Судья Черняков Н.Н. адм. дело № 33а–6950/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 11 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Набок Л.А., Самариной Е.Г.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора Самарского района г. Самары Малафеева А.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 22 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Начальник ОП № 6 Управления МВД России по г. Самаре обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Старостина С.В., освобожденного 16.11.2018 из мест лишения свободы по отбытию срока наказания, указав, что Старостин С.В. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, поэтому в отношении него возможно установление административного надзора в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просил суд установить в отношении Старостина С.В. административный надзор сроком до 22 июля 2024 г. и административные ограничения в виде запрета пребывания вне дома (по месту регистрации) в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой, и обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 22 апреля 2019 года административное исковое заявление начальника ОП № 6 Управления МВД России по г. Самаре удовлетворено, в отношении Старостина С.В. установлен административный надзор сроком до погашения судимости, то есть до 22.07.2024, с применением административных ограничений в виде: – запрета пребывания вне дома (по месту регистрации) в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой; – обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В апелляционном представлении и дополнительном апелляционном представлении помощник прокурора Самарского района г. Самары Малафеев А.В. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение, которым срок административного надзора Старостину С.В. установить до 01.03.2022 со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью первой статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре, Закон) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
В соответствии со статьей 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений (пункты 1, 2 части 1). В отношении указанного лица административный надзор устанавливается в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3).
Пунктами 2 и 4 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Закона об административном надзоре, согласно которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу требований части 2 статьи 4 вышеуказанного Закона об административном надзоре, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исходя из части 8 статьи 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Как следует из материалов дела, приговором Самарского районного суда г. Самары от 09 октября 2013 года, вступившим в законную силу, Старостин С.В. осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к трем годам шести месяцам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Согласно приговору суда в действиях Старостина С.В. имеется опасный рецидив преступлений.
22 июля 2016 года Старостин С.В. освободился из мест лишения свободы условно-досрочно на неотбытый срок 8 месяцев 27 дней на основании постановления Волжского районного суда Самарской области от 11 июля 2016 года.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. Федерального закона действовавшего на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Вступившим в законную силу решением Самарского районного суда г. Самары от 15 июня 2017 года Старостину С.В. был установлен административный надзор сроком на восемь лет до погашения судимости, то есть до 22.07.2024, и административные ограничения.
В период нахождения под административным надзором Старостиным С.В. совершено преступление, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Установлено, что приговором Самарского районного суда г. Самары от 01 октября 2018 года, вступившим в законную силу, Старостин С.В. осужден по ч. 2 ст. 314.1, ч. 5 ст. 69 УК РФ к пяти месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
16 ноября 2018 года Старостин С.В. освободился из мест лишения свободы по отбытии срока наказания.
Согласно справке УУП ОУУП и ПДН ОП № 6 Управления МВД России по г. Самаре от 01.04.2019, Старостин С.В. злоупотребляет алкоголем, официально не трудоустроен, неоднократно привлекался к административной ответственности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Разрешая заявленные начальником ОП № 6 Управления МВД России по г. Самаре требования об установлении административного надзора, суд первой инстанции учитывая положения Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 26 и 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», пришёл к правильному выводу об установлении в отношении Старостина С.В. (поднадзорного лица) административного надзора по приговору Самарского районного суда г. Самары от 09.10.2013 за совершение тяжкого преступления, за которое предусмотрен более длительный срок административного надзора, чем по последнему приговору суда.
Административные ограничения установлены в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом данных о личности Старостина С.В., а также исходя из образа его жизни, обстоятельств совершенных им умышленных преступлений.
Оснований для изменения административных ограничений судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия исходя из положений п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разъяснений, содержащихся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15, считает необходимым изменить судебный акт, дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что срок административного надзора в отношении Старостина С.В. подлежит исчислению со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Самарского районного суда г. Самары от 09.10.2013. В остальной части решение суда изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 22 апреля 2019 года изменить.
Установить в отношении Старостина С.В., ДД.ММ.ГГГГ., уроженца г. Куйбышев, административный надзор сроком до погашения судимости, то есть на 8 (восемь) лет.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания:
«Срок административного надзора Старостину С.В., ДД.ММ.ГГГГ., уроженцу г. Куйбышев, исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Самарского районного суда г. Самары от 09.10.2013».
В остальной части решение Самарского районного суда г. Самары от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Самарского района г. Самары Малафеева А.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи