№5-39/2023
21RS0001-01-2023-000407-61
Постановление
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ года г. Алатырь
Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Назарова Н.М., рассмотрев дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Денисовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
30 декабря 2021 года Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в адрес Денисовой <данные изъяты>, которая является собственником объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Каменное одноэтажное здание, конец XIX – начало ХХ в.», расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый № и №) направлено предписание №, которое вынесено по результатам акта осмотра объекта культурного наследия по результатам мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия/систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 19 августа 2021 года, а именно:
состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов:
а) общее: удовлетворительное.
б) фундаменты ленточные. Местами наблюдается отслоение окрасочного слоя и нарушение кладки.
в) цоколи и отмостки. Цоколь кирпичный, оштукатуренный. В цоколе наблюдаются трещины, участки отслоения окрасочного и штукатурного слоев. Асфальтовая отмостка имеется только вдоль главного входа.
г) Стены кирпичные. Окрашенные. Стены увенчаны профилированным карнизом с полосой «сухариков». На стенах наблюдаются трещины, участки отслоения окрасочного и штукатурного слоев. С южной стороны торец здания обшит плоскими плитами шифера и металлическими профилированными листами. Там же имеются разрушения части профилированного карниза с полосой «сухариков», обшитой плоскими плитами шифера.
д) Элементы декоративного оформления фасадов. Фасад обильно декорирован фигурной кладкой. Вход в здание справа фланкирован сдвоенными ионическими колоннами.
е) Крыша вальмовая (четырехскатная). Центр акцентирован башнеобразным выступом с шатровой крышей. Пластика объема обогащена аттиками с лучковым верхом и с круглыми люкарнами, столбиками парапета. Состояние удовлетворительное. Наблюдается поросли деревьев на кровле. Требуется восстановление водосточной системы кровли.
Состояние внутренних архитектурно-конструктивных элементов.
а) Общее: удовлетворительное.
б) Перекрытия: деревянные, утепленные, не обследовались.
в) внутренние стены – не обследовались.
г) Двери и окна. Оконные заполнения деревянные. Столярные заполнения некоторых окон заменены на пластиковые. Состояние удовлетворительное, у окон имеется остекленение. Прямоугольные окна обрамлены своеобразными наличниками с ионическими колонками и подчеркнуты массивными лучковыми сандриками с кронштейнами и подонными филенками. На обрамлениях верхних частей окон наблюдаются поросли деревьев. Входные группы находятся в удовлетворительном состоянии. Первый входной проем заполнен деревянной дверью, обшитой оцинкованной сталью, второй – металлической.
д) над первой входной группой установлены рекламные вывески, посредством укрепления болтов к стене, без проектно-разрешительной документами, согласованной в установленном законодательством порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
е) Вторая входная группа выполнена в виде металлического каркаса с кованными изделиями со сводчатой крышей, выполненной из сотового поликарбоната. На входной двери размещена вывеска организации, без проектно-разрешительной документации, согласованной в установленной порядке с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. В связи с изложенным правообладателю здания вышеуказанного объекта культурного наследия предписывается в срок до 31 декабря 2022г. провести работы по устранению выявленных нарушений, согласно ст.45 ФЗ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Денисова С.В. не явилась, извещена о времени, дате и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики – ФИО1, действующий на основании доверенности, пояснил, что фактически Денисовой С.В. предписание было исполнено. Здание покрашено. Денисовой С.В. была нарушена процедура, она не представила в Министерство проектно-разрешительную документацию. Просил наказание назначить ниже низшего предела.
Частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Денисовой С.В. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Согласно абзацу 1 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, к которым в силу абзаца 5 статьи 3 настоящего Федерального закона относятся памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются названным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацам 1 и 3 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Из пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ следует, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) срок устранения продлен автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения предписания без ходатайства контролируемого лица, то есть до 31 марта 2023 года.
В судебном заседании установлено, что Денисова С.В. является собственником объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Каменное одноэтажное здание, конец XIX – начало ХХ в.», расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый № и №) (л.д. 10-25).
30 декабря 2021 года Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в адрес собственника объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) Денисовой <данные изъяты> направлено предписание № о необходимости в срок до 31 декабря 2022 г. провести работы по устранению выявленных нарушений согласно ст.45 Федерального закона (л.д. 4-5).
Срок исполнения п.1 предписания № от 30.12.2021 был автоматически продлен до 31 марта 2023 года.
Материалы дела данных о получении указанного предписания не содержат.
По указанным основаниям должностным лицом Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в отношении Денисовой <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, противоречий не усматривается.
Предписание от ДД.ММ.ГГГГ суд признает законным, поскольку оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав Денисовой С.В. и не отменено в установленном действующим законом порядке.
Неотмененные к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписания органов, осуществляющих государственный надзор, обязательны для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Действия Денисовой С.В. суд квалифицирует по части 18 статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В ходе производства по делу представитель Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики ФИО1 последовательно заявлял, что фактически Денисовой С.В. предписание было выполнено, здание покрашено. Однако, Денисовой С.В. в орган, выдавший предписание не была представлена соответствующая документация.
Данный факт подтверждается исследованными в судебном заседании материалами.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное Денисовой С.В., хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий, а также конкретных обстоятельств настоящего дела не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
На основании ст.19.5 ч.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9 – 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
освободить Денисову <данные изъяты> от административной ответственности по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Алатырского районного суда
Чувашской Республики Н. М. Назарова