дело ***
УИД ***RS0003-01-2023-000883-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск Иркутской области 16 августа 2023 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> *** о восстановлении срока для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по месту фактического жительства,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> ***, в котором указала на то что, она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Решением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО4, 1965 года рождения, лишена родительских прав в отношении нее. Решением суда ее передали органам опеки и попечительства. ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельству о смерти, ее мать умерла. Таким образом, в возрасте 12 лет она осталась сиротой. Она всегда жила в учреждениях для детей-сирот, под опекой не была. Согласно справке ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа *** <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, она обучалась в данном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. прибыла в эту школу из Ангарской школы-интернат. После обучения ДД.ММ.ГГГГ выбыла на обучение в ПТУ *** <адрес>. В Тулуне не получила образование, та как бросила обучение. Она окончила полный курс обучения в специальной (коррекционной) образовательной школе-интернат *** для детей-сирот <адрес>. Является инвали<адрес> группы с детства. Фактически с 10 летнего возраста она находилась в специальных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. На основании выписки из постановления *** от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении в детский дом» за ней была закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>. Однако никаких документов у нее не имеется, ни о регистрации по данному адресу. До достижения ею совершеннолетия, когда она проживала в учреждениях, ей никто не объяснил, что за ней должно было сохраниться право пользования жилым помещением, ее права не были защищены и на очередь как нуждающаяся в жилье она не была поставлена. До достижения 18 лет самостоятельно защищать свои права она не могла. После достижения совершеннолетия она не обратилась в органы местного самоуправления по вопросу предоставления ей жилья, так как в силу ограниченных возможностей своего здоровья, не знала и понимала, что нужно делать, куда обращаться и в какие сроки. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> *** Вн *** ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> в связи с тем, что она достигла возраста старше 23 лет. Считает отказ незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО2 просила суд восстановить пропущенный срок для обращения в уполномоченный орган с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>; возложить на Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> *** включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по месту фактического жительства.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что не обратилась с заявлением в срок, установленный законодательством, в связи с наличием заболевания и инвалидности 3 группы, а также в связи с тем, что является юридически безграмотной, и не знала куда нужно обращаться. Просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> *** – ФИО5, исковые требования не признала, суду пояснила, что доводы ФИО1 о том, что она несвоевременно подала заявление о включении в список ввиду ограниченных возможностей своего здоровья, не знала и не понимала что нужно делать и куда обращаться, считает не состоятельными, поскольку ФИО2 недееспособной или ограниченной дееспособной не признана, следовательно, сама своими действиями может приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Состояние здоровья не помешало ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства граждан по <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> *** от ДД.ММ.ГГГГ Вн 1218/22, истцу было отказано в удовлетворении заявления. Кроме того ее супруг, также являясь сиротой уже получил квартиру. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица – министерство имущественных отношений <адрес> не явился, представил возражение на исковое заявление, в котором указал на то что, в соответствии с законодательством, включение в список носит заявительных характер и возможно лишь в случае не достижения лицом 23 лет. Поскольку заявитель ФИО2 не соответствует категории лиц, указанных в <адрес> ***-ОЗ, основания для признания незаконным отказа о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации <адрес> не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив предмет и основания искового заявления, доводы письменных возражений на исковое заявление, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства каждое в отдельности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности для разрешения данного гражданского дела по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Согласно ч.1 ст.5 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 3 указанной статьи установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В соответствии с ч. 3.1 указанной статьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: 1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; 2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации; 4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) признания их безвестно отсутствующими в соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае отмены решения суда о признании лица безвестно отсутствующим такое лицо подлежит восстановлению в списке начиная с даты первоначального включения его в список; 7) приобретения ими благоустроенных жилых помещений в собственность либо при полном погашении предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в соответствии со статьей 8.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Правила), лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 164-ОЗ "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>" устанавливает порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), жилыми помещениями в <адрес>.
В соответствии со ст. <адрес> ***-ОЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот (далее - лица, достигшие возраста 23 лет) и имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Вместе с тем, как разъяснено в Письме Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ N ДГ-812/07 "О направлении разъяснений", Федеральный закон N 159-ФЗ и Правила формирования списка не содержат определение понятия " лицо, ранее относящееся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей".
По мнению Минпросвещения России, понятие лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется путем системного толкования действующих норм гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.
Так, статья 1 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает критерии, на основе которых ребенок подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом о лицах, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорится в пункте 3 Правил формирования списка. К ним относятся лица, которые достигли возраста 23 лет, если они ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответственно не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.
Судом из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, обратилась в органы опеки и попечительства граждан по <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> ***, Вн *** от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по муниципальному образованию <адрес>, в связи с тем, что заявитель не соответствует категориям, указанным в ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которому право социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей (в том числе по обеспечению жилыми помещениями, установлению факта невозможности проживания), сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет.
В обоснование искового заявления и в судебном заседании истец указывала на то, что ранее ДД.ММ.ГГГГ она не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по причине наличия у нее заболевания, а также по причине того, что она не знала, куда нужно обращаться, также поясняла, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно вышеуказанному Обзору практики, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как следует из Обзора, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> *** с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 39 лет.
Таким образом, судом установлено, что впервые истец реализовала свое право на обеспечение жилым помещение лишь в возрасте 39 лет.
Согласно пояснениям истца, ранее в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не обращалась, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоит и не состояла.
При этом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ФИО2 не представила суду доказательств уважительности причин, в силу которых она своевременно не обратилась с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ей обратиться с названным заявлением.
Так, согласно справки ГОКУ <адрес> «Специальная (коррекционная) школа ***» <адрес>, ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат ***» <адрес>, находилась на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, доказательств того, что по окончании полного государственного обеспечения истца с ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием обучения, в последующем осуществлялось сопровождение истца суду не представлено.
Доводы истца об отсутствии у нее информации об имеющихся у нее правах на получение жилого помещения, признаются судом несостоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих данные утверждения, истец в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представила.
Доказательств наличия у истца заболевания, которое объективно не позволило бы ей обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду предъявлено не было.
Представленная истцом в суд справка МСЭ-2013 *** действительно подтверждает, что истец является инвалидом с детства третьей группы бессрочно, однако данное обстоятельство по мнению суда, не свидетельствует о том, что она не могла обратиться в органы опеки и попечительства граждан по <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента достижения ею совершеннолетия до исполнения 23 лет. Недееспособной или ограниченно дееспособной ФИО2 не признана.
Вопреки доводам истца, имеющееся у нее заболевание и состояние ее здоровья не помешали ей ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства граждан по <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данное обстоятельство дает суду основания полагать, что заболеваний, объективно препятствующих истцу обращению в уполномоченный орган с указанным заявлением у ФИО1, не имеется. Доказательств того, что с момента достижения совершеннолетия и до ДД.ММ.ГГГГ у истца имелось заболевание, которое объективно не позволило ей обратиться в уполномоченный орган, суду не представлено и на такие обстоятельства истец не ссылается.
Более того, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец вступила в брак с ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ у супругов родился ребенок, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключила с КУМИ администрации <адрес> договор коммерческого найма жилого помещения, то есть не смотря на наличие у истца заболевания и инвалидности, все указанное время, она осуществляла свои гражданские права.
По этим же причинам суд находит несостоятельным довод истца о том, что она не знала в какой орган нужно обращаться с соответствующим заявлением.
Следовательно, поскольку ФИО2 своевременно не приняла меры к реализации права на меры социальной поддержки, не приняла меры к присвоению ей статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ею 23 летнего возраста, у суда отсутствуют основания для принятия решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах, установив, что до достижения 23 лет истец не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, при этом объективных доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> *** о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением и возложении обязанность о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> по месту фактического жительства - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Артёмова
Мотивированное решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ года