дело № 2-4174/2022
УИД: 61RS0023-01-2022-005496-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 октября 2022 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
судьи Кузнецовой Ю.А.,
при секретаре Помазковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Шахты Ростовской области, третьи лица на стороне истца: ФИО3, ФИО4, ФИО5, третье лицо на стороне ответчика: Министерство энергетики России, об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 действуя в своих интересах и интересах ФИО3, ФИО4, несовершеннолетнего ФИО5 обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ФИО1 и ФИО2 с семьей прописаны и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, значится в списках ветхих домов, непригодных для проживания по критериям безопасности, подлежащих переселению и сносу, ставшего непригодным в результате ведения горных работ, на ликвидируемых угольных шахтах «Аютинская» ОАО «Ростовуголь». В связи с данными обстоятельствами истцы включены в «Список граждан, проживающих в ветхих, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности из расчета общей площади жилья – 90 кв.м., с 2015 года. В настоящее время по адресу: <адрес>-а, проживать невозможно, дом разрушается, имеется риск внезапных обрушений конструкций, что является опасным для жизни и здоровья. Истцы боятся проживать в указанном жилом доме. Согласно ответа Администрации <адрес> от 06.05.2022 № № вопрос о предоставлении истцам социальной выплаты для приобретения жилья должен быть рассмотрен в 2022 году, а затем его рассмотрение перенесено ориентировочно на 2024 год.
На основании изложенного, просит суд: обязать Администрацию г.Шахты заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, направляемых договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» из расчета общей площади жилья – 90 кв.м.
Истцы – ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещались судом надлежащим образом, письменно просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, свои исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель истца по доверенности ФИО8 в судебное заседание явилась, заявленные истцами исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации города Шахты, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Министерство энергетики России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. №428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, предусматривающие порядок и условия предоставления за счет федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно пункту 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
В силу пункта 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты на семью, состоящую из 3 человек и более, составляет 18 кв. м на каждого члена семьи.
В пункте 12 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 с семьей проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-а, и владеют данным помещением на основании договора мены квартиры и жилого дома от 15.09.1995 года, удостоверенного нотариусом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за №.
Согласно заключению специализированной организации СКП ОАО «ВНИМИ» № от 28.09.2012 года на площади застройки влияния шахтных вод Западного ТГК на грунтовый водоносный горизонт в северо-западный части поселка Аютинский в зону подтопления до глубины 3,0 метра попадает в том числе домовладение <адрес>, которое подлежит переселению.
Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан от 20.11.2013 года № АЯ-542пр в списки граждан, проживающих в ветхих жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, по Администрации города Шахты была включена семья, состоящая из четырех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, проживающая в домовладении <адрес>.
Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан от 01.04.2021 года № ПС-99пр в списки граждан, проживающих в ветхих жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, по Администрации города Шахты, в список на переселение был включен ФИО5, 2020 года рождения, проживающий домовладении <адрес>.
В 2015 году, 2021 году и 2022 году ФИО1 обращалась в Администрацию г.Шахты по вопросу переселения из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Несмотря на тот факт, что семья ФИО1, включена в списки граждан, согласованные с Министерством энергетики РФ с 2013 года, социальная выплата указанной семье не предоставлена.
До настоящего времени ФИО1 с семьей вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в 2012 году. Проживание в данном доме угрожает безопасности истцов и членов их семьи, однако переселиться из данного жилья истцы не могут, так как другого жилья не имеют.
Согласно представленной Администрацией города информации, исходя из объемов финансирования, предусмотренных Приказом министерства энергетики РФ от 29.12.2021 г. № 1522 «О реализации в 2022 году и плановом периоде 2023 2024 годов», постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 «О порядке предоставления иных межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» во исполнение ФЗ от 06.12.2021 № 390 –ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» по мероприятию «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого» городу Шахты на 2022 год утверждено 628092,5 тыс. руб. Утвержденная сумма в полном объеме направлена на исполнение поступивших в Администрацию города Шахты решений Шахтинского городского суда об обязании заключить с гражданами договоров о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. Администрация г.Шахты планировала в 2022 году в пределах предусмотренных лимитов бюджетных обязательств переселить граждан, включенных в списки за период с 2001 года по 2016 год. Однако учитывая необходимость исполнения поступивших решений судов и увеличение в 2022 году стоимости одного квадратного общей площади жилого помещения, утвержденной суммы средств на переселение недостаточно. Исходя из вышеизложенного вопрос переселения семьи ФИО1 состоящей из 5 человек, из расчета общей площади жилья 90 кв.м., планируется в 2024 году.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцу на семью имеются. После включения семьи истицы в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья Администрация г.Шахты не приняла никаких мер к предоставлению социальной выплаты семье истицы.
Соответственно, отказ Администрации г. Шахты в заключении с истцом договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, является необоснованным и нарушает права истца на жилище, гарантированные Конституцией РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
Ссылка ответчика на отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 и ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объеме.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск ФИО1, ФИО2 к Администрации <адрес> – удовлетворить.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> (паспорт: №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (паспорт: №, выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» на семью из пяти человек, площадью 90 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения отпечатана в совещательной комнате.
Судья Ю.А. Кузнецова
Мотивированное решение суда изготовлено 07.10.2022 года.