судья 1 инстанции: Юрченко С.В. Дело №12-248/2024
№5-262/2024
РЕШЕНИЕ
27 мая 2024 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Двирнык Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Килинник Зои Викторовны на постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Килинник Зои Викторовны,
установил:
Постановлением судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 апреля 2024 года должностное лицо – заведующая Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Килинник Зоя Викторовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Килинник З.В. обратилась с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что Джанкойский горрайонный отдел госкомрегистра не имеет статуса юридического лица и является территориальным подразделением комитета, в связи с чем, требование прокурора от 07.02.2024 года было направлено в центральный аппарат Госкомрегистра для его рассмотрения по существу. После чего Госкомрегистром был представлен ответ прокурору о том, что требования, поступающие в порядке статей 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», будут рассмотрены только после согласования им данного требования с прокуратурой Республики Крым. Обращает внимание на то, что копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.02.2024 года была вручена без наличия объяснений, принятия возражений, а также без наличия подписи.
В судебном заседании Килинник З.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, постановление судьи просила отменить и прекратить производство по делу.
Помощник Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым ФИО11 в судебном заседании полагал постановление судьи законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении жалобы. Дополнительно пояснил, что истребуемые материалы были необходимы для исследования в рамках проверки соблюдения антикоррупционного законодательства при продаже объекта муниципальной собственности. Поскольку требования были обращены непосредственно к заведующей Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Килинник З.В., именно на ней лежала обязанность исполнить требование прокурора.
Выслушав пояснения участников производства по делу, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В примечании к стать 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что положения настоящей статьи не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьёй 129 Конституции Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно требованиям статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 данного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Из материалов дела следует, что Джанкойской межрайонной прокуратурой Республики Крым проводилась проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении муниципальным имуществом должностными лицами Яснополянского сельского совета Джанкойского района Республики Крым.
В целях дачи надлежащей правовой оценки действиям должностных лиц в рамках проверки имелась необходимость получить копии документов регистрационного дела на объекты недвижимости (здание кадастровый № и земельный участок кадастровый №), расположенные по адресу: <адрес>.
Межрайонной прокуратурой 07.02.2024 за исх. № Исорг№ в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в адрес заведующей Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Килинник З.В. направлено требование о предоставлении копий документов регистрационного дела, которое было получено последней 07.02.2024 года
Учитывая, что межрайонной прокуратурой проводится проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции при распоряжении должностными лицами имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в целях защиты интересов государства и муниципального образования копии документов регистрационного дела необходимо было предоставить в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора, то есть в срок по 09.02.2024 года.
Однако по состоянию на 20.02.2024 года заведующим Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Килинник З.В. копии документов регистрационного дела по требованию прокурора не предоставлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления от 20.02.2024 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заведующей Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Килинник З.В. по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом Председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 28 января 2015 года N 51-к на должность заведующего Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым назначена Килинник З.В.
К должностным обязанностям в соответствии с п. 3.1.20 Должностного регламента, в том числе, относится взаимодействие с судебными, контролирующими и правоохранительными органами, а также другими организациями и учреждениями по вопросам, связанным с деятельностью Отдела.
Согласно п. 3.1.51 Должностного регламента заведующий обязан осуществлять информационное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Республики Крым, органами местного самоуправления и правоохранительными органами по вопросам, отнесённым к компетенции Отдела.
Заведующий Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Килинник З.В. обеспечивает деятельность Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру, что относится к областям профессиональной служебной деятельности, в которых Килинник З.В. исполняет свои должностные обязанности.
Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
По состоянию на 20.02.2024 года (вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) заведующей Джанкойского горрайонного отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Килинник З.В. копии документов регистрационного дела по требованию прокурора не предоставлены.
Фактические обстоятельства вменяемого Килинник З.В. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 февраля 2024 года; копией приказа о назначении Килинник З.В. на должность государственной гражданской службы заведующего Джанкойским горрайонным отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 28 января 2015 года(л.д.9); копией должностного регламента государственного гражданского служащего, замещаемого должность заведующего Джанкойским горрайонным отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (л.д.10-19); протоколом объяснения Килинник З.В. от 20 февраля 2024 года (л.д.20-21); копией требования Межрайонного прокурора от 07 февраля 2024 года (л.д.23); копией информации Первого заместителя прокурора Республики Крым ФИО7 от 06 марта 2023 года (л.д.24-27); копией ответа Заместителя председателя Государственного комитета государственной регистрации и кадастру РК Титкова К. от 09 февраля 2024 года (л.д.28-29); копией Распоряжения Прокурора Республики Крым «О разграничении компетенции руководителей прокуратуры Республики Крым и структурных подразделений прокуратуры Республики Крым при подготовке и подписании документов» от 07.05.2020 №р 20350001 (л.д.30-34); копией Информации первого заместителя прокурора Республики Крым «Об организации и проведении проверок соблюдения законодательства о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав» (л.д.35-38); копией письма от 21 марта 2023 года №(л.д.39-40); копией решения Джанкойского межрайонного прокурора от 23 ноября 2023 года о проведении проверки (л.д.116); копией решения Джанкойского межрайонного прокурора № от 01 декабря 2023 года о приостановлении проверки.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Килинник З.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются верными.
Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьёй 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в пользу Килинник З.В., не имеется.
Административное наказание назначено Килинник З.В. в пределах санкции ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и общественной опасности совершенного правонарушения.
Постановление о привлечении Килинник З.В. к административной ответственности вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что требование прокурора от 07.02.2024 года не подлежало исполнению, поскольку не было согласовано с прокуратурой Республики Крым в соответствии с пунктом 3.2 распоряжения прокурора Республики Крым от 07.05.2020 года №.
Указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка на основании представленных доказательств, в частности информационных писем прокуратуры Республики Крым от 06.03.2023 года и 10.05.2023 года об осуществлении взаимодействия, а также ответ прокуратуры Республики Крым от 27.03.2024 года.
В частности, в указанных информационных письмах указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законов, прав и свобод человека и гражданина должностными лицами территориальных подразделений Госкомрегистра, направление в прокуратуру Республики на согласование требований в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, подготовленных в адрес их руководителей (уполномоченные представители органа регистрации прав на территориях), пунктом 3.2 распоряжения не предусмотрено.
Необоснованными также являются доводы жалобы о том, что у Килинник З.В. как у заведующей Джанкойским горрайонным отделом Госкомрегистра, отсутствуют соответствующие полномочия для исполнения требования прокурора.
В соответствии с пунктом 3.1.20 Должностного регламента к должностным обязанностям в том числе относится взаимодействие с судебными, контролирующими и правоохранительными органами, а также другими организациями и учреждениями по вопросам, связанным с деятельностью Отдела.
Согласно п. 3.1.51 Должностного регламента заведующий обязан осуществлять информационное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Республики Крым, органами местного самоуправления и правоохранительными органами по вопросам, отнесённым к компетенции Отдела.
Взаимодействие между государственными органами состоит в обмене между ними информацией.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Иные доводы жалобы выводы суда не опровергают, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Новых доводов заявитель не представил, фактически настаивая на переоценке установленных судом обстоятельств.
При таких обстоятельствах правовые основания для отмены или изменения судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
постановление судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Килинник Зои Викторовны оставить без изменения, жалобу Килинник Зои Викторовны оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Н.В. Двирнык
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>