Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
6 августа 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.
Брязу В.М.,
председателя Территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Самары Самарской области Ермаковой О.А.,
представителя Избирательной комиссии Самарской области по доверенности Трошиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1578/2019 по административному исковому заявлению Брязу В.М, о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,
у с т а н о в и л :
постановлением Самарской Губернской Думы шестого созыва от 4 июня 2019 года № 891 на 8 сентября 2019 года назначены дополнительные выборы депутата Самарской Губернской Думы шестого созыва по Безымянскому одномандатному избирательному округу № 11 и Приволжскому одномандатному избирательному округу № 19.
Полномочия окружной избирательной комиссии Безымянского одномандатного избирательного округа № 11 по дополнительным выборам депутата Самарской Губернской Думы шестого созыва возложены на избирательную комиссию Кировского района г. Самары Самарской области (пункт 1 постановления Избирательной комиссии Самарской области от 7 июня 2019 года № 99/639-6).
10 июля 2019 года в окружную избирательную комиссию представлено заявление Брязу В.М. о согласии САМАРСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» баллотироваться кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва.
19 июля 2019 года от Брязу В.М. поступили документы о регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Брязу В.М. отказано в регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва.
Не согласившись с решением избирательной комиссии, Брязу В.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата и об обязании избирательную комиссию Кировского района г. Самары зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы.
Требования обоснованы тем, что основания, указанные в решении избирательной комиссии, носят недостоверный характер и не соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Ссылаясь на статью 46 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», административный истец указал, что он вправе уточнять и дополнять документы не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос о регистрации кандидата. В связи с этим он предоставил в Территориальную избирательную комиссию документы 26 июля 2019 года, за два дня до истечения срока их предоставления. В графе «доходы» в сведениях о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной собственности), о счетах ( вкладах) в банках, ценных бумагах, им сделана отметка «отсутствуют». В заявлении о согласии баллотироваться указал, что он является депутатом Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области без указания на непостоянной основе, однако, к заявлению приложена справка, которая подтверждает осуществление им деятельности в Совете депутатов Кировского района городского округа Самара на непостоянной основе.
В судебном заседании Брязу В.М. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административным исковом заявлении, а также пояснил, что избирательная комиссия, уведомив его об установлении оснований для отказа в регистрации только 24 июля 2019 года, тем самым лишила его возможности в установленный срок представить недостающие документы или устранить недостатки.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Кировского района г. Самары Самарской области Ермакова О.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что отказ в регистрации Брязу В.М. кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы обусловлен не предоставлением в избирательную комиссию в установленные сроки документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидатом, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона, пунктами 5, 6 статьи 40 Закона Самарской области, а также в связи с наличием документов, оформленных с нарушением требований статьи 33 Федерального закона и статьи 40 Закона Самарской области.
Относительно заявленных требований Территориальная избирательная комиссия Кировского района города Самары представила письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области по доверенности Трошина С.П. заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении административного иска следует отказать, суд приходит к выводу о том, что заявленные Брязу В.М. требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктами «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подпунктами 3, 4 части 8 статьи 48 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» от 18 апреля 2016 года № 56-ГД основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, со статьями 40 или 41, а также 45 настоящего Закона для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии с Федеральным законом, со статьями 40 или 41, а также 45 настоящего Закона для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона.
Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и подпунктами 5, 6 пункта 4 статьи 40 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-ГД предусмотрено, что одновременно с заявлением о согласии баллотироваться кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения по форме, установленной в соответствии с Федеральным законом, о принадлежности кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения по форме, установленной в соответствии с Федеральным законом, о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Формы вышеуказанных сведений утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего органа государственной власти) субъекта Российской Федерации». Одновременно с указанными сведениями представляются копии документов, подтверждающих получение имущества в собственность.
Согласно части 1 статьи 40 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-Г документы должны быть предоставлены в течение 35 дней после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Самарской Губернской Думы. Представление документов для уведомления о выдвижении кандидатов заканчивается в 18 часов по местному времени дня, в котором истекает установленный настоящей частью срок.
Постановление Самарской Губернской Думы шестого созыва от 4 июня 2019 года № 891 о назначении дополнительных выборов депутата Самарской Губернской Думы шестого созыва официально опубликовано в «Волжской коммуне» 7 июня 2019 года № 80 (30663).
Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Безымянскому одномандатному округу № 11 и Приволжскому одномандатному округу № 19, назначенных на 8 сентября 2019 года, утверждённым постановлением избирательной комиссии Самарской области от 7 июня 2019 года № 99/640-6, предусмотрено уведомление окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата с представлением документов, предусмотренных статьями 40, 41 Закона Самарской области, с 8 июня 2019 года по 12 июля 2019 года ( пункт 18); представление в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации, - с 14 июля 2019 года по 24 июля 2019 года до 18 часов по местному времени ( пункт 22).
Основаниями для отказа в регистрации Брязу В.М. в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы явилось то, что сведения о принадлежащем супругу кандидата и его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами российской Федерации, а также сведения о расходах супруга кандидата и его несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных ( складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, были представлены Брязу В.М. в избирательную комиссию 26 июля 2019 года, за пределами срока, установленного статьей 40 закона Самарской области.
Кроме того, по результатам проверки представленных кандидатом Брязу В.М. документов избирательной комиссией были выявлены недостатки в их оформлении, которые после извещения о них кандидатом не устранены, а именно: в заявлении о согласии баллотироваться кандидат указал, что он является депутатом Совета депутатов Кировского внутригородского района городского округа Самара Самарской области первого созыва без указания осуществления полномочий на непостоянной основе; в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной собственности), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидат не заполнил графу « доходы».
Вышеперечисленные основания для отказа в регистрации Брязу В.М. в качестве кандидата в депутаты указаны в извещении, являющемся приложением к решению от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела, 10 июля 2019 года Брязу В.М. представил в окружную избирательную комиссию документы, которые отражены в подтверждении получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты, в том числе сведения о принадлежащем ему недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации на 2 листах.
Сведения о принадлежащем имуществе супруги и несовершеннолетних детей, находящемся за пределами Российской Федерации, были представлены Брязу В.М. 26 июля 2019 года, и этот факт административным истцом не оспаривается.
Доводы Брязу В.М. о том, что 26 июля 2019 года он не вносил в избирательную комиссию дополнительные документы, а уточнял и дополнял уже имеющиеся сведения, суд считает несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённых постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Сведения о принадлежащем супруге и несовершеннолетним детям имуществе и об их расходах должны быть представлены в окружную избирательную комиссию одновременно с заявлением о согласии баллотироваться.
Указанные документы являются самостоятельными документами, они были представлены Брязу В.М. впервые 26 июля 2019 года, и поскольку до этого момента в избирательную комиссию они не предоставлялись, то оснований полагать, что административный истец их уточнял и дополнял, не имеется.
В заявлении о согласии баллотироваться указано об осуществлении Брязу В.М. полномочий депутата Совета депутатов Кировского внутригородского района города Самары, но не указано об осуществлении им полномочий депутата на непостоянной основе.
Административный истец данное обстоятельство не опровергает, но ссылается на справку, представленную в окружную избирательную комиссию и подписанную председателем Совета депутатов Кировского района городского округа Самары Самарской области первого созыва от 14 июня 2019 года № 75, которая подтверждает осуществление им полномочий депутата на непостоянной основе.
Вместе с тем, предоставление подтверждающих те или иные обстоятельства справок не освобождает кандидата в депутаты от обязанности оформления всех граф документов, в том числе заявления о согласии баллотироваться, в соответствии с требованиями закона.
В сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной собственности), о счетах ( вкладах) в банках, ценных бумагах графа «Доходы» не заполнена.
Доводы административного истца о том, что в сведениях о размере и об источниках доходов в графе «доходы» он указал «отсутствуют», противоречат представленным в суд документам.
Непредставление в окружную избирательную комиссию в установленные сроки документов, необходимых для выдвижения кандидата в депутаты, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктами 5, 6 части 4 статьи 40 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-ГД, а также наличие документов, оформленных с нарушением требований, установленных статьей 33 Федерального закона, статьей 40 Закона Самарской области, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Несостоятельными суд считает доводы административного истца о том, что принятое 24 июля 2019 года избирательной комиссией решение об извещении кандидата об установлении оснований отказа в регистрации лишило его возможности в срок подать необходимые документы или исправить недостатки поданных документов.
Согласно пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 46 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-ГД.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Кировского района города Самары Самарской области приняла решение № об извещении кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы Брязу В.М. об установлении оснований отказа в регистрации и в этот же день вручила ему извещение, однако, недостатки, выявленные избирательной комиссией в отношении оформления документов, административным истцом не были устранены.
Решение от 24 июля 2019 года принято избирательной комиссией в сроки, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поэтому оснований полагать, что окружная избирательная комиссия нарушила требования закона по извещению Брязу В.М. об установлении оснований для отказа в регистрации, не имеется.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение Территориальной избирательной комиссии города Самары от 28 июня 2019 года № 20/9 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва Брязу В.М. принято в соответствии с требованиями закона, и в силу этого оснований для удовлетворения заявленных Брязу В.М. требований не имеется.
Руководствуясь статьями 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требований Брязу В.М, о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Кировского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Безымянскому одномандатному избирательному округу № 11 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Безымянскому одномандатному избирательному округу № 11 Брязу В.М., обязании Территориальную избирательную комиссию Кировского района города Самары Самарской области зарегистрировать Брязу В.М. в качестве кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы, выдвинутого САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2019 года