Дело № 2-111/2023
УИД 11RS0014-01-2022-000376-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2023 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием истца Хмельницкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Хмельницкой Софии Владимировны к администрации МР «Корткеросский» о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма,
установил:
Хмельницкая С.В. обратилась в суд с заявлением к администрации МР «Корткеросский» о признании за ней права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, обязании заключить договор социального найма. В обоснование требований указала, что с 05.02.2007 зарегистрирована и проживает в жилом помещении по вышеуказанному адресу, ранее с ней проживала также ее бабушка С.И., которая проживала в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, скончавшаяся 02.02.2007. Также в указанной квартире совместно с истцом проживают ее дети В.С., А.С. Жилое помещение в настоящее время находится в собственности администрации района. Истец поддерживает жилое помещение в надлежащем состоянии, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, производит текущий ремонт. Однако договор социального найма жилого помещения с ней не заключен.
Истец Хмельницкая С.В., также представляющая интересы несовершеннолетних В.С. и А.С., в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно сообщила, что спорная квартира была предоставлена ее бабушке по договору социального найма, ей неизвестно кем предоставлялась спорная квартира. Она обращалась в администрацию района по поводу заключения договора социального найма, однако ей было отказано по причине того, что она не признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, и у нее отсутствуют документы о праве пользования спорной квартирой. Право пользования спорным жилым помещением никем не оспаривалось.
Ответчик администрация МР «Корткеросский» надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором разрешение спора оставила на усмотрение суда, просила рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со стст. 8, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Ст. 7 ЖК РФ закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Ч. 1 ст. 49, ч. 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии со стст. 60, 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Подтверждается копиями похозяйственных книг администрации СП «Керес», что Хмельницкая (до замужества Субботина) С.В. проживает в спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с 1988 г. (с рождения) по настоящее время (за исключением периода с 1997 по 2001 гг), где ткаже проживали ее бабушка С.И., указанная главйо зтства до 2006 года до совей смерти, а также мать истца Е.В.
Согласно паспорту истца она зарегистрирована в данном жилом помещении с 05.02.2007. Там же, согласно похозяйственным книгам проживают и зарегистрированы дети истца: с 28.11.2007 – В.С. на основании свидетельства, выданного администрацией СП «Керес», с 06.04.2020 – А.С. на основании свидетельства, выданного ТП УФМС России по РК в Корткеросском районе.
Сведения о правообладателе жилого помещения в период с 1988 по 2007 год суду не представлены. При этом, как следует из информации администрации СП «Керес», жилое помещение ранее было предоставлено бабушке истца Кересским лесопунктом Сторожевского леспромхоза, документы о предоставлении жилого помещения родственникам истца в материалах дела также отсутствуют.
Судом установлено, что на основании решения Комитета по управлению имуществом Республики Коми № 293 от 19.07.1994 об утверждении плана приватизации и учредительных документов государственного предприятия «Сторожевский леспромхоз» учреждено акционерное общество открытого типа «Парма». В соответствии с уставом открытого акционерного лесозаготовительного общества «Парма» (далее АООТ «Парма) общество создано путем преобразования Сторожевского леспромхоза и является его правопреемником, одним из его структурных подразделений являлся Кересский лесопункт, который ранее также входил в состав Сторожевского леспромхоза.
23.09.1998 АООТ «Парма» решением Арбитражного суда Республики Коми признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2000 № А29-1898/98Б конкурсное производство, связанное с ликвидацией АООТ «Парма», завершено.
В соответствии с чч. 4, 5 ст. 104 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего до 02.12.2002, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.
Согласно акту приема-передачи основных средств от 06.05.2000 жилой фонд, числящийся на балансе АООТ «Парма», передан в эксплуатацию МО «Корткеросский район», однако жилое помещение – <адрес> в данный перечень не включено.
В соответствии с Законом Республики Коми № 66-РЗ от 26.06.2008 «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», на основании распоряжения Правительства Республики Коми № 476-р от 01.12.2008 спорное жилое помещение передано в собственность муниципального образования СП «Керес».
На основании Закона Республики Коми № 18-РЗ от 01.03.2016 «О разграничении муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в границах которых они образованы», на основании распоряжения Правительства Республики Коми № 134-р от 30.04.2020 данное жилое помещение было вновь передано в собственность муниципального образования МР «Корткеросский».
Таким образом, судом установлено, что истец длительное время фактически проживает и зарегистрирована в спорном жилом помещении, изначально как член семьи С.И., а после ее смерти - как основной пользователь квартирой. Данный факт, а также, что спорное жилое помещение по настоящее время находится в муниципальной собственности не опровергнут ответчиком.
Стст. 10, 28, 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 было предусмотрено право граждан РСФСР на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями на основании ордера.
Из положений ст. 18 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР» N 4199-1 от 23.12.1992 следует, что при передаче государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установлением порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.
При этом отсутствие ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в жилое помещение, длительное проживание в нем, исполнение обязанности нанимателя, не влечет само по себе незаконность такого вселения и проживания. Доказательств самовольного занятия истцом, а ранее его родственниками спорного жилого помещения ответчиком не представлено.
Также не оспаривалось ответчиком, что с истцом каким-либо образом ее право пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, до настоящего времени оформлено. После включения квартиры в муниципальную собственность истец продолжила проживать в квартире, содержала ее, оплачивала коммунальные услуги. Собственники жилого помещения – органы местного самоуправления, как сельского поселения, так и муниципального района, права Хмельницкой С.В. на пользование квартирой и проживание в ней не оспаривали, требований об освобождении жилого помещения в течение длительного времени не предъявляли.
Между тем, отсутствие надлежащего оформления права пользования истцом спорным жилым помещением препятствует реализации ее права получения мер государственной поддержки в области жилищных правоотношений.
Подтверждено в ходе рассмотрения дела, что истцу при ее обращении о заключении договора социального найма было отказано ввиду отсутствия у нее статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий и отсутствия документа о предоставлении жилого помещения.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч.1 ст. 7, ст. 18; чч. 1 и 2 ст. 19).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 № 20-П, Определение от 15.02.2005 № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
В настоящее время ЖК РФ предусмотрено право пользования гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма, договора найма специализированных жилых помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
При этом спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому помещению, как и жилому помещению фонда социального использования.
Доводы о том, что истец не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, не состоит на соответствующем учете, не могут быть приняты во внимание.
Применение положений стст. 49 - 59 ЖК РФ, регламентирующих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, при котором учитывается такой критерий, как признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением им на условиях социального найма другого жилого помещения из числа свободных жилых помещений, невозможно, поскольку в рассматриваемом случае имеют место другие правоотношения по оформлению договора социального найма уже занятых гражданами жилых помещений на законных основаниях.
При изменении режима жилого помещения и его собственника оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении на законных основаниях, само по себе не свидетельствует о предоставлении им вновь жилого помещения как нуждающимся в улучшении жилищных условий, а является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от нахождения на учетах по улучшению жилищных, поскольку объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, ранее предоставленные гражданам на законных основаниях.
Законность предоставления жилого помещения С.И. и дальнейшего проживания в ней истца ответчик не оспаривал.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о фактическом существовании между сторонами отношений, возникающих из договора социального найма спорного жилого помещения, что является основанием для заключения между сторонами соответствующего договора. Обратное суду не доказано.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования Хмельницкой С.В. об установлении факта пользования жилым помещением, расположенном по адресу: Республика Коми, <адрес> на условиях договора социального найма и обязании заключить с ней соответствующий договор, включив в состав членов семьи нанимателя детей истца, подлежащими удовлетворению. При этом, испрашиваемый срок для оформления договора является достаточным и разумным.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Установить факт пользования Хмельницкой Софией Владимировной жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок не позднее 10 дней со дня вступления в силу решения суда заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с Хмельницкой Софией Владимировной, <дата>, включив в состав членов семьи нанимателя А.С, <дата>, и В.С, <дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено 19.05.2023.