Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3216/2024 ~ М-2041/2024 от 03.06.2024

УИД: 59RS0004-01-2024-005125-43                    

Дело № 2-3216/2024                                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2024 года      город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,

при секретаре Черепановой Е.А.,

с участием представителя Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры Фуриной Н.А.,

представителя общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» Павловой А.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности,

установил:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» с учетом уточнения исковых требований просит возложить на ответчика обязанность в срок до 31.12.2025 провести работы по рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе к. № 328 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-2 на Усинском нефтяном месторождении, площадью 0,0158 га (географические координаты объекта - 66,284927 с.ш. 57,248421 в.д.).

В обоснование заявленных требований истец указывает о том, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также иных подзаконных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере правоотношений при организации производственного контроля на промышленных объектах нефтедобывающей отрасли, эксплуатируемых ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь». Материалами проведенной проверки установлено, что на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» имеется объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения – шламовый (буровой) амбар, расположенный в районе к. № 328 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-2 на Усинском нефтяном месторождении, площадью 0,0158 га (географические координаты объекта - 66,284927 с.ш. 57,248421 в.д.). Указанный объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения расположено на землях лесного фонда, согласно договору аренды земель № С-0990530/34/12-АЗ//КНТ-120089 от 20.04.2012, заключенному с ГУ РК «Усинское лесничество». Точную дату введения в эксплуатацию шламового (бурового) амбара, расположенного в районе в районе к. № 328 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-2 на Усинском нефтяном месторождении, площадью 0,0158 га (географические координаты объекта - 66,284927 с.ш. 57,248421 в.д.), определить невозможно, в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) объект не включен. Указанный объект в настоящее время не эксплуатируется и по информации ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» не рекультивирован. Таким образом, на территории осуществления производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» в районе в районе к. № 328 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-2 на Усинском нефтяном месторождении, на землях лесного фонда расположен объект размещения и хранения нефтесодержащих отходов, не включенный в ГРОРО. Вышеуказанные обстоятельства создают опасность для объектов окружающей природной среды (лесной фонд, почвы), так как в рассматриваемых объектах содержатся вредные для окружающей природной среды и для организма человека вещества (нефтепродукты, парафины и т.д.). Наличие данного объекта создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, постоянно или временно проживающих на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми, на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, а также угрозу причинения вреда окружающей природной среде.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам искового заявления, с учетом уточнений.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями, с учетом их уточнения согласилась, последствия признания иска понятны.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере правоотношений при организации производственного контроля на промышленных объектах нефтедобывающей отрасли, эксплуатируемых ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Из содержания статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно частям 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Порядок ведения ГРОРО, включая процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о конкретных объектах размещения отходов, установлен положениями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, который вступил в силу с 01.08.2014 (далее - Порядок).

Согласно пункту 16 Порядка Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. При этом, пунктом 17 Порядка установлено, что не подлежат включению в ГРОРО объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.

Положениями статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 5,6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

Согласно пунктам 3 и 5 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Пунктом 8 Правил установлено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

В соответствии с пунктами 10, 14-20 Правил в целях проведения рекультивации разрабатывается проект рекультивации, а также устанавливается состав проектной документации и порядок ее согласования.

В соответствии с пунктом 1.7 Инструкции по составлению статистической отчетности о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почты (форма № 2-тп (рекультивация), утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 12.07.1994 № 103, рекультивированными считаются земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), и принятые по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель.

В ходе проверки установлено, что на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» имеется объект размещения нефтесодержащих отходов и отходов бурения - шламовый (буровой) амбар, расположенный в районе к. № 328 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-2 на Усинском нефтяном месторождении, площадью 0,0158 га (географические координаты объекта - 66,284927 с.ш. 57,248421 в.д.).

04.03.2024 Печерская природоохранная межрайонная прокуратура направила в адрес ответчика требование, в том числе о предоставление в срок не позднее 18.03.2024 информацию о причинах не проведения своевременной рекультивации объектов, а также материалы в виде подписанной таблицы, касающиеся площади перечисленных объектов и ориентировочного объема размещенных в них нефтесодержащих отходов, а также отнесения участка расположения каждого их шламовых (буровых) амбаров к соответствующему договору аренды (л.д. 12-14).

Согласно договору аренды лесного участка № С-0990530/34/12-АЗ//КНТ-120089 от 20.04.2012, заключенному между Комитетом лесов Республики Коми и ОАО «Коминефть», указанный объект расположен в границах лесного земельного участка, вид разрешенного использования – для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, для эксплуатации объектов обустройства Усинского месторождения нефти, в том числе перечень объектов согласно приложению № 7 (л.д. 17-57).

Из реестра шламовых (буровых) амбаров на территории производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» регион Коми и НАО следует, что срок проведения рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе к. № 328 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-2 на Усинском нефтяном месторождении, площадью 0,0158 га - 2025 год (л.д. 16).

Из представленных в ходе проверки документов и сведений объект в Государственный реестр объектов размещения отходов не включен.

В настоящее время рассматриваемый объект не эксплуатируется и по информации ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» не рекультивирован, что создает опасность для объектов окружающей природной среды и для организма человека.

На основании вышеизложенного, с учетом позиции ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», суд приходит к выводу, что исковые требования Печерского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» (ИНН 5902201970) в срок до 31.12.2025 провести работы по рекультивации шламового (бурового) амбара, расположенного в районе к. № 328 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» КЦДНГ-2 на Усинском нефтяном месторождении, площадью 0,0158 га (географические координаты объекта - 66,284927 с.ш. 57,248421 в.д.).

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

    Судья подпись                        Т.А. Евдокимова

    Копия верна. Судья                    

Мотивированное решение изготовлено 31.07.2024 года.

Подлинник документа находится в деле № 2-3216/2024

в Ленинском районном суде г. Перми.

2-3216/2024 ~ М-2041/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь"
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Евдокимова Т.А.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024Дело оформлено
03.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее