Судья: Юдин М.А. Дело № 11-29/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2023 г. г. Орел
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.
при секретаре Курдюмовой Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник А.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» признании действий по начислению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными и необоснованными,
по апелляционной жалобе Мельник А.С. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Советского района г. Орла, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Дмитровскую Ж.Н. на основании ордера, изучив доводы апелляционной жалобы, суд
установил:
Мельник А.С. обратилась в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» признании действий по начислению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными и необоснованными.
В обоснование заявленных требований указано, что Мельник А.С. является собственником объекта незавершенного строительством по адресу: <...>
Ссылаясь на то, что ответчик с 2019 г. производит ежемесячные начисления платы за коммунальную услугу обращение с твердыми бытовыми отходами, тогда как с истцей договор не заключался, просила суд признать начисление платы за услугу «обращение с твердыми бытовыми отходами» необоснованными и незаконными, обязать ответчика отменить произведенные начисления на объект незавершенного строительства, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Мельник С.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что у регионального оператора отсутствуют законные основания для начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, поскольку на спорном земельном участке жилые дома отсутствуют, права собственности на какие – либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают.
Приводит доводы о том, что образование твердых коммунальных отходов на спорном земельном участке не происходит ввиду невозможности проживания в расположенном на нем объекте.
Ссылается на то, что собственник объекта незавершённого строительством является инвалидом первой группы и не покидает место своего жительства по адресу: <...>.
Представитель истицы на основании ордера Дмитровская Ж.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебное заседание податель жалобы Мельник А.С., представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах суд, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельник С.А. с ДД.ММ.ГГ на праве собственности принадлежит незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: <...>
Объектом незавершенного строительства является жилой дом степенью готовностью 73%.
ООО «УК «Зеленая роща» на основании соглашения от ДД.ММ.ГГ №***, заключенного с Департаментов строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области на срок 10 лет.
Деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами населению Орловской области региональным оператором начата с ДД.ММ.ГГ
За период с января 2019 г. по июнь 2022 г. истцу выставлен платежный документ за оказание услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» на сумму 3 566,64 руб.
В обоснование иска Мельник А.С. ссылалась на то, что начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами является неправомерным, поскольку на земельном участке находится неоконченный строительством жилой дом (степень готовности 73%). По мнению истца, плата за данную услугу должна начисляться с момента получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. До настоящего времени строительство указанного жилого дома на завершено, дом не используется для проживания.
Кроме того, Мельник А.С. в апелляционной жалобе указала, что по настоящее время проживает в квартире по адресу: <...>.
Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь ст.ст. 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641», пришел к выводу о том, что действия ООО «УК «Зеленая роща» по начислению истцу Мельник А.С. платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период являются законными и обоснованными.
Суд соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым мировой судья пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении мирового судьи и являются обоснованными.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 декабря 2022 г. № 52-П, Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42). Данное право - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого из них за состояние экологии.
Повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Необходимость предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления (включая твердые коммунальные отходы) на здоровье человека, а также забота о сохранении благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации), обусловливают потребность в создании необходимой инфраструктуры обращения с такого рода отходами, соответствующей мировым стандартам экологической безопасности, увеличении доли перерабатываемых отходов и уменьшении объема захораниваемых фракций, расширении масштабов вовлечения переработанных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии и т.п. Для решения указанных задач федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и др.).
С учетом того что значительную долю в общем объеме твердых коммунальных отходов составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в многоквартирных домах в процессе повседневного потребления проживающими в них гражданами и содержания общего имущества этих домов, одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данная услуга, относящаяся к категории коммунальных услуг (абзац девятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений и создании комфортных условий для проживания в них, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды. Исходя из этого возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст. ст. 58 и 75.1 Конституции Российской Федерации), а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем Мельник А.С. не лишена возможности обращения к региональному оператору за перерасчетом платы, однако указанное действие носит заявительный характер и предполагает предоставление необходимо пакета документов с указанием оснований для перерасчета.
Доводы истца об отсутствии оснований для начисления ответчиком платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» в отношении незавершенного строительством объекта, не являющегося жилым домом, подлежат отклонению, поскольку, обращаясь в суд, истец не доказала факт неоказания ей услуги по вывозу твердыми коммунальными отходами.
Как правильно указал мировой судья, образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствуют о ненакоплении твердых коммунальных отходов владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временного, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Доказательств, подтверждающих отсутствие образования твердых коммунальных отходов, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению истцу платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в спорный период являются законными и обоснованными.
Тот факт, что истец не предпринимает мер по оформлению права собственности на объект недвижимости, возведенный на принадлежащем ей земельном участке, не освобождает ее от обязанности вносить оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами, которые образуются в результате жизнедеятельности человека.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение принято с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5-░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2022 ░.