Дело № 2-34/2023
УИД ХХХ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2023 г. п. Кадуй Вологодской области
Кадуйский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лобановой И.В.,
при секретаре Широковой Н.С.,
с участием помощника прокурора Кадуйского района Салатаевой Н.М.,
представителя третьего лица управления народно-хозяйственным комплексом Администрации Кадуйского муниципального округа Вологодской области Родичева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кадуйского района Вологодской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кадуйского муниципального округа Вологодской области, муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Вега» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кадуйского района Вологодской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кадуйского муниципального района Вологодской области, муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Вега» (далее – МУП «ЖКХ Вега») о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Администрацией Кадуйского муниципального района Вологодской области и МУП «ЖКХ Вега» требований законодательства при подготовке к отопительному периоду 2022 – 2023 г.г., в ходе которой выявлены нарушения закона. Согласно акту проверки готовности к отопительному периоду 2022 – 2023 г.г. № ХХХ от 23 сентября 2022 г. Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Администрация сельского поселения <данные изъяты> области (далее – Администрация СП <данные изъяты>) признана неготовой к отопительному периоду 2022 – 2023 г.г., поскольку не устранены замечания, выданные в рамках проверки готовности МУП «ЖКХ Вега» от 17 августа 2022 г., а именно: не проведено в установленный срок техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>; не проведено в установленный срок инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы котельной в д. <адрес> с привлечением специализированной организации; здание котельной в д. <адрес> не содержится в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, а именно: не проводится своевременный ремонт строительных конструкций здания (имеются протечки крыши, повреждение стен); не проводятся мероприятия по техническому диагностированию в установленные сроки в связи с истечением срока службы участков тепловых сетей от котельной в д. <адрес>; не проведено в установленный срок техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной в <адрес>; не проведено в установленный срок инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы котельной в <адрес> с привлечением специализированной организации; здание котельной в <адрес> не содержится в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, а именно: не проводится своевременный ремонт строительных конструкций здания (имеются протечки крыши, повреждение стен); не проводятся мероприятия по техническому диагностированию в установленные сроки в связи с истечением срока службы участков тепловых сетей от котельной в <адрес>. Вышеуказанные тепловые сети и котельные переданы Администрацией СП <данные изъяты> на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ Вега» по договору от 3 декабря 2019 г. Отсутствие необходимых мероприятий со стороны Администрации Кадуйского муниципального района и МУП «ЖКХ Вега» является предпосылкой к срыву отопительного сезона и нарушению прав населения на надлежащее теплоснабжение.
С учетом уточнения просил суд обязать Администрацию Кадуйского муниципального округа Вологодской области и МУП «ЖКХ Вега» в срок до 1 июня 2023 г.: обеспечить проведение технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>; обеспечить проведение инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовой трубы котельной в д. <адрес> с привлечением специализированной организации; обеспечить проведение ремонта строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>, устранив протечки крыши и повреждение стен; обеспечить проведение мероприятий по техническому диагностированию тепловых сетей от котельной в д. <адрес>; обеспечить проведение технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в <адрес>; обеспечить проведение инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовой трубы котельной в <адрес> с привлечением специализированной организации; обеспечить проведение ремонта строительных конструкций здания котельной в <адрес>, устранив протечки крыши и повреждение стен; обеспечить проведение мероприятий по техническому диагностированию тепловых сетей от котельной в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Кадуйского района Салатаева Н.М. исковые требования поддержала. Дала пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ Вега» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Представитель ответчика Администрации Кадуйского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица управления народно-хозяйственным комплексом Администрации Кадуйского муниципального округа Вологодской области Родичев А.В. в судебном заседании указал на обоснованность заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ все исследованные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.1 и п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (ч.1). Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (ч.2). Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (ч.3). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (ч.5).
Согласно п.3.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – Правила технической эксплуатации), производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
Согласно п.3.3.9 указанных Правил технической эксплуатации строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.
Согласно п.3.3.14 указанных Правил технической эксплуатации в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью: визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца; проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки - один раз в год в период летнего отключения; инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов; наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов: после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет; проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет; в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, организовывается внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы; инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура трубы - один раз в год, весной перед грозовым периодом.
Согласно п.13.2 указанных Правил технической эксплуатации контроль за металлом проводится по планам, утвержденным техническим руководителем, в сроки и объемах, предусмотренных нормативно-техническими документами, как правило, неразрушающими методами контроля. В нормативно-технических документах содержатся требования по входному контролю и контролю за металлом в пределах нормативного ресурса. Техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводится специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу.
В соответствии с п.10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103 (далее – Правила оценки), сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В соответствии с п.13 указанных Правил оценки в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: 1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; 2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; 3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; 4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; 5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; 6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; 7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии; 8) обеспечение качества теплоносителей; 9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; 10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении; 11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; 12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; 13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; 14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
Как видно из материалов дела, в собственность Кадуйского муниципального округа Вологодской области передано имущество: здание котельной, площадью ХХХ кв.м, по адресу – <адрес>; здание котельной, площадью ХХХ кв.м, по адресу – <адрес>; тепловые сети протяженностью ХХХ м – д. <адрес>; тепловые сети протяженностью ХХХ м – <адрес>.
Вышеуказанные тепловые сети и котельные переданы Администрацией СП <данные изъяты> на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ Вега» по договору от 3 декабря 2019 г. (л.д.ХХХ).
МУП «ЖКХ Вега» определена ресурсоснабжающей организацией сельского поселения <данные изъяты> (постановление Администрации СП <данные изъяты> ХХХа от 3 декабря 2019 г. – л.д.ХХХ).
Согласно акту проверки готовности к отопительному периоду 2022 – 2023 г.г. ХХХ от 23 сентября 2022 г., подготовленному Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Администрация СП <данные изъяты> признана неготовой к отопительному периоду 2022 – 2023 г.г., поскольку не устранены замечания, выданные в рамках проверки готовности МУП «ЖКХ Вега» по котельным и тепловым сетям в <адрес> и <адрес>, а именно:
в нарушение п.3.3.9 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, не проведено в установленный срок техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>;
в нарушение п.3.3.14 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, не проведено в установленный срок инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы котельной в д. <адрес> с привлечением специализированной организации;
в нарушение п.3.3.1 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, здание котельной в д. <адрес> не содержится в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, а именно: не проводится своевременный ремонт строительных конструкций здания (имеются протечки крыши, повреждение стен);
в нарушение п.13.2 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, не проводятся мероприятия по техническому диагностированию в установленные сроки в связи с истечением срока службы участков тепловых сетей от котельной в д. <адрес>;
в нарушение п.3.3.9 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, не проведено в установленный срок техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной в <адрес>;
в нарушение п.3.3.14 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, не проведено в установленный срок инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы котельной в <адрес> с привлечением специализированной организации;
в нарушение п.3.3.1 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, здание котельной в <адрес> не содержится в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, а именно: не проводится своевременный ремонт строительных конструкций здания (имеются протечки крыши, повреждение стен);
в нарушение п.13.2 Правил технической эксплуатации и п.13 Правил оценки, не проводятся мероприятия по техническому диагностированию в установленные сроки в связи с истечением срока службы участков тепловых сетей от котельной в <адрес>.
Прокуратурой Кадуйского района проведена проверка исполнения ответчиками требований вышеуказанного законодательства при подготовке к отопительному периоду 2022 – 2023 г.г., в ходе которой установлено, что ответчиками до настоящего времени не принято мер к обеспечению: проведения технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>; проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовой трубы котельной в д. <адрес> с привлечением специализированной организации; проведения ремонта строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>, устранив протечки крыши и повреждение стен; проведения мероприятий по техническому диагностированию тепловых сетей от котельной в д. <адрес>; проведения технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в <адрес>; проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовой трубы котельной в <адрес> с привлечением специализированной организации; проведения ремонта строительных конструкций здания котельной в <адрес>, устранив протечки крыши и повреждение стен; проведения мероприятий по техническому диагностированию тепловых сетей от котельной в <адрес>, что подтверждается справкой прокуратуры Кадуйского района от 5 октября 2022 г. и объяснениями и.о. директора МУП «ЖКХ Вега» Богдан С.В. от 3 октября 2022 г. (л.д.ХХХ).
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных исковых требований в полном объеме.
Заявленный истцом срок – до 1 июня 2023 г., суд находит достаточным и разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кадуйского района Вологодской области удовлетворить.
Возложить на Администрацию Кадуйского муниципального округа Вологодской области и муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Вега» в срок до 1 июня 2023 г.:
обеспечить проведение технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>;
обеспечить проведение инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовой трубы котельной в д. <адрес> с привлечением специализированной организации;
обеспечить проведение ремонта строительных конструкций здания котельной в д. <адрес>, устранив протечки крыши и повреждение стен;
обеспечить проведение мероприятий по техническому диагностированию тепловых сетей от котельной в д. <адрес>;
обеспечить проведение технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной в <адрес>;
обеспечить проведение инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовой трубы котельной в <адрес> с привлечением специализированной организации;
обеспечить проведение ремонта строительных конструкций здания котельной в <адрес>, устранив протечки крыши и повреждение стен;
обеспечить проведение мероприятий по техническому диагностированию тепловых сетей от котельной в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 января 2023 г.
Судья И.В. Лобанова