Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3737/2023 ~ М-812/2023 от 31.01.2023

УИД: 11RS0001-01-2023-001102-69 Дело № 2-3737/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года г.Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,

при секретаре судебного заседания Синицкой Г.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора и контроля в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району в интересах Сметаниной Алисы Владиславовны, Сметанина Алексея Александровича, Маевской Надежды Ивановны, Мысовой Виктории Леонидовны, Васильевой Галины Андреевны, Напалковой Александры Дмитриевны, Ситкаревой Натальи Александровны, Пальцевой Вероники Геннадьевны, Турубановой Елены Егоровны, Турубановой Натальи Николаевны, Турубанова Николая Александровича, Дуркиной Анастасии Васильевны, Логинова Ильи Дмитриевича, Смирновой Надежды Викторовны, Бызовой Елены Александровны, Конакова Александра Семёновича, Конакова Романа Михайловича, Шахова Александра Сергеевича, Хартен Людмилы Александровны к ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» о признании незаконным предъявление собственникам требований по оплате расходов за установку коллективного (общедомового) прибора учета,

УСТАНОВИЛ:

Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора и контроля (далее также Служба или истец), действуя в защиту интересов вышеперечисленных собственников жилых помещений в многоквартирного жилого дома (далее – МКД) №... ... обратилась в суд с иском к ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» и просит признать незаконным предъявление ответчикам собственникам помещений в МКД по адресу: ..., требований по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Иск мотивирован тем, что названный МКД согласно отчету по его обследованию от ** ** ** признан аварийным и подлежащим сносу, определен физический износ МКД 69%. Узел учета тепловой энергии введен в эксплуатацию ** ** **, при этом расходы по его установке в общей сумме 266245,20 рублей распределены ответчиком между всеми собственниками помещений в МКД. Указывая, что на момент введения в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, МКД уже являлся аварийным, истец считает, что распределение расходов по его установке между собственниками помещений МКД противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Определением суда от 16.02.2023 к участию в деле третьим лицом без самостоятельных требований привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», ООО «УК «РЭКОН», Конакова Ю.М.

Протокольным определением суда о ** ** ** к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований привлечены Шахова КЮ, Сметанин Р.В, Сухова Н.А, Бызова Е.А в качестве законного представителя несовершеннолетних Д.В....

В судебном заседании представитель Службы Зубков Д.В исковые требования поддержал в полном объеме, на вынесение заочного решения согласен.

Истец Напалков А.Д иска поддержал, согласен на вынесение заочного решения суда.

Представитель ответчика в суд не явился, извещен надлежаще, ходатайств от него не поступило.

Третьи лица Шахова К.Ю, Сметанин Р.В считали иск подлежащим удовлетворению.

Остальные истцы, третьи лица в суд не явились, извещались о месте и времени рассмотрения спора судом.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в заочном порядке.

Заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что МКД по адресу: ..., представляет собой деревянный двухэтажный трехподъездный многоквартирный жилой ... года постройки ...

Из технического заключения по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов МКД по адресу: ..., подготовленного в ** ** ** ... следует, что в результате проведенного в августе 2021 натурного обследования МКД установлено, что здание находится в аварийном состоянии, материалы несущих и ограждающих конструкций здания не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, физический износ МКД на момент обследования составляет 69% (при этом, износ фундамента, кровли, лестниц составил – 75%, стен, перегородок, полов, дверей, отделочных работ – 70%, крыши, канализации – 65%), рекомендовано выполнить демонтаж (снос) конструкций здания. Как видно из заключения, обследование объекта проведено специалистами специализированной экспертной организации - двумя инженерами-строителями; обследование включало в себя изучение технической документации на объект, натурное обследование строительных конструкций объекта, детальное (инструментальное) обследование технического состояния объекта (измерение геометрических параметров, инструментальное определение параметров дефектов и повреждений, оценка технического состояния конструктивных элементов объекта, проведение неразрушающих испытаний по изучению свойств материалов основных несущих конструкций, уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок и воздействий, анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях), составление технического заключения ...

Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар», на основании технического заключения №..., выполненного ООО «...», приняла заключение ** ** ** №... о выявлении оснований для признания МКД по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу (л.д. ...).

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... МКД по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения граждан установлен до 2028 года (л.д. ...).

Судом также установлено, что на основании акта обследования МКД на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ** ** **, подготовленного инженером теплоинспекции ПАО «Т Плюс» А.Г. при участии директора ООО «УК «РЭКОН» Н.В., признавших путем визуального осмотра наличие технической установки прибора учета тепловой энергии и горячей воды, ** ** ** ПАО «Т Плюс» произвело установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды) в МКД по адресу: ... (л.д. ...).

Расходы по установке прибора учеты составили 266245,20 рублей и были включены ответчиком в платежные документы, выставляемые собственникам помещений МКД.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «№Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (пункт 4 статьи 12 Закона №261-ФЗ).

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 06.07.2016, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Вместе с тем, в силу предложения 5 части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 241-ФЗ, действовавшей на момент установки спорного общедомового прибора учета требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.

Таким образом, установлено отсутствие обязанности у собственников ветхого, аварийного, непригодного для проживания, требующего капитального ремонта жилье по установке общедомовых приборов учета. При этом Федеральным законом №241-ФЗ исключено требование о признании дома аварийным до 1 января 2013 года.

В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных домах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными Минстроя России от 28.08.2020 №485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее – приказ Минстроя №485/пр). Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.

Таким образом, указанными нормами права установлено отсутствие обязанности по установке общедомовых приборов учета в случае, если соответствующий дом является ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту в срок до 1 января 2013 года, а с учетом положений Закона №241-ФЗ - вне зависимости от даты, до которой дом подлежал сносу или капитальному ремонту, а также в отношении многоквартирных домов, физический износ основных и конструктивных элементов которых превышает 70% и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в связи с принятием решения об их сносе или реконструкции и на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда.

Из Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, следует, что:

ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям.

аварийное состояние несущих конструкций здания - состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятых мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих.

Аварийное состояние здания - состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

Согласно пункту 2 приказа Минстроя №485/пр Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2016), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.

Таким образом, отсутствие на момент ввода прибора учета в эксплуатацию решения о признании дома аварийным или ветхим, при наличии аварийности и ветхости внутридомовых инженерных систем, исключающих техническую возможность установки приборов учета, а также послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, не является законным основанием для установки прибора учета с последующим взысканием с собственником квартир и помещений в многоквартирном доме денежных средств за установку узлов учета тепловой энергии, произведении расчета платы за тепловую энергию согласно их показаниям.

Кроме того, согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.

Учитывая изложенное, ресурсоснабжающие организации при использовании показаний коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды, должны учитывать, что размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.

Судом установлено, что на август 2021 года деревянный МКД по адресу: ... имел физический износ 69% (что на 4% превышает параметр ветхости, установленного для деревянных домов, притом, что ряд элементов МКД: фундамент, кровля, лестницы на август 2021 года имели износ 75%), отвечал признакам ветхости жилого дома, что подтверждается заключением специализированной организации.

С учетом представленных в материалы дела доказательств, оснований полагать, что по состоянию на день установки и ввода прибора учета в эксплуатацию (на ** ** **) износ деревянного МКД, расположенного по адресу: ..., составлял менее 65 % не имеется.

В нарушение положений статьи 56 Российской Федерации ПАО «Т Плюс» не представлено доказательств того, что по состоянию на дату установки прибора учета в МКД №...г по ... имелась техническая возможность установки общедомового прибора учета. Обследование на наличие технической возможности для установки ОПУ в многоквартирном доме проводилось визуально лицом, не имеющим специальных познаний, и почти за 2,5 года до фактической установки общедомового прибора учета.

Оснований для предъявления собственникам МКД №...г по ... расходов, связанных с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии, у ПАО «Т Плюс» не имеется. Суд признает предъявление ответчиком требований по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: ..., незаконным.

Руководствуясь статьями 194-198, 235 ГПК Российской Федерации, суд заочно

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным предъявление ПАО «Т Плюс» (...) собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: ... требований по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение семи дней со дня вручения копии заочного решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Д.Ф.Губаева

...

2-3737/2023 ~ М-812/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Турубанова Наталья Николаевна
Пальцева Вероника Геннадьевна
Бызова Елена Александровна
Васильева Галина Андреевна
Конаков Роман Михайлович
Ситкарева Наталья Александровна
Напалков Александр Дмитриевич
Дуркина Анастасия Васильевна
Турубанов Николай Александрович
Хартен Людмила Александровна
Сметанина Алиса Владиславовна
Сметанин Алексей Александрович
Смирнова Надежда Викторовна
Турубанова Елена Егоровна
Конаков Александр Семёнович
Логинов Илья Дмитриевич
Шахов Александр Сергеевич
Мысова Виктория Леонидовна
Служба РК строительного и технического надзора в лице Государственной инспекции по г. сыктывкару и Корткеросскому району
Маевская Надежда Ивановна
Ответчики
ПАО " Т Плюс"
Филиал "Коми" ПАО "Т Плюс"
Другие
Бызова Елена Александровна в лице законного представителя н/л. Бызова Д.В., Бызова Е.В.
Сметанин Роман Владиславович
ООО «УК»РЭКОН»
Конакова Юлия Михайловна
Администрация МО ГО «Сыктывкар»
Шахова Кристина Юрьевна
Сухова Нина Андреевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Губаева Диляра Фаритовна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
25.07.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
22.08.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее