УИД 11RS0008-01-2023-001950-64 Дело № 2-1522/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Пятышевой Н.И., с участием помощника прокурора г. Сосногорска Копейкиной Д.С., представителя ответчика Гречанюк Я.И., представителя третьего лица Земсковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 02 октября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сосногорска в интересах Марцинкевича ФИО17 к администрации муниципального района «Сосногорск» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Сосногорска, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Марцинкевича Я.Е., обратился в суд с указанным с иском к администрации МР «Сосногорск».
В обоснование иска прокурором указано, что Марцинкевич Я.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его одинокая мать ФИО8 лишена родительских прав решением суда. В настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с иными лицами: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО9 Собственником указанного жилого помещения истец не является, жилых помещений на праве собственности или ином праве не имеет. Постановлением главы МР «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Марцинкевича Я.Е. по вышеуказанному адресу, истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и состоит в указанном списке под №, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Прокурор просит обязать администрацию МР «Сосногорск» предоставить истцу жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории муниципального района «Сосногорск».
В судебном заседании помощник прокурора г.Сосногорска Копейкина Д.С. на исковых требованиях настаивала.
Истец Марцинкевич Я.Е., будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился.
Представители ответчика администрации МР «Сосногорск» Гречанюк Я.И., третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» Земскова Е.В. в судебном заседании не возражали против иска, пояснили, что с Министерством образования и науки Республики Коми заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительные соглашения о предоставлении бюджету муниципального образования муниципального района «Сосногорск» субвенции из республиканского бюджета Республики Коми для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений на 2023 год и плановый период 2023-2025 годов. К данному соглашению составлен план-график на 2023 год, в соответствии с которым апреля по ноябрь 2023 года лицам указанной категории будут предоставляться жилые помещения в соответствии с очередностью.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика и 3 лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет правь на жилище.
В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Как установлено судом, прокуратурой города по обращению Марцинкевича Я.Е. проведена проверка по вопросу нарушения его жилищных прав администрацией муниципального района «Сосногорск» в связи с не предоставлением жилого помещения.
Из материалов дела следует, что истец Марцинкевич ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе заочным решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому мать истца ФИО8 лишена родительских прав, в свидетельстве о рождении истца <данные изъяты>; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении с ДД.ММ.ГГГГ Марцинкевича Я.Е. в ГУ РК «Детский <адрес>» пгт.Нижний Одес, приказом от ДД.ММ.ГГГГ о переводе истца в ГОУ РК «Школа-интернат №» и другими.
По данным Единого государственного реестра недвижимости, за Марцинкевичем Я.Е. зарегистрированных прав на жилые объекты не значится.
Марцинкевич Я.Е. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: РК, <адрес>. Равнодолевыми собственниками данного жилого помещения являются ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
На основании распоряжения №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Марцинкевичем Я.Е. сохранено право на закрепленное жилое помещение по вышеуказанному адресу.
Постановлением главы муниципального района «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Марцинкевича Я.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения менее учетной нормы; Марцинкевич Я.Е. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанные фактические обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка, согласно п.3 которых в список включаются, в т.ч. лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Статья 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относит: 1) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с п.п.2, 2.1 ст.7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ, жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (далее - норма предоставления). Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с частью 2 настоящей статьи, может превышать норму предоставления при условии, что общая площадь такого жилого помещения не превысит 38 квадратных метров.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Право Марцинкевича Я.Е. на предоставление ему жилого помещения на указанных основаниях ответчиком и третьим лицом не оспаривается.
Материалами дела подтверждается факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в интересах Марцинкевича Я.Е. и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Сосногорска удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» предоставить Марцинкевичу ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории муниципального района «Сосногорск».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2023 года.
Судья О.Н.Судовская