Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7-552/2023 от 18.07.2023

Дело № 7- 552/2023              Судья: Хабина И.С.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 14 сентября 2023 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., при секретаре Агатаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу генерального директора Акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» Ходоровского П.Я. на решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 23 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат»,

у с т а н о в и л :

постановлением <данные изъяты> № 264-2022 от 20 декабря 2022 года Акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее АО «ЧЭМК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему с учетом ч.6 ст. 4.4 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 23 июня 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, генеральный директор АО «ЧЭМК» Ходоровский П.Я. просит изменить решение судьи, исключив из числа установленных нарушений выброс непронормированных в проекте ПДВ загрязняющих веществ на источниках 0745, 0525, 0741, 0391, 0136. В остальной части просит решение оставить без изменения.

Защитник АО «ЧЭМК» Насибулина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, указала, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 апреля 2023года, оставленным без изменения, предписание от 04.10.2022 № 1062-рш, вынесенное в адрес АО «ЧЭМК», в части неучтенного и непронормированного выброса загрязняющих веществ на источниках 0745, 0525, 0741, 0391, 0136 признано незаконным.

Представитель административного органа о времени и месте рассмотрения дела извещен, не явился. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Насибулину А.В., прихожу к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, на основании решения Врио руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 08.09.2022 № 1062-рш в отношении АО «ЧЭМК» с привлечением экспертных организаций проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 04.10.2022 № 1062-рш.

По результатам указанной проверки в деятельности АО «ЧЭМК» должностными лицами выявлены следующие нарушения обязательных требований природоохранного законодательства,

1.не выполнена обязанность по актуализации заявки по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ. Данное нарушение нашло свое подтверждение и стороной заявителя не оспаривается.

2.1.не выполнена обязанность по проведению мероприятий, направленных на согласование с Министерством, по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ), которая выразилась в отсутствии согласованного с Министерством экологии Челябинской области плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.11.2019 №811.

Данное нарушение не нашло своего подтверждения, судом обоснованно исключено.

2.2. по отдельным источникам выбросов допущено несоответствие мест (точек) измерений и отбора проб требованиям нормативных документов.

Данное нарушение нашло свое подтверждение и не оспаривается стороной заявителя, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

2.3. осуществление производственного экологического контроля с нарушением обязательных требований при выполнении лабораторного контроля (неакредитованной лабораторией).

Указанное нарушение не нашло своего подтверждения, исключено судом из объема обвинения.

2.4. проведение замеров и отборов проб для определения концентрации загрязняющих веществ в промышленных выбросах с нарушением требований установленных ГОСТ 17.2.4.06-90, в представленных отчетах не указаны средства измерения.

Данное нарушение не нашло своего подтверждения, судом обоснованно исключено.

2.5. наличие неучтенных и ненормированных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые не поставлены на учет в реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (установка «БРЭКС», два объекта, находящиеся в помещении, расположенном радом с плавильным цехом № 5; 20 единиц транспортной техники на территории склада шлака, узел рассева в цехе № 7.

Данное нарушение не нашло своего подтверждения, судом обоснованно исключено.

3. невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду от неучтенных источников (установка «БРЭКС», два объекта, находящиеся в помещении, расположенном радом с плавильным цехом № 5; 20 единиц транспортной техники на территории склада шлака, узел рассева в цехе № 7) не рассчитывалась и не вносилась,

Данное нарушение не нашло своего подтверждения, судом обоснованно исключено.

4.1. эксплуатация установок очистки газа (далее УОГ) с нарушением правил эксплуатации УОГ. Фактические показатели работы УОГ по производительности и эффективности не соответствуют проектным, ряд газоочистных установок, используемых АО «ЧЭМК», поименованных в тексте постановления не содержат сведений об их регистрационных номерах,

Данное нарушение не нашло своего подтверждения, судом обоснованно исключено.

4.2, 4.3 – нарушение правил эксплуатации УОГ в части отсутствия в паспортах установок регистрационных номеров газоочистных установок по реестру, предприятием не проводится технический осмотр газоочистных установок, не сделан вывод об отсутствии /наличии неисправностей/, соответствии или отклонении показателей работы установок от их технических характеристик

Данное нарушение не нашло своего подтверждения, судом обоснованно исключено.

4.4. ряд газоочистных установок, используемых АО «ЧЭМК» поименованные в тексте постановления не содержат сведений об их регистрационных номерах.

Факт отсутствия на ГОУ ИВ №№ 0508,0507, 0009, 0099, 0904, 0903, 0386,0526 сведений об их регистрационных номерах нашел свое подтверждение, данные действия содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ.

5.1. допущено нарушение правил охраны атмосферного воздуха, которое выразилось в превышении нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу по веществу бензапирен на источниках №№ 0136, 0524, 0901, установленных проектом ПДВ и программой Производственного экологического контроля (ПЭК), веществу бенз/а/пйрен на источник №0136 установленных разрешением на выброс.

Данное нарушение не нашло своего подтверждения, судом обоснованно исключено.

5.2. производится неучтенный и непронормированный выброс по загрязняющим веществам никель, свинец, медь на источнике выбросов № 0745, на ИВ № 0525 хром, никель, медь, магний, на ИВ №0741 (зонт и летка печи №44): хром, магний, на ИВ №0741 (зонт и летка печи №41): хром, магний, на ИВ №0391 магний, алюминий, марганец, на ИВ №0136 метилбензол (толуол) и бензол.

Данное нарушение нашло свое подтверждение, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Постановлением должностного лица Уральского межрегионального управления Росприронадзора № 264-2022 от 20 декабря 2022 года АО «ЧЭМК» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, ч.3 ст. 8.21, ч.2 ст. 8.21, ст. 8.46 КоАП РФ и с учетом с учетом ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Судья районного суда, пересматривая постановление должностного лица, пришел к выводу об исключении пунктов 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1 из объема нарушений природоохранного законодательства, допущенных АО «ЧЭМК», указав на наличие в действиях юридического лица составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.46, ст. 8.1, ч.3 ст. 8.21, ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Разрешая доводы настоящей жалобы относительно привлечения к административной ответственности за выброс непронормированных в проекте ПДВ загрязняющих веществ на источниках 0745, 0525, 0741, 0391, 0136, суд приходит к следующему выводу.

    Так в результате проверки выявлен выброс ненормированных загрязняющих веществ:

- источник 0745 – никель, свинец, медь, цинке, железо;

- источник 0525 – хром, никель, медь, цинк, магний;

- источник 0741 – хром, железо, магний;

- источник 0391 – железо, магний, алюминий, кальций, марганец;

- источник 0136 – метилбензол (толуол), бензол.

В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 9 «Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055) для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

Объект 75-0174-002437-П, эксплуатируемый АО «ЧЭМК», поставлен на учёт и ему присвоена 1 категория опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, относится к областям применения наилучших доступных технологий.

В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ основным видом деятельности предприятия является производство ферросплавов (код ОКВЭД 24.10.12).

Согласно п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3.6 раздела 3 информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям ИТС 26-2017 пыль, выделяющаяся при производстве различных ферросплавов, состоит, в том числе, из оксида магния и других компонентов, содержание которых зависит от типа сплава и состава шихты. Для марганцевых ферросплавов характерно наличие в пыли оксидов марганца. Образующиеся колошниковые газы содержат, в том числе, летучие органические соединения (ЛОС), к которым относится вещество - метилбензол.

Таким образом, в отношении данного объекта нормированию подлежит выброс высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах, содержащихся в Перечне, утверждённом Распоряжением 1316-р, а также технологически нормируемые вещества, учтенные в информационно-техническом справочнике, включая магний и метилбензол.

Гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В частности, предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений приведены в таблице 1.1 СанПиН 1.2.3685-21.

Таким образом, довод АО «ЧЭМК» об отсутствии обязанности нормировать выброс загрязняющих веществ, указанных выше, относящихся к веществам 3 класса опасности - Магний и Метилбензол, является необоснованным, довод об отсутствии обязанности нормировать выброс загрязняющих веществ Алюминий и Марганец, в связи с отнесением данных веществ к 2 классу опасности, также несостоятелен.

В соответствии с пунктом 12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе отчёта о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

Содержание работ по Инвентаризации...приведено в пункте 6 Порядка № 871, на одном из этапов которых определяются показатели выбросов от стационарных и передвижных ИЗАВ, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (список ЗВ и их концентрации), а также для стационарных ИЗАВ определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса), для стационарных источников залповых выбросов определяются периодичность, продолжительность и условия, при которых возможны залповые выбросы.

Требования к определению показателей выбросов при проведении инвентаризации выбросов установлены разделом IV Порядка № 871.

В соответствии с пунктом 17 Порядка № 871 определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами. Для определения показателей выбросов организованных ИЗАВ используются преимущественно инструментальные методы, за исключением частных случаев, предусмотренных пунктами 26-28 настоящего Порядка.

Факт возможности применения инструментального отбора и определения качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ на источниках 0745, 0525, 0741, 0391, 0136 административным органом свидетельствует об отсутствии законных оснований для использования расчётных методов инвентаризации соответствующих веществ. Следовательно, Обществом должен был применяться инструментальный метод отбора выбросов при инвентаризации.

При этом ни Порядок № 871, ни Положение № 2055 не ставят обязанность лиц, эксплуатирующих объекты I категории, инвентаризации и нормирования выброса загрязняющих веществ I, II классов опасности в зависимость от их фактической концентрации, поступающей в атмосферный воздух.

В соответствии с разъяснением Роспотребнадзора от 09.04.2021 № 09-7098-2021-40 в соответствии с п. 110 табл. 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» к взвешенным веществам относится недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов. ПДК взвешенных веществ не распространяются на аэрозоли органических и неорганических соединений (металлов, их солей, пластмасс, биологических, лекарственных препаратов и др.), для которых устанавливаются соответствующие ПДК.

АО «ЧЭМК» полагает, что нормирование выброса загрязняющих веществ никель, свинец, медь, хром, алюминий, магний, марганец осуществлено в составе загрязняющего вещества «пыль неорганическая с соответствующим содержанием диоксида кремния» на основании Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух АО «НИИ Атмосферв», М., 2012 год.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422.

В соответствии с пунктом 15 Правил применение методики расчета допускается после ее включения в перечень методик расчета.

Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками размещён на официальном сайте Минприроды России, в котором Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует.

Анализ положений СанПиН 1.2.3685-21 свидетельствует о том, что взвешенные вещества имеют 3 класс опасности. Учитывая, что для веществ установлены конкретные ПДК и данные вещества отнесены к веществам 1, 2 класса опасности их нормирование в составе взвешенных веществ не представляется возможным, они должны нормироваться самостоятельно, а не в составе взвешенных веществ.

Также подлежит отклонению довод АО «ЧЭМК» о нормировании выброса загрязняющего вещества Бензол в составе загрязняющего вещества Смола СТУ-3, отсутствующего в Распоряжении 1316-р, и не имеющего класса опасности в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21. Бензол – это самостоятельное вещество, подлежит государственному нормированию в соответствии с распоряжением 1316-р.

Учитывая изложенное, ссылка лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии обязанности самостоятельного нормирования выброса загрязняющих веществ никель, свинец, медь, хром, алюминий, марганец, бензол, магний, метилбензол, цинк, железо, кальций подлежит отклонению, как основанная на неверной трактовке требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-Ф, от 04.05.1999 № 96-ФЗ, СанПиН 1.2.3685-21, Порядком № 871 и Положением № 2055.

    Ссылки в жалобе на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 апреля 2023года, которым предписание от 04.10.2022 № 1062-рш, вынесенное в адрес АО «ЧЭМК», в части неучтенного и непронормированного выброса загрязняющих веществ на источниках 0745, 0525, 0741, 0391, 0136 признано незаконным, не влекут изменения решения судьи районного суда, данное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.

Учитывая изложенное, доводы жалобы подлежат отклонению.

Таким образом, в действиях Общества усматриваются составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.46, ст. 8.1, ч.3 ст. 8.21, ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности допущено не было.

При вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления. Дело было рассмотрено надлежащим должностным лицом, в соответствии с положениями КоАП РФ.

Назначенное наказание соответствует требованиям ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания ( ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ).

Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.

Таким образом, обоснованность привлечения АО «ЧЭМК» к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «ЧЭМК» допущено не было.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 23 июня 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» оставить без изменения, жалобу генерального директора Акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» Ходоровского П.Я. – без удовлетворения.

Судья С.В. Малкова

7-552/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
АО Челябинский электрометаллургический комбинат
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Малкова Светлана Викторовна
Статьи

ст.8.21 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--chel.sudrf.ru
18.07.2023Материалы переданы в производство судье
14.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.09.2023Дело оформлено
19.09.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее