89RS0004-01-2023-000718-82
Дело № 2-1166/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новый Уренгой 03 апреля 2023 года
Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кузьминой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Логачевой Е.А.,
с участием истца Эгиевой А.Р., представителя ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой Крыжановской А.В., представителя ответчика Администрации г. Новый Уренгой Кольцовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1166/2023 по иску Эгиева А.Р. к Администрации города Новый Уренгой, Департаменту имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно,
УСТАНОВИЛ:
Эгиева А.Р., обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Новый Уренгой, Департаменту имущественных и жилищных отношений Администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В обоснование иска указано, что в 2021 году истец обратилась в Администрацию г. Новый Уренгой с заявлением о включении ее семьи в состав мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющих трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Уведомлением МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» [суммы изъяты] от 07.12.2022 г. истец уведомлена, что ее семья включена в список многодетных семей – получателей социальной выплаты № 1 в очередном финансовом 2023 году. Приказом начальника МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» [суммы изъяты] от 13.12.2022 г. семья Эгиевых признана соответствующей в период проведения проверки условиям, установленным п. 1 ч. 1, абзацем 1 ч. 5 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО». Распоряжением Заместителя Главы Администрации г. Новый Уренгой [суммы изъяты]-рз от 12.01.2023 г. семье Эгиевых отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 3.10 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющих трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 18.02.2016 г. № 110-П. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку получение семьей Эгиевых социальной выплаты в целях погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту соответствует положениям п. 5.1 Порядка. Просит признать незаконным решение об отказе в признании семьи Эгиевых участницей мероприятий по предоставлению социальной выплаты; обязать Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой признать семью Эгиевых по дате подачи заявления участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющих трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно; обязать Департамент включить семью Эгиевых по дате подачи заявления участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющих трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В судебном заседании истец Эгиева А.Р. на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой Крыжановская А.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Порядок, которым руководствовался Департамент при принятии решения, не предусматривает оплату неотделимых улучшений, которые указаны в договоре купли-продажи и кредитном договоре. Согласно п. 3 договора купли-продажи, стоимость приобретаемой квартиры составляет 1 800 000 рублей, при этом в силу п. 4 договора, 470 000 рублей уплачивается за счет средств материнского капитала, 1 330 000 рублей покупатель передает продавцу за счет кредитных средств, предоставленных на основании кредитного договора от 25.12.2021 г. [суммы изъяты], по условиям которого сумма кредита составляет 2 839 570 рублей, из которых 1 333 000 рублей на направляются на приобретение объекта недвижимости и 1 509 570 рублей на произведение неотделимых улучшений в нем. Все денежные средства, поступающие в счет погашения кредита, поступают на единый счет, поэтому Департамент не может выделить сумму, которая поступит на оплату приобретенного жилого помещения. Выплата имеет целевое назначение, поэтому Департамент вынужден отказать.
Представитель ответчика Администрации г. Новый Уренгой Кольцова К.А. исковые требования также не признала, поддержав позицию представителя ответчика Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25 декабря 2021 года между Эгиевой А.Р. и Банк заключен кредитный договор [суммы изъяты], по условиям которого заемщику Эгиевой А.Р. предоставлены денежные средства в размере 2 839 570 руб. для приобретения по договору купли-продажи от 25.12.2021 года объекта недвижимости и оплата иных неотделимых улучшений: квартиры, находящейся по адресу: <адрес> (п. 1, п. 12 Договора).
На основании договора купли-продажи от 25 декабря 2021 года истец приобрел квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, используя кредитные средства банка.
Согласно договору купли-продажи стороны оценили объект недвижимости в 1 800 000 руб. (пункт 3 договора купли-продажи). Расчет между сторонами производится в следующем порядке: 470 000 руб. - покупатель уплачивает в качестве первоначального взноса при получении кредита на приобретение объекта недвижимости по настоящему договору купли-продажи в безналичном порядке продавцу за счет средств материнского (семейного) капитала по свидетельству [суммы изъяты]-НУ от 05.07.2017 г., 1 330 000 руб. – покупатель передает продавцу за счет кредитных средств, предоставленных на основании кредитного договора [суммы изъяты] от 25.12.2021 г. При этом кредитные денежные средства предоставляются на следующих условиях: 2 839 570 руб. - общая сумма кредита, из которых 1 330 000 руб. - на приобретение объекта недвижимости и 1 509 570 руб. - на произведение неотделимых улучшений в нем.
06.09.2021 г. Эгиева А.Р. обратилась в МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в составе семьи Эгиева А.Р., ФИО3, ФИО1, ФИО1 (л.д. 24-27).
Приказом МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» [суммы изъяты] от 01.10.2021 г. многодетная семья Эгиевых в вышеуказанном составе поставлена на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
В соответствии с ч. 2 ст. 7-1 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с письменного согласия заявителя предоставляется социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения.
Размер, условия и порядок предоставления социальной выплаты устанавливаются постановлением Правительства ЯНАО от 18.02.2016 N 110-П "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно".
Заявлением от 10.01.2022 г. Эгиевой А.Р. дано согласие на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Письмом МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» от 07.12.2022 г. [суммы изъяты] Эгиева А.Р. проинформирована, что размер социальной выплаты для семьи в составе 4х человек составит 2 085 458,40 рублей, а для граждан, которые намерены направить средства материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилого помещения либо которые использовали средства материанского (семейного) капитала в указанных целях, размер социальной выплаты составит 2 294 004,24 рубля (л.д. 23).
Приказом МКУ «Городской центр имущественных и жилищных отношений» [суммы изъяты] от 13.12.2022 г. семья Эгиевых признана соответствующей в период проведения проверки условиям, установленным п. 1 ч. 1, абзацем 1 ч. 3, абзацем 1 ч. 5 ст. 7 Закона ЯНАО (л.д. 21).
15.12.2022 г. Эгиевой А.Р. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения [суммы изъяты] (л.д. 22).
Согласно заявлению от 16.12.2022 г. Эгиева А.Р. просила перечислить социальную выплату в размере 2 294 004 рубля, полученную в соответствии со свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения от 15.12.2022 г. [суммы изъяты] на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору [суммы изъяты] от 25.12.2021 г., заключенному с Банк (л.д. 20).
Распоряжением Заместителя Главы Администрации г. Новый Уренгой [суммы изъяты]-рз от 12.01.2023 г. семье Эгиевой отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 3.10 Порядка, в связи с несоответствием представленных документов целям и требованиям, установленным пунктами 1.5, 1.7, 1.8 настоящего Порядка (л.д. 28, 61).
Согласно пояснительной записке об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, поскольку социальная выплата может быть использована только на приобретение жилого помещения, а в соответствии с кредитным договором [суммы изъяты] от 25.12.2021 г. сумма кредита в размере 2 839 570 рублей предоставлена на приобретение объекта недвижимости и оплату иных неотделимых улучшений по адресу: <адрес>, оснований для предоставления социальной выплаты на погашение суммы основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения многодетной семье Эгиевой А.Р. не имеется (л.д. 62-63).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 8 июля 2014 года № 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 7-1 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, и отдельным категориям граждан, состоящим на учете граждан, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, включенных в перечни земельных участков, предназначенных для предоставления земельного участка в собственность граждан бесплатно на территории автономного округа (далее - перечни земельных участков).
Согласно ч. 2 ст. 7-1 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, принятым на учет граждан, включенным в один из списков, указанных в пунктах 1, 2 части 3 статьи 7-2 настоящего Закона, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 2 Закона автономного округа от 01 декабря 2015 года N 122-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" с их письменного согласия предоставляется социальная выплата в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Размер, условия и порядок предоставления социальной выплаты устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.
Постановлением Правительства ЯНАО от 18.02.2016 N 110-П, утвержден Порядок предоставления социальных выплат гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно" (далее Порядок).
В силу положений п. 1.5 Порядка (в редакции № 29 от 13.12.2022 г.), социальные выплаты носят целевой характер, предоставляются в пределах средств на текущий год, предусмотренных на реализацию мероприятия "Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно" государственной программы автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П (далее - мероприятие), и могут быть использованы многодетными семьями на следующие цели:
а) на приобретение (строительство) жилого помещения в многоквартирном доме капитального исполнения, в многоквартирном доме деревянного исполнения, расположенном в сельском населенном пункте автономного округа, приобретение индивидуального жилого дома (далее - жилое помещение), на приобретение доли (ей) в праве собственности на жилое помещение (в случае, если в результате совершенной сделки многодетная семья приобретает право собственности на все жилое помещение) (далее - приобретение (строительство) жилого помещения) путем заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома или уступки прав требований по такому договору (далее - договор на приобретение (строительство) жилого помещения);
б) на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, предоставленного юридическим лицом на цели, указанные в подпункте "а" настоящего пункта;
в) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам (займам), указанным в подпункте "б" настоящего пункта, за исключением иных процентов, комиссий, штрафов и пеней за просрочку исполнения обязательств по таким жилищным кредитам (займам) (далее - кредит (заем));
г) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам (займам), за исключением иных процентов, комиссий, штрафов и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам), заключенным до 20 августа 2019 года на приобретение (строительство) жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, без требования к его капитальному исполнению;
д) на оплату разницы в стоимости жилого помещения по договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение, заключенному в соответствии с частью 22 статьи 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - договор, заключенный в соответствии с частью 22 статьи 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1.6 Порядка, многодетная семья признается участницей мероприятия со дня включения ее органом, указанным в части 4 статьи 7-1 Закона, осуществляющим учет граждан (далее - органы местного самоуправления), в список многодетных семей - получателей социальной выплаты в очередном финансовом году, предусмотренный пунктом 2.9 настоящего Порядка.
Пунктом 1.7 Порядка предусмотрены требования к приобретаемому жилому помещению.
Согласно п. 2.6 Порядка, 2.6. многодетные семьи, получившие предложение, указанное в пункте 2.4 настоящего Порядка, представляют в органы местного самоуправления согласие на предоставление социальной выплаты в течение 14 календарных дней со дня получения соответствующего предложения в виде письменного заявления о предоставлении социальной выплаты.
В соответствии с п. 2.9 Порядка, многодетные семьи включаются в списки получателей в очередном финансовом году NN 1 - 3, исходя из времени и даты подачи ими или их представителем заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в порядке, установленном частью 5 статьи 7-1 Закона.
В силу п. 4.1 Порядка, размер социальной выплаты для многодетных семей, включенных в список получателей N 1, составляет 30 процентов от средней стоимости жилья, определенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка.
Пунктом 4.3. Порядка установлено, что размер социальной выплаты после выдачи свидетельства перерасчету не подлежит.
Согласно п. 4.4. Порядка, размер социальной выплаты не может превышать стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения либо остатка основной суммы долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
Из справки, представленной ПАО Сбербанк, следует, что, по состоянию на 12.12.2022 г. размер остатка ссудной задолженности составляет: остаток основного долга 2 820 615,52 руб., остаток задолженности по выплате процентов – 11 297,92 руб. (л.д. 60).
Принимая во внимание, что целевым назначением кредитных денежных средств, предоставленных истцу, являлось приобретение жилого помещения, которое и было в последующем приобретено в собственность, в том числе с использованием кредитных денежных средств, то оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно семье Эгиевой А.Р. с учетом троих детей, не имеется.
Кроме того, с учетом положений п. 4.4 Порядка, учитывая, что размер социальной выплаты не может превышать стоимости приобретаемого жилого помещения, которая в соответствии с договором купли-продажи от 25.01.2021 г. составила 1 800 000 рублей, следовательно, в указанной части представленные Эгиевой А.Р. документы соответствуют целям и требованиям, установленным подп. 1.8 Порядка.
При этом суд также учитывает, что в настоящее время, а именно начиная с редакции № 30 от 03.04.2023 г. Постановления Правительства ЯНАО от 18.02.2016 N 110-П, в Порядок внесены изменения, в соответствии с которыми цели социальной выплаты расширены, в частности, выплата может быть направлена на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам (займам), указанным в подпункте "б" настоящего пункта, включая оплату неотделимых улучшений, и (или) оплату ремонта объектов недвижимости.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности заявленных в иске требований.
Семье истца было незаконно отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно семье Эгиевой А.Р. с учетом троих детей и в связи с этим, истец незаконно была исключена из списка многодетных семей – получателей социальной выплаты № 1 в очередном финансовом 2023 году, а потому данная семья должна быть восстановлена в соответствующем списке по дате подаче заявления, что согласуется с положениями статьи 12 Гражданского кодекса РФ предусматривающей в качестве одного из способов защиты нарушенных прав - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, исковые требования Эгиевой А.Р. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Эгиева А.Р. удовлетворить.
Признать распоряжение Заместителя Главы Администрации г. Новый Уренгой [суммы изъяты]-рз от 12.01.2023 г. об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, незаконным.
Возложить на Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой обязанность по признанию семьи Эгиева А.Р. с учетом детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по дате подачи заявления участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющих трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
Возложить на Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой обязанность по включению семьи Эгиева А.Р. с учетом детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по дате подачи заявления участницей мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющих трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало–Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоуренгойский городской суд.
Председательствующий: судья Н.А. Кузьмина
Копия верна:
Решение в окончательной форме принято 10 апреля 2023 года.