Дело № 21-222/2024
РЕШЕНИЕ
24 апреля 2024 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Гришине К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница» СВА на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Александровского РОСП ГУ ФССП России по Оренбургской области от 19 декабря 2023 года и решение судьи Александровского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница»,
установил:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Александровского РОСП ГУ ФССП России по Оренбургской области № от 19 декабря 2023 года (с учетом постановления об исправлении описки от 1 февраля 2024 года), оставленным без изменения решением судьи Александровского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2024 года, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Александровская районная больница» (далее – ГБУЗ «Александровская РБ») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, главный врач ГБУЗ «Александровская районная больница» СВА выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их отменить.
Лица, участвующие в деле: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ГБУЗ «Александровская РБ», главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница» СВА, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, извещенные надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, не явились, не ходатайствовали об отложении, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника учреждения Дымова А.Н., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ установлено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет административную ответственность.
В соответствии со статьей 5, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В статье 105 Федерального закона № 229-ФЗ закреплено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Согласно статье 113 Федерального закона 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учётом выше приведённых правовых норм, защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Из материалов дела следует, что решением Александровского районного суда Оренбургской области от 12 января 2017года на ГБУЗ «Александровская РБ» возложена обязанность в срок до 30 декабря 2017 года провести мероприятия по оснащению оборудованием Романовского ФАП, Тукаевского ФАП, Георгиевского ФАП Зеленорощинского ФАП, Новоникитинского ФАП, Загорского ФАП, Новомихайловского ФАП, Каменского ФАП, Петровского ФАП, Озерского ФАП, Комсомольского ФАП, Северного ФАП, Кутучевского ФАП, Актыновского ФАП, Юртаевского ФАП, Яфаровского ФАП, Султакаевского ФАП, Украинского ФАП, Марксовского ФАП, Канчировского ФАП, Добринского ФАП Исянгильдиновского ФАП, Новоникольскоro ФАП, Дмитриевского ФАП, Чебоксаровского ФАП, Успенского ФАП, Михайловского ФАП, Новоспасского ФАП в соответствии со стандартом оснащения фельдшерско-акушерского пункта, установленного «Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, согласно представленным спискам.
Определением Александровского районного суда от 15 января 2018года ГБУЗ «Александровская РБ» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 12 января 2017 года на срок до 30декабря 2018 года.
Определением Александровского районного суда от 23 января 2019года должнику отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 12 января 2017года.
На основании выданного Александровским районным судом Оренбургской области исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП УФССП России по Оренбургской области 5 марта 2019 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника ГБУЗ «Александровская РБ», установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда с момента получения постановления.
22 марта 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
15 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем ГБУЗ «Александровская РБ» предоставлен срок для исполнения решения суда от 12 января 2017 года до 28 сентября 2020 года. Копия указанного постановления вручена должнику 16 сентября 2020 года.
16 сентября 2020 года ГБУЗ «Александровская РБ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
29 января 2021 года ГБУЗ «Александровская РБ» постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП вынесено постановление об обязании ГБУЗ «Александровская РБ» исполнить решение суда от 12 января 2017 года, до 15 февраля 2021 года.
Определением Александровского районного суда от 7 июня 2022года исполнительное производство № 2710/19/56007-ИП прекращено в части обязания ГБУЗ «Александровская РБ» провести мероприятия по оснащению оборудованием Комсомольского, Юртаевского, Новоникитинского, Курпячевского, Каяпкуловского, Озерского, Актыновского и Новоспасского ФАПов.
Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП от 8 июня 2023 года назначен новый срок исполнения - до 13 июня 2023 года. Указанное постановление получено должником 8 июня 2023 года.
17 июля 2023года был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренный ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом-исполнителем Александровского РОСП от 17 июля 2023 года ГБУЗ «Александровская РБ» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Решением судьи Александровского районного суда Оренбургской области от 23 августа 2023 года постановление по делу об административном правонарушении от 17 июля 2023 года отменено, материалы дела об административном правонарушении возвращены на новое рассмотрение.
19 декабря 2023 года (с учетом постановления об исправлении описки от 01 февраля 2024 года) постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава исполнителя ГБУЗ «Александровская РБ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью2 статьи17.15 КоАП РФ.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Фактические обстоятельства дела и вина ГБУЗ «Александровская РБ» подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17 июля 2023 года; копией исполнительного листа; постановлением о возбуждении исполнительного производства от 5 марта 2019 года; постановлением о взыскании исполнительского сбора; постановлением по делу об административном правонарушении от 16 сентября 2020 года по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, постановлением об установлении срока от 08 июня 2023 года и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ГБУЗ «Александровская РБ» квалифицированы по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда обоснованно сочли, что ГБУЗ «Александровская РБ» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доводы поданной в областной суд жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Аналогичные доводы были предметом проверки, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении суда, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и пересмотре дела по жалобе на постановление в соответствии с требованиями статьей 24.1, 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судьей районного суда были изучены и проанализированы все обстоятельства данного дела об административном правонарушении и им дана надлежащая правовая оценка.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о своевременности и достаточности принятия должником всех мер для исполнения судебного решения. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих должнику исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, суду не представлено.
Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). Таких сведений в материалах дела не имеется.
С момента вынесения судебного решения прошел длительный срок, в течение которого должником не предпринимались своевременные и достаточные меры для его исполнения.
Указание защитника на отсутствие предоставления финансирования на исполнение решения суда со стороны Министерства здравоохранения Оренбургской области не может являться безусловным основанием для отмены принятых по делу решений, поскольку материалы дела содержат письмо адресованное Министерству здравоохранения Оренбургской области о необходимости выделения денежных средств для исполнения решения Александровского районного суда от 12 января 2017 года датированное 15 августа 2023 года, то есть после составления протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, что не может быть расценено как своевременные действия, предпринятые учреждением, направленные на исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом до 13 июня 2023 года.
Кроме того, должник в установленном порядке в период с 2019 года не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.
Объективные данные, подтверждающие то, что в период установленного нового срока учреждением были предприняты необходимые и достаточные меры для исполнения решения суда, материалы дела не содержат.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии со статьей 2.1, статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, непринятием им своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, и отсутствии каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении вменяемого правонарушения, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что вина ГБУЗ «Александровская РБ» в совершении вмененного правонарушения установлена.
Доводы поданной в Оренбургский областной суд жалобы, имеющие правовое значение для дела, установленные обстоятельства и выводы о виновности ГБУЗ «Александровская РБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Указание защитника на то, что в течение годичного срока до вынесения постановления по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ учреждение не привлекалось к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с чем указанные действия не могли быть квалифицированы по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ не влечет оснований для отмены принятых по делу решений, поскольку связано с неправильном толкованием норм права.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Материалами дела подтверждено, что до вынесения постановления от 19 декабря 2023 года по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, учреждение было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ постановлением от 16 сентября 2020 года, а затем постановлением от 29 января 2021 года по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. Оснований для переквалификации выявленного нарушения на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ также не имеется, поскольку первоначальный срок для исполнения требований исполнительного документа должнику уже был установлен, а невыполнение следующих установленных органом принудительного исполнения сроков не может образовывать состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей районного суда допущены какие-либо нарушения данного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ГБУЗ «Александровская РБ» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Между тем имеются основания для изменения вынесенного решения судьи Александровского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2024 года.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 КоАП РФ.
Между тем, в резолютивной части решения судьи указано на порядок обжалования, предусмотренный статьями 30.13-30-17 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Александровского РОСП ГУ ФССП России по Оренбургской области от 19 декабря 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница» оставить без изменения.
Решение судьи Александровского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Александровская районная больница» изменить, указав, что решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.
В остальной части решение судьи Александровского районного суда Оренбургской области от 26 февраля 2024 года, вынесенное по настоящему делу, оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина