по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 21 февраля 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Баранова В.А.,
с участием представителя ГУ МЧС России по <иные данные> А.А.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора АО «Марийский машиностроительный завод» Е.Б.И. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым
Акционерное общество «Марийский машиностроительный завод», <иные данные> ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора <иные данные> по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Марийский машиностроительный завод» (далее - АО «ММЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, <иные данные> АО «ММЗ» Е.Б.И. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просил постановление изменить, исключить из постановления выводы о нарушении АО «ММЗ» требований пожарной безопасности в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до начала действия СНиП 21-01-97*, Сводов правил СП 1.13130, СП 4.13130, СП 4.13130, Приказа Росстандарта от 14 июля 2020 года. Указывает на то, что СНиП 21-01-97* утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ, обращает внимание на положения ч.4 ст.4 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ о применении требований настоящего Федерального закона в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению объектов защиты. По оставшимся пунктам нарушений заявитель просит снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 75000 рублей в соответствии с положениями ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Должностное лицо административного органа А.А.А. суду пояснила, что постановление, вынесенное в отношении АО «ММЗ» законно и обоснованно, оснований для его изменения, отмены не имеется. Дело об административном правонарушении в отношении АО «ММЗ» было возбуждено по факту проведенной плановой проверки общества. Указанные в обжалуемом постановлении объекты были осмотрены, изучались документы на предмет соответствия нормам пожарной безопасности, установлено, что в корпусах осуществлялся ремонт, изменились объемы пожарных объектов, изменилась планировка. Учитывая, что объект, на котором проводилась проверка, является режимным, какие-либо документы, свидетельствующие о реконструкции зданий, к материалам проверки не приобщались. При проведении проверки выявлено, что в зданиях 1940-1980 годов проводилась перепланировка, в связи с чем нормы СНиП 21-01-97* были применимы. В материалах дела имеется декларация пожарной безопасности, которую самостоятельно составило юридическое лицо. Юридическое лицо признавало действие нормативных актов, указанных в декларации. Акт выявленных нарушении АО «ММЗ» не обжаловался, что свидетельствует о согласии с выявленными нарушениями. При рассмотрении дела об административном правонарушении Общество не ссылалось на необходимость снижения размера административного штрафа менее минимального размера.
Заявитель Е.Б.И. в суд не явился, извещен надлежащим образом, явка защитника юридического лица на судебное заседание не обеспечена, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав представителя административного органа, обсудив доводы жалобы и дополнений к ней; изучив материалы дела об административном правонарушении №; материалы, приложенные к жалобе на постановление по делу, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ№) обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ №) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которыми установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территории, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что в рамках проведенной на основании распоряжения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <иные данные> от ДД.ММ.ГГГГ № с 21 июня 2021 года по 16 июля 2021 года плановой проверки объектов защиты АО «ММЗ» по адресу: <иные данные>, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные указанными выше нормативными правовыми актами, зафиксированные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- не соответствуют противопожарные расстояния: от склада, между I и II ногами, до корпуса 18 менее 9 м (фактически 5,2 м), от сооружения «пескоструйки» до корпуса 18 менее 12 м (фактически 0,58 см), от пристроя к 11 корпусу (пом. 155) до металлических сооружений менее 12 м. (фактически 0,2 м), от 11 корпуса (со стороны корпуса 56) до металлических сооружений менее 12 м. (фактически 6 м), от корпуса 56 до металлических сооружений менее 12 м. (фактически 2,21 м), от корпуса 5 до металлического сооружения менее 12 м. (фактически 4,3 м), от корпуса 8 до металлического сооружения менее 12 м. (фактически 4.3 м), от корпуса 15 до металлических сооружений менее 12 м. (фактически 3,10 м), от корпуса 20 до металлических сооружений менее 12 м. (фактически 3 м), от корпуса 24а до корпуса 24б менее 9 м. (фактически 2,46 м), в нарушение п.4.3.3 СП 1.13130, в торговом зале ширина горизонтального участка на пути эвакуации с рабочего места составляет 0,31 м. (по норме 0,7 м.) Правил противопожарного режима утвержденных постановлением;
- объекты защиты не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX и приложением № Правил противопожарного режима (не соответствует фактический ранг тушения модельного очага пожара требуемому) (Фактически помещения складского и производственного назначения оборудованы огнетушителями ОП 4(з) с рангом тушения модельного очага пожара 2А55ВСЕ либо ОП 5(з) с рангом тушения модельного очага пожара 2А70ВСЕ, при требуемом 4А144ВСЕ. Два или более огнетушителей, имеющих более низкий ранг, не могутзаменять огнетушитель с более высоким рангом, а лишь дополняют его (исключение может быть сделано только для воздушно-пенных и воздушно-эмульсионных огнетушителей);
- в инструкциях о мерах ПБ в подразделениях (в корпусах 5,3,4) не отражено допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты;
- отсутствуют указатели направление движения к источникам противопожарного водоснабжения ПГ к <адрес> к <адрес>;
- помещения производственного назначения площадью более 500 кв. метров не оснащены передвижными огнетушителями по нормам, предусмотренным приложением № к ППР РФ. <иные данные>;
- для производственного объекта, в частности склада ГСМ, не определено расчетное значение пожарного риска;
- предоставленные расчеты по оценке пожарного риска не соответствует требованиям «Правил проведения расчетов по оценки пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствует отчет;
- не внесена информация в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты о проверке огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре (в соответствии с технической документацией изготовителя);
- замки на дверях эвакуационных выходов наружу из производственной части не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, в частности при особом режиме содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану;
- на территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием (корпус 20 и 15) допускается размещение сооружений коллекторов, осуществляется рядовая посадка деревьев (главный фасад) и установлены металлические склады (задний фасад) и иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников;
- в отношении каждого здания, сооружения не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях;
- склад <иные данные> не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации;
- на двери с наружной стороны помещения складского назначения (склад масел) не обозначена категория пожарной опасности (фактически только категория здания – В);
- на складе <иные данные> емкости (бочки) с горючими жидкостями не защищены от солнечного воздействия (размещены у оконных проемов под лучами солнца);
- помещение склада <иные данные> не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации;
- склад масел не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией 1 типа;
- корпус № – склад <иные данные> категория <иные данные>: пожарный щит не в полном объеме укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем, согласно норм комплектации по приложению № (отсутствует емкость с водой, покрывало для изоляции очага пожара);
- помещения хранения <иные данные> (пристрой к ангару №), помещения хранения <иные данные> не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
- корпус № (склад металла) <иные данные>: пожарный щит не в полном объеме укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем, согласно норм комплектации по приложению № (отсутствует емкость с водой, покрывало для изоляции очага пожара);
- корпус <иные данные> хранение <иные данные>: на двери с наружной стороны помещения складского назначения (<иные данные> не обозначена категория пожарной опасности;
- корпус 31: помещение № (категории <иные данные>) не оборудовано пожарными извещателями;
- помещение №, не являющееся помещением категории <иные данные> по пожарной опасности (площадь участка пожарной нагрузки (упаковка из горючего материала (картон) более 10 кв.мПриложение Б п. Б1 СП 12.13130.2009), не оборудовано пожарными извещателями;
- помещение №, не являющееся помещением категории <иные данные>, Д по пожарной опасности (площадь участка пожарной нагрузки (упаковка из горючего материала (картон) более 10 кв.мПриложение Б п.Б1 СП 12.13130.2009) не оборудовано пожарными извещателями;
- в комнате грузчиков допущена эксплуатация светильника без рассеивателя, предусмотренного конструкцией светильника;
- корпус №: не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшегося отверстия в местах пересечения противопожарных преград электрическим проводом (в месте прохода электрического провода из кабинета № в кабинет № (кабинет и склад соответственно);
- помещение категории <иные данные> (склад №) по пожарной опасности не полном объеме отделено от коридора противопожарными перегородками (соединяется с поэтажным коридором второго этажа через лифтовую шахту и проем, в котором установлены деревянные створки);
- корпус №: административное помещение перед <иные данные> не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации;
- непосредственно на двери с наружной стороны помещения складского назначения (<иные данные>) не обозначена категория пожарной опасности;
- заполнение дверного проема в противопожарной перегородке <иные данные> склад № категории <иные данные>) выполнено с пределом огнестойкости менее нормативного <иные данные> (фактически в проеме противопожарной перегородки установлена простая металлическая дверь);
- цех <иные данные>): не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (не исправны системы пожарной сигнализации и оповещения);
- в помещениях хранения горючих газов не установлены газоанализаторы для контроля образования взрывоопасных концентраций;
- шкаф для газовых баллонов (с пропаном) не имеет предупредительной надписи «Огнеопасно. Газ»;
- бытовые помещения электриков не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации;
- корпус №: на двери с наружной стороны помещения цеха № не обозначена категория пожарной опасности;
- корпус №: на двери с наружной стороны помещения не обозначена категория пожарной опасности;
- помещение склада не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации;
- склад не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией <иные данные>;
- корпус <иные данные> (<иные данные>): помещение <иные данные> не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации;
- <иные данные> не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией <иные данные>;
- пожарный щит не в полном объеме укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем, согласно норм комплектации по приложению № (отсутствует емкость с водой, покрывало для изоляции очага пожара);
- сварочный участок категория <иные данные>: шкаф <иные данные> не имеет предупредительной надписи «Огнеопасно. Газ»;
- шкаф для размещения <иные данные> расположен не вне здания и ближе 5 метров от входа в здание сварочного участка;
- корпус № (<иные данные>): покрытие пола в коридорах на путях эвакуации выполнены материалами (линолеум) с классом пожарной опасности более чем <иные данные>
- в подсобном помещении допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателями), предусмотренным конструкцией;
- корпус № (<иные данные>): покрытие пола в коридорах на путях эвакуации выполнены материалами (доска) с классом пожарной опасности более чем <иные данные>
- корпус №: в электрощитовой допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателями), предусмотренным конструкцией;
- не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами, кабелями (электрощитовая);
- покрытие пола в коридорах на путях эвакуации <иные данные> выполнены материалами (линолеум) с классом пожарной опасности более чем <иные данные>);
- отсутствует ограждение лестничных площадок на межэтажных площадках в обеих лестничных клетках;
- допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток не через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам;
- корпус <иные данные>: заполнение проема в противопожарной перегородке <иные данные>, отделяющей помещение склада «хозяйственного инвентаря и специальной одежды» от коридора, выполнено не противопожарным - дверь не противопожарная <иные данные>;
- в полу на путях эвакуации, ведущих непосредственно наружу имеется перепад высот (9 см);
- корпус <иные данные>: здание не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации;
- не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами, кабелями (электрощитовая);
- корпус <иные данные><иные данные> здание не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации;
- корпус №: ширина лестничной площадки между лестничными маршами (1 м) меньше ширины марша (1,15 м);
- на путях эвакуации допускается устройство ступеней с различной высотой в пределах марша лестницы и лестничной клетки (0,1 м, 0,16 м);
- корпус №: кабинет № (Слесарная мастерская) не оборудован автоматической пожарной сигнализацией;
- <иные данные>: отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции в помещении книгохранилища (архива) <иные данные>;
- Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов (<иные данные>) не обеспечивает возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечивается автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану;
- допускается размещение мебели, оборудования и других предметов на путях эвакуации (<иные данные>);
- допускается размещение оборудования, в результате которого ограничивается доступ к пожарному крану (<иные данные>);
- <иные данные>: покрытие пола в коридоре на путях эвакуации выполнены материалами (линоллеум) с классом пожарной опасности более чем КМ 4 (Г3, В2, <адрес>, Т3);
- корпус <иные данные>: отсутствует доступ пожарных автолестниц и автоподъемников со стороны административной части между <адрес> и <адрес>. металлические домики;
- противопожарные расстояния от <адрес> до вагончика цеха № от <адрес> до мет. домиков менее 10 м (ранее не менее 9 м) (фактически 3,95 м.). Противопожарное расстояние до грузового автомобиля на автостоянке от <адрес> менее 9 м. (фактически 8,1 м.) от <адрес> до металлического домика <иные данные> (фактически 7,08 м.);
- с наружной стороны двери производственного помещения отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (информация о выполнении категорирования также отсутствует, складского помещения на антресолях, помещения электриков);
- не проведено эксплуатационное испытаний вертикальной пожарной лестницы и лестницы <иные данные> не представлен протокол испытаний с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в складских помещениях в административной части категорий <иные данные> отсутствует заполнение проемов не ниже <иные данные> (фактически дверь деревянная);
- части здания различных классов функциональной пожарной опасности (<иные данные>) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости (<иные данные>);
- здание не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (пожарные извещатели отсутствуют в помещении <иные данные> и в производственной части, антресоли металлические, склад на антресолях);
- допущено размещение в дверном проеме эвакуационного выхода, ведущего из производственного помещения на лестницу стула, для фиксации двери в открытом положении;
- отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери, ведущие в лестничную клетку, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. (<иные данные>);
- корпус <иные данные>: допускается размещение <иные данные> ближе 1 метра от электрощитов (фактически хранение коробок рядом с электрощитом (Цех № слева произв. части и в <иные данные>);
- с наружной стороны двери (<адрес>, бывшие экранки под землей которые используются как склад) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (информация о выполнении категорирования также отсутствует);
- <иные данные> не имеет второго эвакуационного выхода из зала совещаний, отвечающего требованиям пожарной безопасности, по которым эвакуируются более 50 человек (Ширина горизонтальных участков путей эвакуации 0,8 наружной эвакуационной лестницы из зала совещаний, так же есть сужение ширины горизонтальных участков пути эвакуации между <иные данные> до 0,71 м.);
- производственная часть не в полном объеме оборудована автоматической пожарной сигнализацией, раздевалка на антресолях, <иные данные> бывшие экранки под землей, которые используются как склад;
- лестница 3-го типа расположена у части стены класса пожарной опасности ниже К1 с пределом огнестойкости ниже REI (EI) 30 (окна) и на расстоянии менее 1 м от окна (0,1м от окна склада цеха 82 и лестница с антресолей со стороны металлических домиков кат. А. на расстоянии менее 1 м. от окна 0,1 м.;
- в производственной части здания № для организации рабочих мест допущено устройство встроенные помещения с ограждающими конструкциями из горючих материалов (потолочное перекрытие встроенных помещений из металла выполнено из поликарбоната);
- противопожарные расстояния от <адрес> до <иные данные> складов менее 10 м (ранее не менее 9 м) (фактически от 0,10 м.) и металлические домики кат. А (фактически 6,03 м.);
- не проведено эксплуатационное испытание вертикальных пожарных лестниц (представлены протокола испытаний не на все лестницы);
- под лестничными маршем в административной части с правой стороны хранятся мебель, оборудование и другие горючие материалы;
- предоставленные расчеты по оценке пожарного риска не соответствует требованиям «Правил проведения расчетов по оценки пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2020г. №, отсутствует отчет;
- на закрытой двери входа в подвал здания, не размещена информация о месте хранения ключа от замка двери;
- емкости (2 бочки по 200 л с машинным маслом) располагаются на открытой площадке у металлических домиков кат. А не защищенные от солнечного и иного теплового воздействия;
- допущено закрытие вытяжных каналов системы вентиляции тряпкой в пом. <иные данные>;
- в складском помещении № допущено оставления без присмотра включенного в электрическую сеть электронагревательного бытового прибора (чайника);
- в пом. <иные данные> допускается эксплуатация электропровода с видимыми нарушениями изоляции;
- в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями (между административной частью коридора 82 цеха и производственной, пом. 150 и 156) не заделаны образовавшиеся отверстия и зазоры негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;
- допускается использование электронагревательных приборов в помещении складов в цехе 82;
- корпус №: помещения складского назначения категории <иные данные> более 1000 кв.м не оборудованы <иные данные>;
- с наружной стороны двери помещения металлического склада (между правой и левой ногой здания корпуса) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (информация о выполнении категорирования также отсутствует);
- отсутствует доступ пожарных автолестниц и автоподъемников внутренний двор полузамкнутый. Располагаются во дворе склад открытый (загромождение) списанных изделий, резины, колес. Металлический склад (20 * 8 м в плане) находящегося на расстоянии 1,5 метра от окон корпуса, вагончик и металлические домики;
- металлический склад у <адрес> не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (множество деревянных ящиков);
- лестница <иные данные> расположена у части стены класса пожарной опасности ниже <иные данные> с пределом огнестойкости ниже <иные данные> (окна) и на расстоянии менее 1 м от окна (0,7м);
- на закрытых дверях подвала и люках чердачных помещений, не размещена информация о месте хранения ключей от замков дверей;
- не проведено эксплуатационные испытания вертикальных пожарных лестниц, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. (представлены протоколы не всех лестниц);
- отсутствует информация об очистке вытяжного устройства в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты в <иные данные> (где осуществляется покраска номеров на ящиках);
- допускается использование подвала для хранения оборудования, мебели и других предметов (деревянного ящика и дверей);
- в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями (подвал здания) не заделаны образовавшиеся отверстия и зазоры негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;
- эксплуатация средств обеспечения пожарной безопасности в неисправном состоянии (противопожарное окно в административной части коридора <иные данные>);
- корпус №: допущена эксплуатация после изменения класса функциональной пожарной опасности части здания (гараж, и в административной части располагаются кровати диваны), не отвечающей нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
- части здания различных классов функциональной пожарной опасности (производственная часть и административная часть) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости;
- отсутствует доступ пожарных автолестниц и автоподъемников со стороны административной части Допускается хранение автотехники у между <иные данные>
- заполнение проемов (ворота), отделяющего помещение категории <иные данные> <иные данные> не противопожарное;
- в противопожарных преградах, отделяющих помещение категории <иные данные> от смежных помещений производственного здания, не предусмотрен тамбур-шлюз с постоянным подпором воздуха;
- здание не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. В административной части <иные данные>, а СПС складского помещения пр-ва 809 в неисправном состоянии (прибор ПКП показывает неисправность);
- не проведены эксплуатационные испытания вертикальных пожарных лестниц (производственная и административная часть <адрес>) не представлены протокола испытаний с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- помещение категории <иные данные> площадью менее 300м2 не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией;
- корпус <иные данные>: в наружной стене, отделяющей административно-бытовую пристройку от производственного здания, заполнение проемов (окна 4-го этажа) не противопожарное на высоте не менее 8м от кровли;
- ширина площадок (0,98 м) лестничных клеток менее ширины маршей (1,1 м);
- устройства для открывания окон в лестничных клетках расположены выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки (открывание не обеспечиваться стационарной фурнитурой, в том числе в виде удлинительной штанги без применения автоматических и дистанционно-управляемых устройств);
- в здании (<иные данные>) в поэтажных коридорах отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции т.к. открывающиеся окна в торцах коридоров не соответствуют требованиям по естественному проветриванию- верхняя кромка открывающегося окна расположена ниже 2,5 м;
- ни одна из лестничных клеток не имеет выходов непосредственно наружу;
- не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещений производственного и складского назначения: пом.124,175;
- корпус <иные данные>: в производственном помещении для организации рабочих мест на антресоли (<иные данные>) организовано помещение с ограждающими конструкциями из горючих материалов (поликарбонатом);
- помещения категории <иные данные> не имеют легкосбрасываемых ограждающих конструкций, в частности окон;
- помещения не в полном объеме оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации: <иные данные>
- пристройка (<иные данные>) не выделена от производственного цеха, отсутствует противопожарное заполнение в проеме;
- Корпус <иные данные>: отсутствуют противопожарные клапана с пределом не ниже <иные данные> в месте пересечения воздуховодов противопожарной перегородки <иные данные>;
- не обеспечена заделка негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе различными инженерными и технологическими коммуникациями, трубопроводами: помещение <иные данные>, венткамера №;
- в полу на путях эвакуации в проходе из коридора (<иные данные> имеется перепад высот (90 мм);
- помещение для размещения вентиляционного оборудования (венткамера №) должно выделяться ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45, с соответствующим заполнением проемов;
- лестница <иные данные> (для подъема на кровлю <иные данные>) имеет ширину менее 0,7м (0,58м) и расположена у части стены класса пожарной опасности ниже К1 с пределом огнестойкости ниже REI (EI) 30 (пластиковые окна) и на расстоянии менее 1 м от окна (0,84м);
- административно-бытовые помещения, расположенные во встройке <иные данные> не выделено противопожарными стенами 2-го типа с соответствующим заполнением проемов;
- не выполнена окраска водозаполненных трубопроводов спринклерной <иные данные>, а также водозаполненных трубопроводов пожарных кранов - зеленый цвет или цифра «1»;
- заполнение проемов (ворота) в тамбур-шлюзе с постоянным подпором воздуха, отделяющего помещение <иные данные>, не противопожарное;
- здание не в полном объеме оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации <иные данные>
- не проведены работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград электрическими проводами, кабелями (стены трансформаторных в гальваническом цехе);
- отсутствуют противопожарные клапана в местах пересечения воздуховодов противопожарных преград (помещения трансформаторных в гальваническом цехе);
- предел огнестойкости транзитного воздуховода обслуживающего помещение категории <иные данные> (<иные данные>) менее EI 30 нет огнезащиты;
- в помещении категорий <иные данные> не предусмотрены наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции;
- помещения категории <иные данные> не отделено от помещений категории <иные данные> противопожарными перегородками <иные данные> с соответствующим заполнением проемов;
- на входах в лестницы, ведущие с <иные данные> в подвал, не установлены противопожарные двери;
- для технического этажа (вентиляционное оборудование на втором этаже гальванического цеха) площадью более 300 м2 отсутствует второй эвакуационный выход (во внутренние лестничные клетки не учитывается);
- корпус <иные данные>: покрытие пола в поэтажных коридорах на путях эвакуации выполнены материалами (линолеум) с классом пожарной опасности более чем <иные данные>
- двери из раздевалок в коридор второго этажа административного здания открываются не по направлению выхода из помещения;
- в поэтажных коридорах отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции, т.к. длина коридоров более 15 м и открывающиеся окна в торцах коридоров не соответствуют требованиям по естественному проветриванию;
- в вентиляционной камере (<иные данные>) хранится мебель;
- отсутствуют противопожарные клапаны с пределом не ниже EI 30 в месте пересечения воздуховодов противопожарной перегородки 1<иные данные>
- в центральной лестничной клетке (на первом этаже) открыто проложены электрические кабели и провода;
- центральная лестничная клетка во внутренней стене на <иные данные> имеет открытые проемы - вместо дверей и внутренней стены, а также вентиляционное отверстие во внутренней стене;
- патрубки с соединительными головками DN 80 для подключения мобильной пожарной техники не выведены наружу в насосной станции;
- в полу на путях эвакуации из центральной лестничной клетки в лифтовый холл первого этажа имеется перепад высот;
- отсутствует ограждение лестничных площадок в центральной лестничной клетке на <иные данные>;
- здание не в полном объеме оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации <иные данные>
- в наружной стене отделяющей административно-бытовую пристройку от производственного здания заполнение проемов (окна 5-го этажа) не противопожарное на высоте не менее 8м от кровли;
- в лифтовом холле <иные данные> допускается хранение мебели;
- на двери выхода на чердак не размещена информация о месте хранения ключей;
- пути эвакуации в коридоре <иные данные> проходят по коридору, не выделенному от помещения раздевалок стенами и перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия;
- коридоры на <иные данные> длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м;
- в поэтажных коридорах <иные данные> отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции т.к. длина коридоров более 15 м и нет открывающихся окон;
- склад <иные данные><иные данные> здание не оборудовано системой автоматического пожаротушения;
- пилорама <иные данные>: на пожарных шкафах отсутствует надпись «Воздухозаполненный ПК-с», а также надпись или табличка, извещающая о месте расположения и порядке открытия соответствующего запорного устройства;
- корпус <иные данные><иные данные> <иные данные> при длине коридора более 50 метров установлен один ручной пожарный извещатель;
- на <иные данные> дверь с коридора на лестничную клетку не обеспечена приспособлением для самозакрывания;
- дымовой пожарный извещатель в помещении <иные данные> установлен без учета воздушных потоков в защищаемом помещении. Расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия системы кондиционера менее 1 м. (фактически 0,4 м.);
- помещение для размещения вентиляционного оборудования (вентиляционная камера №) не выделены ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45, с соответствующим заполнением проемов (фактически не отделена от производственной части здания);
- помещение для размещения вентиляционного оборудования (вентиляционная камера №) не выделены ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45, с соответствующим заполнением проемов (фактически не отделена от производственной части здания);
- части помещений различных классов функциональной пожарной опасности (помещение 104 ЦПБ 78 категории А) не разделена от помещений категории В4 ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности;
- в противопожарных преградах, отделяющих помещение 129 категории А от смежных помещений производственного здания не предусмотрен тамбур-шлюз с постоянным подпором воздуха;
- помещение <иные данные><иные данные> (20 м2) не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией;
- корпус <иные данные>: на втором этаже административной части здания, при двустороннем расположении дверей <иные данные>, ширина эвакуационного пути (уменьшенная на ширину дверного полотна) менее нормативного;
- части помещения различных классов функциональной пожарной опасности (<иные данные>, хранятся лампы освещения и иные материалы) фактически используемое как складское, не разделена от административной части ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- при эксплуатации путей эвакуации по коридору, ведущему к лестничной клетке у <иные данные>, допускается размещение стола, препятствующее безопасной эвакуации;
- не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград, фактически нижняя часть дверной коробки противопожарной двери, разделяющая административную часть от производственной части, не заделана не горючими материалами;
- на входной двери в производственное помещение <иные данные> не обеспечено наличие обозначения категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- производственное помещение <иные данные> не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией;
- комната приема пищи в штамповочном цехе не оборудована автоматической системой пожарной сигнализацией;
- помещение для размещения вентиляционного оборудования (вентиляционная камера штамповочного цеха) не выделены ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45, с соответствующим заполнением проемов (фактически отсутствует перекрытие вентиляционной камеры);
- участок промывки деталей категории <иные данные> не оборудован автоматической системой пожарной сигнализации;
- корпус <иные данные>: комната приема пищи не оборудована автоматической системой пожарной сигнализацией;
- помещение <иные данные> не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализацией;
- корпус <иные данные> Депо: в месте перепада высоты кровли более 1 метра не предусмотрена пожарная лестница П1;
- корпус № Производственная часть: в процессе эксплуатации объекта защиты допущено изменение систем противопожарной защиты (эксплуатируется объект защиты с отступлениями от проектной документации (отсутствуют изменения в проектной документации, технические паспорта не соответствуют реальной планировке помещений);
- категория помещения определена не в соответствии с методикой СП 12.13130 (указана категория <иные данные>, при этом производятся в производственной части газосварочные работы);
- помещение <иные данные>, оборотной кладовой не оборудованы системой оповещения людей о пожаре;
- дверь <иные данные> не соответствуют типу заполнения проемов в противопожарной перегородке 1-го типа (деревянная);
- огнетушитель <иные данные> располагается на высоте выше 1,5 м до верха корпуса огнетушителя (фактически 1,7 м);
- помещения <иные данные> не отделены противопожарной перегородкой 1-го типа с соответствующим заполнением;
- дверь <иные данные> не соответствуют типу заполнения проемов в противопожарной перегородке 1-го типа (деревянная);
- в <иные данные> располагается ящик из горючих материалов (деревянный);
- корпус <иные данные> <иные данные> не соответствуют типу заполнения проемов в противопожарной перегородке 1-го типа (деревянная);
- огнетушитель в архиве располагается на высоте выше 1,5 м до верха корпуса огнетушителя (фактически 1,67 м);
- на <иные данные> путях эвакуации размещается мебель;
- лестница, ведущая к выходу наружу, высотой более 45 см (состоит из 4 ступеней) не имеет ограждения с поручнями;
- управление <иные данные>: помещение склада макулатуры не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- помещение склада макулатуры не оборудовано системой оповещения людей о пожаре;
- помещение склада макулатуры не оборудованы противопожарной дверью;
- <иные данные> (корпус <иные данные>): здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре;
- производственная и административная части не разделены перегородками с нормируемым пределом огнестойкости (в проемах стен установлены деревянные двери);
- в помещении склада эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
- огнетушители располагаются на высоте выше 1,5 м до верха корпуса огнетушителя (фактически 1,9 м);
- корпус №: помещение <иные данные> не оборудовано системой оповещения людей о пожаре;
- корпус №: не обеспечивается укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами;
- корпус №: неверное категорирование объекта защиты (фактически <иные данные>), при этом производятся длительное хранении готовой продукции в деревянных ящиках;
- не обеспечивается укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами;
- огнетушители размещаются в подставке из горючих материалов (деревянные);
- корпус <иные данные>: здание не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Пожарные извещатели отсутствуют: пом. 160, пом. 135 (при неверно указанной категории помещения), <иные данные>;
- двери выходов на лестничную клетку не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (нога III 1этаж; I нога);
- расстановка мебели выполнена без учета требований к путям эвакуации: не менее 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам, не менее 1 м - во всех остальных случаях (от 2 до 50 человек): <иные данные>
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией в <иные данные>;
- в междуэтажном перекрытии отверстие не заделано негорючими материалами (<иные данные>);
- на планах эвакуации неполная информация о местах размещения пожарных кранов;
- отсутствует эвакуационный выход из помещения начальника в пом. <иные данные>;
- не обеспечено исправное состояние уплотнений в притворах на противопожарных дверях: (<иные данные>, разделяющая коридоры);
- приспособлений для самозакрывания на противопожарной двери находится в неисправном состоянии (<иные данные>);
- допускается размещение (установка) на путях эвакуации и эвакуационных выходах различных изделий, оборудования, отходов, мусора и других предметов, препятствующие безопасной эвакуации: <иные данные> (в тамбуре);
- на входных дверях помещений с наружной стороны отсутствует обозначение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов зон: пом. <иные данные>
- на входных дверях помещений с наружной стороны обозначены категории по взрывопожарной и пожарной опасности не соответствующие фактической пожарной нагрузке помещений: <иные данные> при наличии большого объема горючей упаковки, тары), <иные данные> (категория склада <иные данные> при наличии большого объема горючей упаковки, тары), <иные данные> при хранении 5 л. лака);
- допускается использование вентиляционной камеры для хранения (<иные данные>);
- расстояние от точечного ИП до вентиляционного отверстия менее 1 м (вплотную к вентотверстию в <иные данные>;
- в пом. <иные данные> при наличии линейной балки установлен один пожарный извещатель;
- в пом. <иные данные> под антресолью отсутствует пожарный извещатель;
- Параметр эвакуационного выхода менее нормативного пом. <иные данные> (ширина менее 0,8 м – при фактической 0,74), пом. 338а (ширина менее 0,8 м – при фактической 0,71), в основании III ноги помещение на промежуточной лестничной площадке между <иные данные> (высота менее 1,9 м –при фактическом 1,77 м);
- на лестнице у пом. <иные данные> допускается хранение;
- при отделении помещений категории <иные данные> от помещений категории <иные данные>, помещений другого функционального назначения и коридоров противопожарными преградами отсутствует соответствующее заполнение проемов: <иные данные> (отверстия в стенах (перегородках), кроме дверного), <иные данные> (дверной проем), <иные данные> (отверстие в чердачное помещение), <иные данные> проходят венткороба ведущие в помещения категории <иные данные>);
- в <иные данные> у основания III ноги допускается хранение горючих материалов;
- допускается размещение (складирование в электощитовой у женского туалета на <иные данные> в основании III ноги горючих веществ и материалов);
- не представлена документация подтверждающая показатели пожарной опасности примененных материалов (пластиковых панелей) для отделки потолка входной группы III ноги;
- для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечено автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану;
- корпус №: здание не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Пожарные извещатели отсутствуют: <иные данные>
- отсутствует АУПТ в производственных помещениях категории <иные данные>;
- административная часть корпуса №: параметры люка выхода на чердак из левой лестницы уменьшены подвесным потолком до 0,56*0,61 м (требуемый 0,6*0,8 м);
- в полу на путях эвакуации допускается перепад высоты менее 0,45 м (0,38 м) оборудованный лестницей с количеством ступеней – 2;
- двери выходов на лестничную клетку не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (правая лестниц на уровне <иные данные>;
- корпус №: лестница, ведущая из корпуса <иные данные>, не оборудована поручнями;
- транзитные участки воздуховодов из <иные данные> выполнены в обычном исполнении (без повышения их предела огнестойкости);
- корпус <иные данные>: дверь эвакуационного выхода из пом. красного уголка открывается не по направлению выхода;
- на лестнице, ведущей на территорию завода из транспортного цеха, на уровне <иные данные> допущен препад высот менее 0,45 м (0,30 м) оборудованный лестницей с количеством ступеней – 2. На лестнице, ведущей на территорию завода из <иные данные>, на уровне <иные данные> допущен перепад высот менее 0,45 м (0,42 м) оборудованный лестницей с количеством ступеней – 1;
- двери выхода на лестничную клетку (<иные данные>) в открытом положении уменьшают требуемую ширину лестничной площадки (фактически 85 см);
- здание не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Пожарные извещатели отсутствуют в пом. 201;
- расстановка мебели выполнена без учета требований к путям эвакуации: не менее 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам, не менее 1 м - во всех остальных случаях (от 2 до 50 человек): пом. 102 (70 см – к 2 и более), пом. 203а (75 см – к 2 и более), пом. 204 (77 см – к 2 и более), пом. 301 (59 см – к одиночным), пом. 302 (71 см – к 2 и более).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «ММЗ» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В части доводов АО «ММЗ» о необоснованном вменении нарушений, содержащихся в п.п. 5.15, 5.18, 6.25, 6.26, 6.28, 6.32, 7.1, 7.4, 7.23 "СНиП 21-01-97* указанных в п.п.45,49,51,52,57,122, 125,133,134,135,141,142,144,145,147,151 обжалуемого постановления, которые относятся к конструктивным и объемно-планировочным, инженерно-техническим характеристикам здания, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. N 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 1 октября 2003 г.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Аналогичное положение содержится в действующих нормах.
Частью 4 статьи 4 ФЗ № предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Как следует из письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2015 года N 43-6281-19 системный анализ приведенных положений СНиП 21-01-97* и действовавших на момент введения их в действие СНиП 10-01-94 позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до вступления в силу указанных строительных норм и правил объектов капитального строительства, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Из содержания обжалуемого постановления № от 27 июля 2021 года следует, что нарушения пожарной безопасности были выявлены, в том числе в зданиях корпусов <иные данные>.
При изучении технических паспортов на вышеуказанные здания установлено, что здание <иные данные>.
Согласно п.п.14, 14.2 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Каких-либо сведений о том, что данные здания <иные данные> подвергались реконструкции, капитальному ремонту в акте проверки <иные данные> от ДД.ММ.ГГГГ и материалах дела не имеется. В акте <иные данные> указано об осуществлении перепланировки лишь одного здания – корпуса <иные данные> ДД.ММ.ГГГГ и реконструкции корпуса № в <иные данные> году.
Таким образом, АО «ММЗ» не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта указанных выше зданий соблюдать содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что АО «ММЗ» необоснованно вменены нарушения содержащихся в п.п. 5.15, 5.18, 6.25, 6.26, 6.28, 6.32, 7.1, 7.4, 7.23 "СНиП 21-01-97* указанные в п.п.45,49,51,52,57,122, 125,133,134,135,141,142,144,145,147,151 обжалуемого постановления, которые относятся к конструктивным и объемно-планировочным, инженерно-техническим характеристикам здания.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <иные данные>, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 90 "О принятии и введении в действие изменения к СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" отменено.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно на момент проведения проверки и составления акта проверки №/ПБ от ДД.ММ.ГГГГ, а так же вынесения обжалуемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ обязательному применению Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 90 "О принятии и введении в действие изменения к СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" не подлежит, так как оно утратило силу.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном указании о наличии в действиях АО «ММЗ» нарушений СНиП 21-01-97, указанных в п.п. 43,64,105,122,125,127,137,163,189,202,234 обжалуемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
В части нарушений, указанных в п.п.43,45,48,64,105,125, 127,133, 134.136 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду нарушения п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" суд приходит к следующему.
Из Письма МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N ИГ-19-1061 следует, что в соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР) регламентировано, что в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Из указанного требования п. 25 ППР следует, что они ужесточают ранее действовавшие требования пожарной безопасности (в части обязательного наличия документации, подтверждающей класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов) и поэтому обратной силы не имеют. Указанные в п. 25 ППР требования следует применять только после проведения работ, перечисленных в части 4 статьи 4 ФЗ N 123 (капитальный ремонт, реконструкции объекта защиты), в ходе которых будет разработана проектная документация, соответствующая действующим на этот момент требованиям пожарной безопасности и ней приведена требуемая п. 25 ППР информация. Отсутствие на объекте защиты в настоящее время требуемой ППР документации, не является нарушением требований пожарной безопасности и не может служить основанием для применения мер административного воздействия.
Учитывая, что в представленных суду материалах не имеется сведений о том, что здания <иные данные> подвергались реконструкции, капитальному ремонту, нарушение п.25 ППР, указанные в пп. 43,45,48, 64,105, 125,127,133, 134,136 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ так же подлежат исключению.
В дополнении № к жалобе заявитель утверждает о незаконности предписания в части требования об оборудовании здания автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, полагая, что у учреждения отсутствует обязанность выполнения требований пожарной безопасности, установленных нормами, вступившими в силу после введения здания в эксплуатацию.
В обоснование данного утверждения указывается, что здания <иные данные> постройки капитальному ремонту и реконструкции не подвергались, техническому перевооружению не подвергались, их оборудование названными системами связано с конструктивными характеристиками, потребует их изменения и может быть произведено только в случае капитального ремонта или реконструкции здания.
Данный довод нельзя признать состоятельным и влекущим отмену обжалуемого постановления, поскольку устранение нарушений требований пожарной безопасности в указанной части, не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом и с вмешательством в объемно-планировочное решение здания.
Указание на вышеуказанные нарушения и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, а потому здания подлежат приведению в соответствие с действующими современными требованиями.
Кроме того, эксплуатация объектов защиты без оборудования зданий автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, а, исходя из положений пункта 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 140, в случаях, когда дальнейшая эксплуатация существующих объектов, зданий и сооружений, введенных в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, на такие существующие объекты распространяются.
Заслуживают внимание доводы жалобы, изложенные в дополнении № об исключении из обжалуемого постановления № пунктов 49,51,52,105,122,125,127,133,134,135,137,141,142,144,145,147,151 в части исполнения требований, установленных Приказом Приказ Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ввиду того, что их применение обеспечивается на добровольной основе (п.1).
Доводы заявителя об исключении из постановления № выводов о нарушении АО «ММЗ» требований пожарной безопасности, установленных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», указанных в п.п.43,45,48,49,51,52, 55,56,, 64,105,113,114,122,125,127,133,134,135,136,137,141,142,144,145,147,151,163,189,190,191,195,202,226,228,230-232,234 подлежат отклонению, так как согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу части 4 статьи 4 вышеупомянутого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.
В данном случае применим п.39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Из указанных норм следует, что сам по себе факт соответствия зданий на момент его строительства требованиям законодательства того времени не освобождает от соблюдения нормативных актов после введения здания в эксплуатацию и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, либо от обязанности проведения комплекса организационно-технических мероприятий с целью исключения угрозы жизни и здоровью граждан.
Доводы заявителя об исключении из обжалуемого постановления № п.п.49,52,122,135,137,141,144,145,151,202,234, связанных с нарушением СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" подлежит отклонению ввиду следующего.
СП 1.13130.2020 устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ (п. 1.1. СП 1.13130.2020). При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться требования настоящего свода правил в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений (1.3.).
Таким образом, СП 1.13130.2020 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Факт введения здания в эксплуатацию, ранее даты введения в действие СП не освобождает лицо, эксплуатирующее объекты недвижимости, от обязанности принятия мер, направленных на приведение объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности.
Доводы заявителя об исключении п.п. 51,105,125,127,133,134 обжалуемого постановления, связанных с нарушением СП 4.13130 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» подлежит отклонению ввиду того, что п.1.1 СП указывает на его применение и при эксплуатации зданий и сооружений.
Судом проверены иные нарушения, установленные административным органом в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспариваются заявителем в жалобе и дополнениях к ней.
Вывод о доказанности вины АО «ММЗ» в оставшейся части нарушений требований пожарной безопасности, которые послужили основанием привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ обоснованы собранными доказательствами, которые имеются в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, декларацией пожарной безопасности, техническими планами на проверяемые объекты.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В обоснование позиции о финансовом положении Общества, АО «ММЗ» представило сведения о привлечении более 14000000000 заемных денежных средств в рамках исполнения государственного оборонного заказа, указало о финансировании государственного оборонного заказа исключительно из средств федерального бюджета. Кроме того, Обществом указано о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ впервые.
В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая наличие смягчающего вину обстоятельств в виде частичного признания вины, принимая во внимание имущественное положение Общества, суд считает возможным изменить наказание, назначенное АО «ММЗ», применив положения ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которым, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом обсужден вопрос о применении ст.2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение с учетом объема и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности не может быть признано малозначительным. При этом, как указано в пункте 21 приведенного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Иных оснований для отмены, либо изменения обжалуемого постановления судом не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░»:
░.░. 5.15, 5.18, 6.25, 6.26, 6.28, 6.32, 7.1, 7.4, 7.23 "░░░░ 21-01-97* ░░░░░░░░░ ░ ░.░.45,49,51,52,57,122, 125,133,134,135,141,142,144,145,147,151;
░░░░░░░░░ ░░░░ 21-01-97, ░░░░░░░░░ ░ ░.░. 43,64,105,122,125,127,137,163,189,202,234;
░░░░░░░░░ ░.25 ░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░.░. 43,45,48, 64,105, 125,127,133, 134,136;
░░░░░░░░░ ░.░. 49, 51, 52, 105, 122, 125, 127, 133, 134, 135, 137, 141, 142, 144,145,147,151 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ N 1190 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ N 123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.4 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░.3.2,3.3 ░░.4.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 75000 (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░