Дело № 2-3186/2023
УИД 44RS0001-01-2023-002776-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах несовершеннолетнего Федорова ЕД к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными средствами,
установил:
Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетнего Федорова Е.Д., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными средствами. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан по обращению Федоровой Н.В. – законного представителя несовершеннолетнего Федорова Е.Д. Проверкой установлено, что Федоров Е.Д., <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете у врача ... ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № №» с диагнозом ...» и имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами для лечения указанного заболевания, в том числе лекарственными средствами по жизненным показаниям. Согласно рекомендациям врача гастроэнтеролога Федорову Е.Д. назначены, в том числе лекарственные препараты «...» 200 мг в количестве ... упаковок (курсом по 200 мг 3 раза в сутки на 1 месяц), суспензия «...» 1 флакон. Врачом ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № №» Федорову Е.Д. выписаны льготные рецепты на получение указанных лекарственных препаратов, которые законным представителем несовершеннолетнего <дата> предъявлены для обслуживания в аптечную организацию ГУП «Костромская областная аптечная база». Вместе с тем до настоящего времени несовершеннолетний не обеспечен указанными лекарственными средствами. С учетом изложенного просил обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Федорова ЕД, <дата> года рождения, лекарственными средствами «...», «Альмагель» в необходимом объеме по медицинским показаниям.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №».
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Михина Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Законный представитель материального истца Федорова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что все рецепты, выписанные Федорову Е.Д. в ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №», и предъявленные в аптечную организацию, обслужены. Кроме того, отметил, что заявки на обеспечение несовершеннолетнего лекарственными средствами «Тримедат», «Альмагель» по установленной форме в департамент здравоохранения Костромской области от ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №» не поступали.
Третье лицо ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Исходя из приведенных норм закона, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Так, разделом III Федеральной программы предусмотрено, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при болезнях нервной системы.
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890).
Так, в разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «дети-инвалиды в возрасте до 18 лет» и «эпилепсия», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федоров Е.Д., <дата> года рождения, имеет статус ребенка-инвалида, инвалидность установлена Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по Костромской области» повторно <дата> до <дата>, ему установлен диагноз «...».
Таким образом, Федоров Е.Д., как ребенок-инвалид, должен обеспечиваться лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В связи с лечением имеющегося заболевания Федорову Е.Д. врачом ... назначены лекарственные препараты «... 200 мг в количестве ... упаковок (курсом по 200 мг 3 раза в сутки на 1 месяц), «...» 20 мг ... упаковки (1 таб. 3 раза в день), суспензия «...» 1 флакон.
<дата> законный представитель несовершеннолетнего Федорова Н.В. обратилась к врачу-педиатру ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №» с выданными врачом гастроэнтерологом рекомендациями.
В этот же день в ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №» проведено заседание врачебной комиссии, постановлением которой установлено, что Федоров Е.Д., <дата> года рождения, нуждается в получении препаратов «...» 200 мг в количестве ... упаковок (курсом по 200 мг 3 раза в сутки на 1 месяц), ...» 20 мг ... упаковки (1 таб. 3 раза в день), суспензия «...» 1 флакон; учреждением в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на обеспечение Федорова Е.Д. указанными лекарственными препаратами.
<дата> лечащим врачом законному представителю несовершеннолетнего выданы рецепты на получение лекарственных средств «Тримедат» и «Альмагель», которые были поставлены на отсроченное обслуживание.
Согласно счету пациента, представленному департаментом здравоохранения Костромской области, в течение <дата> года несовершеннолетний данными лекарственными средствами обеспечен не был.
Согласно части 3 статьи 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как отмечено выше, в целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В разделе пятом указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.
Постановлением администрации Костромской области от <дата> №-а была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на <дата> год и на плановый период <дата> и <дата> годов.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 39 Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение расходов по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Аналогичные положения установлены постановлением администрации Костромской области от <дата> №-а, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на <дата> год и на плановый период <дата> и <дата> годов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата> №, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).
В соответствии с пунктами 1.3.5, 1.4.5 Порядка под федеральными льготниками понимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета имеют федеральные льготники, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства факт того, что Федоров Е.Д. лекарственными препаратами «...» и «...» не обеспечен, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по организации обеспечения материального истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав Федорова Е.Д. на бесплатную медицинскую помощь.
В этой связи, учитывая, что несовершеннолетний Федоров Е.Д. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения, что назначенные материальному истцу лекарственные препараты необходимы ему по состоянию здоровья, о чем врачебной комиссией вынесено соответствующее заключение, суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора города Костромы и возложения на ответчика обязанности организовать обеспечение Федорова Е.Д. лекарственными препаратами «...» и «...» в соответствии с медицинскими показаниями в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что направленная в департамент здравоохранения Костромской области заявка на обеспечение Федорова Е.Д. лекарственными средствами «Тримедат» и «Альмагель» не соответствует установленной форме, не могут служить поводом к ограничению права несовершеннолетнего на бесплатную медицинскую помощь.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░», «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.07.2023.