Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-29/2023 от 09.02.2023

Судья: Юдин М.А. Дело № 11-29/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2023 г. г. Орел

Советский районный суд г.Орла в составе:

председательствующего судьи Бардиной Е.Е.

при секретаре Курдюмовой Е.В.,

помощник судьи Носова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник А.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» признании действий по начислению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными и необоснованными,

по апелляционной жалобе Мельник А.С. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Дмитровскую Ж.Н. на основании ордера, изучив доводы апелляционной жалобы, суд

установил:

Мельник А.С. обратилась в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» признании действий по начислению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными и необоснованными.

В обоснование заявленных требований указано, что Мельник А.С. является собственником объекта незавершенного строительством по адресу: <...>

Ссылаясь на то, что ответчик с 2019 г. производит ежемесячные начисления платы за коммунальную услугу обращение с твердыми бытовыми отходами, тогда как с истцей договор не заключался, просила суд признать начисление платы за услугу «обращение с твердыми бытовыми отходами» необоснованными и незаконными, обязать ответчика отменить произведенные начисления на объект незавершенного строительства, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Мельник С.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что у регионального оператора отсутствуют законные основания для начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, поскольку на спорном земельном участке жилые дома отсутствуют, права собственности на какие – либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают.

Приводит доводы о том, что образование твердых коммунальных отходов на спорном земельном участке не происходит ввиду невозможности проживания в расположенном на нем объекте.

Ссылается на то, что собственник объекта незавершённого строительством является инвалидом первой группы и не покидает место своего жительства по адресу: <...>.

Представитель истицы на основании ордера Дмитровская Ж.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.

В судебное заседание податель жалобы Мельник А.С., представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщили.

При указанных обстоятельствах суд, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельник С.А. с ДД.ММ.ГГ на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: <...>

Объектом незавершенного строительства является жилой дом степенью готовностью 73%.

ООО «УК «Зеленая роща» на основании соглашения от ДД.ММ.ГГ №***, заключенного с Департаментов строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области на срок 10 лет.

Деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами населению Орловской области региональным оператором начата с ДД.ММ.ГГ

За период с января 2019 г. по июнь 2022 г. истцу выставлен платежный документ за оказание услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» на сумму 3 566,64 руб.

В обоснование иска Мельник А.С. ссылалась на то, что начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами является неправомерным, поскольку на земельном участке находится неоконченный строительством жилой дом (степень готовности 73%). По мнению истца, плата за данную услугу должна начисляться с момента получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. До настоящего времени строительство указанного жилого дома на завершено, дом не используется для проживания.

Кроме того, Мельник А.С. в апелляционной жалобе указала, что по настоящее время проживает в квартире по адресу: <...>.

Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь ст.ст. 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641», пришел к выводу о том, что действия ООО «УК «Зеленая роща» по начислению истцу Мельник А.С. платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период являются законными и обоснованными.

Суд соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым мировой судья пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении мирового судьи и являются обоснованными.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 декабря 2022 г. № 52-П, Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42). Данное право - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого из них за состояние экологии.

Повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимость предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления (включая твердые коммунальные отходы) на здоровье человека, а также забота о сохранении благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации), обусловливают потребность в создании необходимой инфраструктуры обращения с такого рода отходами, соответствующей мировым стандартам экологической безопасности, увеличении доли перерабатываемых отходов и уменьшении объема захораниваемых фракций, расширении масштабов вовлечения переработанных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии и т.п. Для решения указанных задач федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и др.).

С учетом того что значительную долю в общем объеме твердых коммунальных отходов составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в многоквартирных домах в процессе повседневного потребления проживающими в них гражданами и содержания общего имущества этих домов, одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данная услуга, относящаяся к категории коммунальных услуг (абзац девятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений и создании комфортных условий для проживания в них, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды. Исходя из этого возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст. ст. 58 и 75.1 Конституции Российской Федерации), а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.

Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем Мельник А.С. не лишена возможности обращения к региональному оператору за перерасчетом платы, однако указанное действие носит заявительный характер и предполагает предоставление необходимо пакета документов с указанием оснований для перерасчета.

Доводы истца об отсутствии оснований для начисления ответчиком платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» в отношении незавершенного строительством объекта, не являющегося жилым домом, подлежат отклонению, поскольку, обращаясь в суд, истец не доказала факт неоказания ей услуги по вывозу твердыми коммунальными отходами.

Как правильно указал мировой судья, образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствуют о ненакоплении твердых коммунальных отходов владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временного, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Доказательств, подтверждающих отсутствие образования твердых коммунальных отходов, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению истцу платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в спорный период являются законными и обоснованными.

Тот факт, что истец не предпринимает мер по оформлению права собственности на объект недвижимости, возведенный на принадлежащем ей земельном участке, не освобождает ее от обязанности вносить оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами, которые образуются в результате жизнедеятельности человека.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5-░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2022 ░.

11-29/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мельник Александра Сергеевна
Ответчики
ООО "УК Зеленая Роща"
Другие
Дмитровская Ж.Н.
Мельник С.В.
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Бардина Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
09.02.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
13.02.2023Передача материалов дела судье
20.02.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
15.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023Дело оформлено
05.04.2023Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее