УИД31RS0007-01-2024-000131-46 №2-362/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2024 года г.Губкин
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой О.Ю.,
при секретаре Давыденко О.А.,
в отсутствие сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехина Игоря Ивановича, Терехиной Надежды Федоровны к Роговой Светлане Дмитриевне, Калугиной Елене Ивановне, Калугину Максиму Владимировичу о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии, внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости,
установил:
Терехин И.И., Терехина Н.Ф. обратились в суд с исковым заявлением к Роговой С.Д., Калугиной Е.И., Калугину М.В. о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии, внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 24,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Жилое помещение с кадастровым номером № расположено в одноэтажном жилом доме с мансардой с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, предназначенном для проживания 3-х семей.
Дом состоит из обособленных частей с кадастровыми номерами №, принадлежащим истцам и №, № принадлежащим ответчикам.
Каждое из жилых помещений расположено на обособленном земельном участке, имеет самостоятельный выход на прилегающий земельный участок.
В 2011 году истцы завершили реконструкцию принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в результате чего площадь жилого помещения увеличилась с 24,8кв.м. до 127,0 кв.м.
Истцы в целях приведения правоустанавливающих документов на жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства инициировали подготовку технического паспорта на реконструированное жилое помещение, после чего обратилась в МФЦ для регистрации права собственности на реконструированное жилое помещение.
Истцам было отказано в совершении регистрационных действий по причине отсутствия технического плана на жилой дом, в котором расположено жилое помещение и отсутствие акта приемочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию.
Истцы обратились в ООО «Доминанта» для проведения строительно-технического исследования реконструированного жилого помещения.
Согласно заключению ООО «Доминанта» пристройка, возведенная истцами в ходе реконструкции жилого помещения является объектом капитального строительства, соответствует установленным градостроительным, строительным, техническим, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, иным требованиям законодательства; возможна эксплуатация пристройки в соответствии с ее функциональным назначением, угроза жизни и здоровью лиц, находящихся на территории объекта отсутствует.
Истцы ссылались, что жилой дом не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, поскольку не имеется общего имущества, каждая квартира, расположенная в доме имеет свой выход, используется автономно каждым из собственников. Вместе с тем, в связи с имеющимися противоречиями в правоустанавливающих документах, а также в виду внесения изменений в законодательные акты истцы не имеют возможности во внесудебном порядке внести соответствующие изменения в правоустанавливающие документы и зарегистрировать права на принадлежащее ей жилое помещение.
В связи с чем, с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы просят: сохранить жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном виде;
внести изменения в сведения ЕГРН об объекте недвижимости – жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, путем исключения площади 24,8 кв.м. и учета площади 127,0 кв.м., исключения наименования объекта «квартира»;
внести изменения в сведения ЕГРН об объекте недвижимости – здание (жилой дом) с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, путем исключения площади 24,8 кв.м. и учета площади 217,7 кв.м..
В судебное заседание истцы не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, представитель Иванченко М.К., представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Рогова С.Д. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.132).
Ответчик Калугина Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что возражает против удовлетворения исковых требований (л.д.133).
Ответчик Калугин М.В. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что невозражает против удовлетворения исковых требований (л.д.134).
Представитель третьего лица Управления Россреестра по Белгородской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела. В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица отметил, что обращение истца в суд способствует приведению в соответствие сведений ЕГРН о спорном объекте недвижимости. Не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Изучив доводы искового заявления, отзыв представителя третьего лица, позицию сторон, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
По общему правилу разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в пунктах 39 и 40 статьи 1 ГрК РФ раскрываются понятия объекта индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; дома блокированной застройки – жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проёмов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) указано, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2).
Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (часть 2).
Как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, пунктами 1, 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идёт об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путём его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых статьёй 25 ЖК РФ.
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счёт вспомогательных помещений, ликвидация тёмных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, если реконструкция жилого помещения связана с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном статьёй 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то для собственника (собственников) реконструируемого жилого помещения установлена необходимость получения согласия всех собственников помещений в доме либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (пункты 1, 2 данной статьи).
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
По смыслу статьи 222 ГК РФ и приведенных разъяснений созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и пр.).
На основании пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 24,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Жилое помещение с кадастровым номером № расположено в одноэтажном жилом доме с мансардой с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, предназначенном для проживания 3-х семей.
Дом состоит из обособленных частей с кадастровыми номерами №, принадлежащим истцам и №, № принадлежащим ответчикам.
Каждое из жилых помещений расположено на обособленном земельном участке, имеет самостоятельный выход на прилегающий земельный участок.
В 2011 году истцы завершили реконструкцию принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в результате чего площадь жилого помещения увеличилась с 24,8кв.м. до 127,0 кв.м.
Истцы в целях приведения правоустанавливающих документов на жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства инициировали подготовку технического паспорта на реконструированное жилое помещение, после чего обратилась в МФЦ для регистрации права собственности на реконструированное жилое помещение.
Истцам было отказано в совершении регистрационных действий по причине отсутствия технического плана на жилой дом, в котором расположено жилое помещение и отсутствие акта приемочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию.
Истцы обратились в ООО «Доминанта» для проведения строительно-технического исследования реконструированного жилого помещения.
Согласно строительно-техническому экспертному исследованию № Э-09/23 от 12.12.2023, выполненному <данные изъяты> пристройка, возведенная истцами по адресу: <адрес>, в ходе реконструкции жилого помещения является объектом капитального строительства, соответствует установленным градостроительным, строительным, техническим, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, иным требованиям законодательства, возможна эксплуатация пристройки в соответствии с ее функциональным назначением, угроза жизни и здоровью лиц, находящихся на территории объекта отсутствует (л.д.82-97).
На этом основании суд приходит к выводу, что спорная квартира, несмотря на то, что её реконструкция была произведена истцами без получения документации о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома с кадастровым номером № в связи с чем, подпадает под признаки самовольной постройки, однако такая реконструкция выполнена на обособленном земельном участке, выделенном и предназначенном для обслуживания этой квартиры, не повлекла изменения целевого назначения земельного участка и вида его разрешённого использования, реконструкцией не затрагивались элементы в составе общего имущества дома, а помещение после реконструкции соответствует всем предъявляемым нормам и правилам, не представляет угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права ответчика и других лиц, то может быть сохранено в реконструированном виде.
Таким образом, требование Терехиных о сохранении жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, в реконструированном состоянии подлежит удовлетворению.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке.
Учитывая наличие соответствующих технических планов в отношении помещения с кадастровым номером № и здания с кадастровым номером № суд полагает, что требования Терехиных о внесении изменений в сведения ЕГРН об объекте недвижимости – жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, путем исключения площади 24,8 кв.м. и учета площади 127,0 кв.м., исключения наименования объекта «квартира»; внесении изменений в сведения ЕГРН об объекте недвижимости – здание (жилой дом) с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, путем исключения площади 24,8 кв.м. и учета площади 217,7 кв.м., подлежат удовлетворению.
Истцы о распределении понесенных судебных расходов в порядке ст. 98 ГПК РФ, не просили.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
иск Терехина Игоря Ивановича, Терехиной Надежды Федоровны к Роговой Светлане Дмитриевне, Калугиной Елене Ивановне, Калугину Максиму Владимировичу о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии, внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости, удовлетворить.
Сохранить жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном виде;
Внести изменения в сведения ЕГРН об объекте недвижимости – жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, путем исключения площади 24,8 кв.м. и учета площади 127,0 кв.м., исключения наименования объекта «квартира».
Внести изменения в сведения ЕГРН об объекте недвижимости – здание (жилой дом) с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, путем исключения площади 24,8 кв.м. и учета площади 217,7 кв.м..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Губкинский городской суд.
Судья Алексеева О.Ю.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.