в эксплуатацию необходимого оборудования производится по мере поступления финансовых средств и график закупок обусловлен особенностями финансирования учреждения.
При таких обстоятельствах,
На основании изложенного, суд считает необходимым:
- обязать Управление образования МО «<адрес>» выделить денежные средства для приобретения МБОУ «СШ №» необходимого оборудования, а именно: грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента вступления решения с в законную силу.
- обязать МБОУ «СШ №» приобрести оборудование, а именно грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования МО «<адрес>».
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> Республики Адыгея в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования МО «<адрес>», МБОУ «Средняя школа №» об обязании выделить денежные средства и приобрести оборудование, - удовлетворить полностью.
Обязать Управление образования МО «<адрес>» выделить денежные средства для приобретения МБОУ «СШ №» необходимого оборудования, а именно: грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента вступления решения с в законную силу.
Обязать МБОУ «СШ №» приобрести оборудование, а именно грелки медицинские в количестве 2 шт., жгуты кровоостанавливающие резиновые - 2 шт., травмотологической укладки недоукомплектованная, зондов желудочных разных размеров - 4 шт., термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов - 1 шт., посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 комплект, стола рабочего - 1 шт., стулья - 5 шт., кушетки - 1 шт., ширмы медицинской - 1 шт., шкафа медицинского для хранения лекарственных средств - 1 шт., бикса большого - 1 шт., бикса малого - 1 шт., пинцета - 3 шт., корцанга - 3 шт., ножниц - 2 шт., принтера - 1 комплект в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования МО «<адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья ФИО5