Дело №2-825/2023
УИД 05RS0012-01-2023-000561-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дербент 18 мая 2023 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Тагировой Н.Х., при секретаре судебного заседания Касумовой Ф.Х., с участием истца Рабаданова М.А., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Дагестан по доверенности Салихова О.С., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Рабаданова Магомедрасула Алиевича к Управлению Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Дербенте, Управлению Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан о признании незаконным отказа территориального органа Пенсионного Фонда Республики Дагестане в г.Дербенте о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года, обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня обращения в ОПФ- с 26.08.2021 года,
установил:
Рабаданов М.А. обратился в суд с иском к Управлению ОПФР по РД в г.Дербенте, Управлению ОПФР по РД о признании незаконным отказа территориального органа Пенсионного Фонда Республики Дагестане в г.Дербенте о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года, обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня обращения в ОПФ- с 26.08.2021 года.
В обоснование требований указал, что 26.08.2021 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", считая, что для назначения ему пенсии по старости он имеет достаточный стаж работы. Для подтверждения оснований для пенсии он предоставил трудовую книжку. Однако 07.09.2021 года ему отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием необходимого количества баллов.
Для назначения пенсии по старости в 2021 году ему необходимо было 12 лет стажа и не менее 21 бала ИКП, где его данные составили: стаж-12 лет 8 мес. 2дня, балы -16,213.
Ему было разъяснено, что его стаж работы в качестве каменщика в МП «Дербент» объединения «Кавказкурортстрой» за период с 1992 года по 1998 год, указанный трудовой книжке и с учетом которого могли назначить пенсию, не был засчитан в пенсионный стаж, так как он не нашел своего подтверждения.
26.10.2021 года он обратился в Прокуратуру г.Дербента с заявлением о необоснованном отказе в назначении пенсии по старости. В ответ на обращение ему было разъяснено, что периоды работы в Дербентском СУ-3 с 13.05.1998г. по 20.12.1998г. не засчитан по причине того, что заверен несуществующей печатью в 1998 году (образца СССР).
С указанным решением он не согласен по следующим основаниям. Согласно его трудовой книжке, в записи №5 с 13.05.1998 года он был принят в Дербентский СУ-3 треста «Кавказкурортстрой» каменщиком 3-го разряда. Согласно записи №6 от 19.01.1991 года Дербентский СУ-3 треста «Кавказкурортстрой» был переименован в малое предприятие «Дербент» объединения «Кавказкурортстрой». Согласно записи №7 от 20.12.1998 года он был уволен по собственному желанию.
Для подтверждения указанных данных он обратился с запросом в Архивный отдел Администрации городского округа «город Дербент», где ему была выдана справка о том, что в Дербентском муниципальном архиве отсутствуют документы Дербентского СУ-3 треста «Кавказкурортстрой» и на хранение не сдавались.
При обращении в Центральный государственный архив РД ему был дан аналогичный ответ.
Однако обратившись на сайт «Архивный путеводитель» в свободном доступе им была получена информация, что действительно строительно - монтажный трест «Кавказкурортстрой» был переименован с 14.03.1991 по 1998 года в Объединение малых и арендных предприятий «Кавказкурортстрой», куда входило и подразделение хозрасчетный участок в г.Дербент (МП «Дербент»).
Несоответствие имеющиеся в трудовой книжке, являются ошибками кадровой службы работодателя и не должны нарушать и ущемлять его пенсионные права. Нарушения работодателем инструкции по заполнению трудовых книжек не может служить основаниям для лишения его права на включение в общий трудовой стаж спорных периодов работы. Единственным возможным порядком подтверждения трудового стажа и восстановления его нарушенных пенсионных прав при указанных обстоятельствах является обращения в суд. Указанное может подтвердить записями в трудовой книжке, а также показаниями свидетелей.
По изложенным основаниям просил суд признать незаконным отказ территориального органа Пенсионного Фонда Республики Дагестан в г.Дербенте о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года, обязать включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня обращения в ОПФ- с 26.08.2021 года.
В судебном заседании истец Рабаданов М.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Дагестан Салихов О.С. с исковыми требованиями Рабаданова М.А. не согласился, просил в удовлетворении отказать, по тем основаниям, что документов подтверждающих трудовую деятельность истца в спорные периоды не предоставлено, кроме записи в трудовой книжке, в которой проставлена печать не имеющей на указанный момент силы.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ РФ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Исходя из положений ч.1 ст.11 вышеуказанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 и 3 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п.11 постановления Правительства РФ N1015 от 2 октября 2014 года "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, вступившего в силу с 1 января 2015 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что Рабаданов М.А., 20.03.1960 года рождения, 26.08.2021г. обратился ГУ ОПФР по РД в г.Дербенте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ответчика от 07.09.2021года №210000081659/203712/21 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимого количества балов, так как для назначения страховой пенсии по старости в 2021 году требуется 12 лет стажа и не менее 21 балла ИКП. На дату обращения баллы для определения права составляют 16,213, стаж 12 лет 8 мес. 2 дня.
В материалы дела истцом предоставлена трудовая книжка АТ-III №0575512, заполненная 15 января 1981 года, из которой усматривается, что в период с 13 мая 1988 года по 20 декабря 1998 года Рабаданов М.А. осуществлял трудовую деятельность в Дербентском СУ-3 треста «Кавказкурортстрой» в качестве каменщика 3-го разряда.
Не согласившись с указанным решением, Рабаданов М.А. обратился в прокуратуру г.Дербента с просьбой проверить законность отказана в назначении пенсии.
В материалы дела предоставлен ответ прокурора <адрес изъят> ФИО6 от 10.11.2021г. <номер изъят>ж-2021 из которого усматривается, что в ходе производства расчета при назначении страховой пенсии по старости установлено, что период работы в Дербентском СУ-3 с ДД.ММ.ГГГГ по 20.12.1998гг. ему не засчитан по причине того, что он заверен в трудовой книжке несуществующей в указанный период 1998г. печатью образца СССР.
Архивным отделом Администрации городского округа «город Дербент» Дербентском городского муниципальном архиве отсутствуют документы Дербентского СУ-3 треста «Кавказкурортстрой» и на хранение не сдавались, в связи с чем справку подтверждающую стаж работы Рабаданова М.А. предоставить не предоставляется возможным, место нахождения данной организации неизвестно.
ГКУ РД «Центральный государственный архив Республики Дагестан» в ответ на обращение Рабаданова М.А. предоставило ответ от 02.08.2021г. Р-2670, 2671 согласно которому документы по личному составу Дербентского СУ-3 (МП «Дербент» объединения «Кавказкурортстрой») ни за какие годы на хранение не поступали.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами работа истца в спорные периоды в Дербентском СУ-3 треста «Кавказкурортстрой», допустимыми доказательствами не подтверждена, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Рабаданова М.А не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Рабаданова Магомедрасула Алиевича к Управлению Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан в г.Дербенте, Управлению Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан о признании незаконным отказа территориального органа Пенсионного Фонда Республики Дагестане в г.Дербенте о включении в общий трудовой и страховой стаж периодов работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года, обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 19.01.1991 года по 20.12.1998 года и обязании ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня обращения в ОПФ- с 26.08.2021 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2023 года.
Решение принято в окончательной форме 22 мая 2023 года.
Судья Н.Х.Тагирова