Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-71/2024 от 05.03.2024

УИД

Дело № 12-71/2024

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 03.05.2024

Судья Кировского районного суда г. Перми Сирина Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Д.Д., с участием законного представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермская станция скорой медицинской помощи» - главного врача Катаева Ю.В., защитника Двоеглазова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача ГБУЗ ПК «ПССМП» на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю от 25.01.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении учреждения,

установила:

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю от 25.01.2024 ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, главный врач ГБУЗ ПК «ПССМП» Катаев Ю.В. обратился в Кировский районный суд г. Перми с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В качестве доводов жалобы указано на то, что запрашиваемые судебным приставом-исполнителем сведения, которые не были представлены в установленный в требовании срок, составляют врачебную тайну.

В судебном заседании представитель ОСП по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю участие не принимал.

Законный представитель ГБУЗ ПК «ПССМП» - Катаев Ю.В. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал.

Защитник Двоеглазов А.И. доводы жалобы поддержал.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судья считает необходимым указать следующее.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 20.12.2023 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Кировскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю в рамках разыскного дела , заведенного 03.02.2023 по исполнительному производству -ИП от 21.09.2020, в ГБУЗ ПК «ПССМП» было направлено требование о предоставлении 27.12.2023 в 10:00 час. сведений, способных оказать влияние на ход и результаты мероприятий по розыску должника В., а именно: адрес места фактического проживания должника, указанного им при обращении за оказанием медицинской помощи; адрес места выезда сотрудника медицинского учреждения для оказания медицинской помощи должнику; место работы, контактные номера телефонов должника.

22.12.2023 за подписью главного врача ГБУЗ ПК «ПССМП» судебному приставу-исполнителю был направлен ответ со ссылкой на положения ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» об отсутствии оснований для предоставления указанных сведений, составляющих врачебную тайну, поскольку из запроса не усматривается, что запрашиваемая информация необходима в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом ОСП по Кировскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю 28.12.2023 в отношении ГБУЗ ПК «ПССМП» протокола об административном правонарушении -АП по ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю от 25.01.2024 ГБУЗ ПК «ПССМП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С состоявшимся по делу постановлением должностного лица согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственности; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1.1 ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно - разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

В силу части 10 названной выше статьи при производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно - разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.

Судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки (часть 2 упомянутой статьи).

В силу частей 2, 4 статьи 14 названного Федерального закона информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Медицинская документация является носителем персональных данных, в связи с чем, правоотношения по ее раскрытию регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

В соответствии с п. 1 ст. 3 названного Федерального закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому лицу (субъекту персональных данных).

К данным сведениям относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.

Пунктом 10 названной статьи установлено, что конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно пункту 1 которого к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Врачебная тайна также отнесена к сведениям конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 4 Перечня).

Указанные нормы права раскрывают понятие «врачебной тайны», в которое могут быть включены и иные сведения, в том числе персональные данные, полученные при медицинском обследовании гражданина.

С учетом изложенного, сведения о фамилиях, именах, отчествах, датах рождения граждан, адресах их проживания являются персональными данными, то есть составной частью врачебной тайны, поскольку содержат сведения, полученные при медицинском обследовании граждан.

Данные выводы не противоречат правовой позиции Верховного Суда Республики Тыва, изложенной в апелляционном определении от 05.09.2017 № 33-1782/2017.

В подпункте 2 пункта 2 статьи 73 и подпункте 4 части 1 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплена обязанность медицинских работников соблюдать врачебную тайну и указано, что медицинская организация обязана соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).

В ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым допускается представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)», в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ при отсутствии согласия гражданина или его законного представителя отдельные сведения, составляющие врачебную тайну (например, о факте обращения гражданина за медицинской, в том числе психиатрической, помощью, нахождении на медицинском учете), могут быть представлены медицинской организацией без судебного решения по запросу следователя или дознавателя в связи с проведением проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ, либо расследованием уголовного дела.

Из анализа указанных законоположений следует, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

В рассматриваемом случае требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации в отношении должника Волегова Е.Ю. было сформулировано и направлено в рамках исполнительно-разыскных действий по исполнительному производству, а не как запрос органа дознания в связи с проведением расследования или наличием судебного разбирательства, что не соответствовало положениям пунктом 3 части 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что названный запрос содержал требование о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, предоставление которых при отсутствии согласия гражданина в рассматриваемом случае не допускается, прихожу к выводу о том, что у ГБУЗ ПК «ПССМП» отсутствовали законные основания для его исполнения, следовательно, в действиях ГБУЗ ПК «ПССМП» отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю от 25.01.2024 , вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи» подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю от 25.01.2024 , вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермская станция скорой медицинской помощи», отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Г.Сирина

12-71/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ГБУЗ ПК «Пермская станция скорой медицинской помощи»
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Сирина Евгения Геннадьевна
Статьи

ст.17.14 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
kirov--perm.sudrf.ru
06.03.2024Материалы переданы в производство судье
06.03.2024Истребованы материалы
10.04.2024Поступили истребованные материалы
03.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.06.2024Вступило в законную силу
11.06.2024Дело оформлено
28.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее