Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2326/2024 ~ М-1832/2024 от 18.06.2024

Дело № 2-2326/2024

64RS0044-01-2024-003400-63

Решение

Именем Российской Федерации

12 июля 2024 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кабышевой А.К.,

с участием помощника прокурора Заводского района города Саратова Куксиной К.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов Волгиной Е. В., Шадских Е. К. к акционерному обществу «Межгородтранс» о возложении обязанности обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, выдать направление на прохождение медицинского осмотра,

установил:

заместитель прокурора Заводского района города Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Волгиной Е.В., Шадских Е.К. к акционерному обществу «Межгородтранс» (далее - АО «Межгородтранс») о возложении обязанности обеспечить работников средствами индивидуальной защиты.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой по обращениям работников АО «Межгородтранс» проверки выявлены нарушения ответчиком требований трудового законодательства, в части охраны труда, предусмотренные статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), выразившиеся в не обеспечении Волгиной Е.В., Шадских Е.К. средствами индивидуальной защиты в соответствии с профессией и должностью, а также прохождения медицинского осмотра.

Прокуратурой в адрес организации вносилось представление об устранении нарушений трудового законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не были устранены.

Заместитель прокурора, с учетом поданных уточнений исковых требований, просил обязать АО «Межгородтранс» обеспечить выдачу указанным сотрудникам средств индивидуальной защиты, а именно: костюм летний из смешанных тканей
2 шт., футболку хлопчатобумажную или рубашку хлопчатобумажную 2 шт., полуботинки кожаные или ботинки кожаные 1 пару, жилет меховой 1 шт., а также обязать выдать направление на прохождения обязательного периодического медицинского осмотра.

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района города Саратова Куксина К.Д. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд об удовлетворении заявленных требований.

Истцы Волгина Е.В., Шадских Е.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены.

Ответчик АО «Межгородтранс» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о признании иска в полном объеме.

В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 221ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 766н утверждены Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (далее - Правила № 766н), вступившие в силу 01 сентября 2023 года и подлежащие применению всеми работодателями.

Пунктами 1, 2 Правил № 766н определено, что указанный документ устанавливает обязательные требования к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами, включая потребности, организацию приобретения, выдачи, эксплуатации (использования), хранения, ухода (обслуживания) и вывода из эксплуатации. Его действие распространяется на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

При этом пунктом 4 Правил № 766н установлено, что обеспечение средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами осуществляется в соответствии с данными правилами, на основании Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ, оценки профессиональных рисков (ОПР), мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 357н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее – Типовые нормы).

Согласно Приложению № 1 к Типовым нормам охранникам полагаются к выдаче следующие средства индивидуальной защиты: костюм летний из смешанных тканей 2 шт., футболка хлопчатобумажная или рубашка хлопчатобумажная 2 шт., полуботинки кожаные или ботинки кожаные 1 пара, жилет меховой 1 шт.

В соответствии со статьей 214 ТК РФ работодатель обязанобеспечитьприобретение за счет собственных средств и выдачу средствиндивидуальнойзащитыи смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Статьей 216ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке.

Таким образом, обязанность приобрести и выдать работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальную одежду или средстваиндивидуальнойзащиты, прошедшие в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, является обязанностью работодателя, распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, и не ставится в зависимость от личного усмотрения работодателя.

Кроме того, согласно статье 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ. Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также проведение психофизиологических обследований.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ и Перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Пунктом 3 Приказа установлено, что обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Согласно части 3 статьи 214 ТК РФ именно работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и исследований.

Судом установлено, что Волгина Е.В., Шадских Е.К. работают в АО «Межгородтранс» в должности охранника, что подтверждается трудовыми договорами и личными карточками работников.

Прокуратурой Заводского района города Саратова проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в АО «Межгородтранс» в ходе которой выявлены факты нарушения работодателем обязанности по выдачи средств индивидуальной защиты, а также обеспечения прохождения периодического медицинского осмотра.

Так проверкой установлено, что Волгина Е.В., Шадских Е.К. не обеспечены работодателем следующими средствамииндивидуальнойзащиты: костюмом летним из смешанных тканей 2 шт., футболкой хлопчатобумажной или рубашкой хлопчатобумажной 2 шт., полуботинками кожаными или ботинками кожаными 1 парой, жилетом меховым 1 шт., а также не обеспечены прохождением периодического медицинского осмотра.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе справкой АО «Межгородтранс» от 27 мая 2024 года, личными карточками учета выдачи средствиндивидуальнойзащиты.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств надлежащего исполнения обязанности по соблюдению трудового законодательства ответчиком не представлено.

Ответчик в соответствие с положениями статьи 39 ГПК РФ признал исковые требования в полном объеме. Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем принимается судом.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что АО «Межгородтранс» не в полной мере выполняются требования законодательства в части обеспечения работников необходимыми средствами индивидуальной защиты и прохождения периодического медицинского осмотра, чем нарушаются права работников, в частности Волгиной Е.В. и Шадских Е.К., на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, в связи с чем, требования заместителя прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Из содержания части 2 статьи 206 ГПК РФ следует, что в случае, если действия, которые ответчик обязан совершить на основании решения суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер заявленных требований, которые связаны с нарушением гарантированным трудовым законодательством прав работников на безопасные условия труда, объем и значимость действий, совершение которых возлагается на ответчика, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда - один месяц с момента вступления его в законную силу, который отвечает критерию разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования заместителя прокурора Заводского района города Саратова удовлетворить в полном объеме.

Обязать акционерное общество «Межгородтранс» (ИНН 6451416933) обеспечить Волгину Е. В. (паспорт <№>), Шадских Е. К. (паспорт <№>) средствами индивидуальной защиты, а именно: костюм летний из смешанных тканей 2 шт., футболку хлопчатобумажную или рубашку хлопчатобумажную 2 шт., полуботинки кожаные или ботинки кожаные 1 пару, жилет меховой 1 шт., а также выдать Волгиной Е. В. (паспорт <№>), Шадских Е. К. (паспорт <№>) направление на прохождение обязательного периодического медицинского осмотра, в течении одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с акционерного общества «Межгородтранс» (ИНН 6451416933) в доход муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 17 июля 2024 года.

Судья А.А. Богомолов

2-2326/2024 ~ М-1832/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волгина Екатерина Валерьевна
Шадских Екатерина Константиновна
Прокуратура Заводского района г.Саратова
Ответчики
АО "Межгородтранс"
Суд
Заводской районный суд г. Саратова
Судья
Богомолов Андрей Александрович
Дело на странице суда
zavodskoi--sar.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Подготовка дела (собеседование)
02.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее