Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-37/2022 ~ М-22/2022 от 10.02.2022

Дело № 2-37/2022

68RS0022-01-2022-000043-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года Ржаксинский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Черновой М.В.,

с участием заместителя прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Болдыревой И.А.,

при секретаре Тормышевой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области об обязании принятия мер по благоустройству территории общественного кладбища,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ржаксинского района Тамбовской области обратился в суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области об обязании принятия мер по благоустройству территории общественного кладбища.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ржаксинского района Тамбовской области по результатам рассмотрения обращения Мещерякова А.В. о бездействии главы Чакинского сельсовета Ржаксинского района по вопросу спила двух деревьев на общественном кладбище <адрес>, установлено, что первичное обращение Мещерякова А.В. по вопросу спила деревьев, расположенных возле могилы родителей заявителя, зарегистрировано в администрации сельсовета ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии Мещеряков А.В. вновь обратился в администрацию сельсовета ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным вопросом. Однако каких-либо мер по спилу и уборке деревьев (их части), расположенных возле могилы родителей Мещерякова А.В., которые в случае падения могут нанести ущерб последнему, за период с момента первичного обращения Мещерякова А.В. ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время администрацией Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области не принято. На основании выявленных нарушений в адрес главы администрации Чакинского сельсовета прокурором района ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. С нарушениями, изложенными в представлении прокурора района, глава администрации Чакинского сельсовета согласился, указав, что на выполнение работ по спилу деревьев на территории кладбища в поселке Чакинский сельхозтехникум денежных средств, имеющихся в бюджете, недостаточно. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что решением Чакинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ принят бюджет Чакинского сельсовета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, которым предусмотрено выделение денежных средств на благоустройство в размере 81 тысячи рублей. Кроме того, решением Чакинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , так же был принят бюджет Чакинского сельсовета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, которым предусмотрено выделение денежных средств на благоустройство в размере 170 тысяч рублей, в т.ч. 30 тысяч рублей на прочие мероприятия по благоустройству, 15 тысяч рублей – расходы на организацию и содержание мест захоронений. Однако требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений законодательства, администрацией Чакинского сельсовета, не выполнены. В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом, решением Чакинского сельского Совета народных депутатов Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ , утверждены Правила по благоустройству территории Чакинского сельсовета, согласно которым, ответственным за благоустройство, содержание в чистоте объектов и соблюдение санитарного порядка на территории кладбищ и прилегающих к ним участков является администрация сельсовета, запрещается загромождение и засорение территории кладбища различными материалами. По мнению прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, непринятие мер по благоустройству общественного кладбища <адрес> затрагивают права и законные интересы не только Мещерякова А.В., но и неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащее содержание мест захоронения нарушает права граждан на безопасность при нахождении в данных местах, а также создает возможную угрозу причинения имущественного ущерба, возникновения иных негативных последствий. На основании указанных обстоятельств прокурор Ржаксинского района Тамбовской области вынужден обратиться в суд, ссылаясь на положения п.п.19, 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просил: обязать администрацию Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области принять меры к спилу и уборке деревьев, расположенных на территории общественного кладбища <адрес> в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.

Заместитель прокурора Ржаксинского района Тамбовской области Болдырева И.А. в судебном заседании рассматриваемые исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить, дополнив, что с момента обращения с настоящим иском, поданного в интересах неопределенного круга лиц, сведений об устранении допущенных нарушений по благоустройству общественного кладбища, не поступало. При этом в бюджете Чакинского сельсовета заложены средства на благоустройство и содержание мест захоронения.

Представитель ответчика – администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области Беляев Н.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Ржаксинского района об обязании принятия мер по благоустройству территории общественного кладбища признал частично, указав, что действительно первоначальное обращение Мещерякова А.В. по вопросу спила деревьев, расположенных около могилы его родителей, имело место в ДД.ММ.ГГГГ. Администрация сельсовета обращались к подрядчику, выполняемому данный вид работ, однако за спил одного труднодоступного растущего дерева была озвучена сумма в размере 30 000 рублей. В бюджете сельсовета таких средств не было, номера подрядчиков им предоставил Мещеряков А.В. В 2021 году на место работ приезжали подрядчики, готовые спилить деревья за меньшую сумму, но они так же отказались из-за сложности расположения деревьев, для этого необходима спецтехника. Так же ыло предложено разобрать несколько могил, однако родственники умерших это сделать отказались. Кроме того, сельсоветом был объявлен аукцион на проведение данных работ, но заявок по нему не поступило. Вместе с тем не отрицал, что согласно правил благоустройства, администрация сельсовета осуществляет содержание мест захоронения, на территории кладбища действительно находятся высокие деревья, в том числе и у могилы родителей Мещерякова А.В., в случае их падения может быть причинён ущерб, как имуществу, так и здоровью людей. В настоящее время денежные средства на производство этих работ заложены в бюджет сельсовета, однако необходимо вновь проведение аукциона, погодные условия в настоящее время не позволяют произвести данные работы. Считал необоснованными исковые требования в части срока исполнения решения суда, поскольку за два месяца эти работы не могут быть произведены.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Мещеряков А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Ржаксинского района об обязании принятия мер по благоустройству территории общественного кладбища считал законными и обоснованными, пояснив, что проживает в <адрес>. На территории общественного кладбища находится место захоронения его родителей. Около их могилы растут два огромных дерева, которые в случае падения могут нанести вред не только месту захоронения, но и жизни людей пришедших на кладбище. С вопросом спила деревьев, расположенных на территории общественного кладбища <адрес> рядом с могилой его родителей, он неоднократно обращался в администрацию сельсовета, однако мер ни каких принято не было. В 2020 году он увидел объявление в районной газете о спиле деревьев в труднодоступных местах, созвонившись с подрядчиком, ему пояснили, что спил одного дерева в труднодоступном месте стоит 30 000 рублей, это делается с помощью специализированной техники, вытягивается стрела, части дерева придерживают, спиливают и вытаскивают. На производство данных работ составляется гражданско-правовой договор, аукционы на суммы до 100 000 рублей не проводятся. На основании указанных обстоятельств, просил обязать администрацию Чакинского сельсовета принять меры к спилу и уборке деревьев, расположенных вблизи с могилами его родителей на территории общественного кладбища <адрес>.

Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных документов, суд считает, что исковые требования прокурора Ржаксинского района Тамбовской области к администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области об обязании принятия мер по благоустройству территории общественного кладбища законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Согласно пунктам 19 и 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Часть 3 статьи 14 названного Федерального закона устанавливает, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 19 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 указанного ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

На основании пунктов 1 и 4 статьи 18 названного Федерального закона, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Пунктом 5.3 статьи 5 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, установлено, что похоронное обслуживание и содержание кладбищ в сельских населенных пунктах возложены на органы местного самоуправления.

Согласно пунктов 14 статьи 12 Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017 года N 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области», за сельскими поселениями в Тамбовской области, наряду с вопросами местного значения установленными частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплены вопросы местного значения, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения к компетенции сельских поселений.

Во исполнение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017 года N 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области», в п.24 ч.1 ст.6 Устава администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, принятого решением Чакинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрена обязанность сельсовета по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (л.д. 49-83).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Мещеряков А.В. обратился в администрацию Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области с заявлением о производстве спила двух деревьев клёна, расположенных вблизи могилы его родителей на территории общественного кладбища <адрес>. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ Мещеряков А.В. повторно обратился в администрацию сельсовета с аналогичным вопросом (л.д.5,7). Однако, в соответствии с сообщениями администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, направленными в адрес заявителя по результатам рассмотрения его обращений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указано о том, что специализированной техники для спила деревьев в администрации сельсовета не имеется, в бюджете сельсовета денежных средств на спил и уборку деревьев на территории сельского кладбища <адрес>, не имеется (л.д.6, 8).

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Мещерякова А.В. ДД.ММ.ГГГГ к прокурору Ржаксинского района Тамбовской области о принятии мер прокурорского реагирования (л.д.9-10).

По результатам проведения прокуратурой Ржаксинского района Тамбовской области проверки соблюдения федерального законодательства по содержанию мест захоронения – территории сельского кладбища <адрес>, установлены нарушения положений Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а так же Правил по благоустройству территории Чакинского сельсовета, в связи, с чем в адрес главы администрации сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области Беляева Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым на последнего возложена обязанность в течение месяца принять конкретные меры по устранению указанных нарушений законодательства (л.д.11-13).

Как следует из материалов дела, согласно распоряжения главы администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с рассмотренным представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, за ненадлежащее исполнение требований ч.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», С.Е.В. – военно-учетный работник администрации сельсовета, привлечена к дисциплинарной ответственности виде объявления замечания (л.д.18).

При этом в соответствии с сообщением администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в бюджете сельсовета на 2021 год на благоустройство территорий населенных пунктов сельсовета запланировано 251 000 рублей, за истекший период 2021 года администрацией сельсовета выполнены работы по окашиванию сорной растительности, мероприятия по выполнению работ связанные с уличным освещением, ремонт и содержание памятников, прочие мероприятия по благоустройству. Вместе с тем, на выполнение работ по спилу деревьев на территории сельского кладбища в <адрес>, оставшихся средств недостаточно (л.д.15).

Учитывая, что вышеназванные нарушения законодательства администрацией Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области не устранены, данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора Ржаксинского района Тамбовской области в суд с рассматриваемым иском.

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что решением Чакинского сельского Совета народных депутатов Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ , утверждены Правила по благоустройству территории Чакинского сельсовета (л.д.153).

Согласно пп. «г» п.3.1.1 ст.3.1 названных Правил, ответственными за благоустройство, содержание в чистоте объектов и соблюдение санитарного порядка, в том числе на территории кладбищ и прилегающих к ним участков, является администрация сельсовета.

Пунктом 3.14.1 статьи 3.14 указанных Правил по благоустройству, на территории кладбищ и сооружений похоронного назначения запрещается загромождение и засорение территории металлическим ломом, строительными и бытовыми отходами и другими материалами.

Согласно решения Чакинского сельского Совета народных депутатов Ржаксинского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Чакинского сельсовета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», предусмотрено выделение денежных средств на благоустройство в размере 81 000 рублей (л.д.19-31).

Представителем ответчика представлен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28 октября 2021 года, согласно которому администрация Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области провела аукцион на предмет благоустройства кладбища в <адрес> с начальной ценой 29 956 рублей 31 копейка, по результатам которого в связи с отсутствием заявок на участие в электронном аукционе, аукцион признан несостоявшимся (л.д.187).

Таким образом, судом установлено, что администрацией Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области не выполняются возложенные на неё законом обязанности по надлежащему содержанию мест захоронения. Данные нарушения подтверждены как пояснениями сторон в судебном заседании, так и исследованными судом материалами дела. В суд не поступило сведений об устранении нарушения законодательства в этой области, в связи, с чем суд приходит к выводу, что до настоящего времени нарушения не устранены.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что непринятие мер по благоустройству общественного кладбища <адрес>, затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащее содержание мест захоронения нарушает права граждан на безопасность при нахождении в данных местах, а также создает возможную угрозу причинения имущественного ущерба, возникновения иных негативных последствий.

Исходя из всех обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать администрацию Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области принять меры к спилу и уборке деревьев, расположенных на территории общественного кладбища <адрес>.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК РФ).

В данном случае, исходя из характера тех действий, к совершению которых обязывается администрация Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, а так же учитывая, что ранее представлением прокурора Ржаксинского района Тамбовской области об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возлагалась обязанность принять меры по благоустройству территории общественного кладбища <адрес>, однако данные требования последним не исполнены, суд считает целесообразным и разумным установить срок их совершения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ржаксинского района Тамбовской области, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области об обязании принятия мер по благоустройству территории общественного кладбища, удовлетворить:

Обязать администрацию Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области принять меры к спилу и уборке деревьев, расположенных на территории общественного кладбища <адрес>.

Решение суда исполнить в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ржаксинский районный суд.

Судья: М.В. Чернова

Мотивированное решение составлено 24.03.2022 года.

Судья: М.В. Чернова

2-37/2022 ~ М-22/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ржаксинского района
Ответчики
администрация Чакинского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области
Другие
Мещеряков Александр Владимирович
Суд
Ржаксинский районный суд Тамбовской области
Судья
Чернова Марина Викторовна
Дело на странице суда
rzhaksinsky--tmb.sudrf.ru
10.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2022Подготовка дела (собеседование)
25.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее