Дело № 2-429/2019 год
55RS0034-01-2019-000521-63
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тара Омской области 06 августа 2019 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием представителя истца помощника Тарского межрайонного прокурора Саюн А.В., представителя МУП «Тараводоканал» Копыльцова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Тарского межрайонного прокурора к МУП «Тараводоканал» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности провести согласование деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства,
У С Т А Н О В И Л:
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, указав, что проведенной проверкой установлено, что МУП «Тараводоканал» согласование деятельности по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, а также сбор и обработку сточных вод в р. Иртыш с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не осуществило, в связи с чем с сентября 2018 года водный объект используется без соответствующего согласования. В связи с указанными нарушениями межрайонной прокуратурой в МУП «Тараводоканал» 31.01.2019 внесено представление об устранении допущенных нарушений. Между тем, по состоянию на 25.06.2019 нарушения не устранены, согласование не получено. Просит суд признать незаконным бездействие МУП «Тараводоканал» в части не проведения согласования деятельности по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, а также сбор и обработку сточных вод в р. Иртыш с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, обязать МУП «Тараводоканал» провести согласование указанной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в срок до 01.03.2020.
Представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Саюн А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что не возражает против продления срока исполнения требований прокурора до 31.12.2020, учитывая специфику исследования.
Представитель ответчика Копыльцов А.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что срок до 01.03.2020, указанный в иске прокурором, не достаточен, поэтому просил установить срок исполнения решения до 31.12.2020, указав, что для проведения исследования воздействия деятельности водозабора на биоресурсы реки Иртыш необходимо 14 месяцев по информации Новосибирского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр». В настоящее время договор на данные работы не заключен.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса России, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также, предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями статей 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, поверхностные и подземные воды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно части 2 данной статьи указанная в части 1 названной статьи деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил).
В силу п. 4 Правил юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
Согласно п. 8 Правил Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (далее - деятельность) в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации.
Как установлено в судебном заседании, основным видом экономической деятельности МУП «Тараводоканал» является - «забор, очистка и распределение воды», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 25.06.2019 (л.д. 10-16).
Согласно п. 2.2 Устава МУП «Тараводоканал», предметом деятельности предприятия является предоставление населению и организациям услуг по водоснабжению, водоотведению жилых и нежилых помещений надлежащего качества, обеспечение бесперебойного функционирования объектов водоснабжения и водоотведения. Видами деятельности предприятия среди прочих являются: забор, очистка и распределение воды для бытовых и промышленных нужд, сбор и очистку сточных вод (п.2.3 Устава).
В судебном заседании установлено, что МУП «Тараводоканал» с 01.09.2018 осуществляет деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, а также сбору и обработке сточных вод в р. Иртыш, однако согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не предприятием не осуществлено.
В связи с указанными нарушениями Тарской межрайонной прокуратурой 31.01.2019 в адрес МУП «Тараводоканал» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов (л.д. 6-7).
В ответе от 28.02.2019 на указанное представление МУП «Тараводоканал» указало, что услуги по водоснабжению и водоотведению являются регулируемым видом деятельности. Тарифы на данные услуги были утверждены РЭК Омской области 19.12.2018, однако затраты необходимые для оформления разрешительной природоохранной документации в части водоотведения приняты частично, а в части водоснабжения не приняты полностью. В свою очередь МУП «Тараводоканал» принимает меры для получения согласования Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (л.д.8-9).
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что МУП «Тараводоканал» допущены нарушения законодательства о рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов. Ссылка на недостаток денежных средств необходимых на оплату услуг по разработке и согласованию разрешительной природоохранной документации не может быть принята во внимание. Принятые приказы РЭК Омской области от 19.12.2018 об установлении тарифа на водоснабжение и водоотведение не были оспорены ответчиком в установленном порядке. Суд учитывает, что с момента вынесения Тарской межрайонной прокуратурой 31.01.2019 ответчиком не было предпринято должных мер по согласованию деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса России при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению с предоставлением срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 31.12.2020, учитывая пояснения сторон. Суд считает, что данный срок является реальным и достаточным для исполнения требований.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика МУП «Тараводоканал» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден в соответствии с действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Тараводоканал» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «Тараводоканал» в части не проведения согласования деятельности по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, а также сбор и обработку сточных вод в р. Иртыш с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Обязать МУП «Тараводоканал» провести согласование деятельности по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, а также сбор и обработку сточных вод в реку Иртыш с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в срок до 31.12.2020 (тридцать первого декабря две тысячи двадцатого) года.
Взыскать с МУП «Тараводоканал» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход бюджета Тарского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 06 августа 2019 года.
Согласовано