дело № 12-29/2024
25RS0030-01-2024-000310-89
РЕШЕНИЕ
26 апреля 2024 года п. Славянка
Судья Хасанского районного суда Приморского края Гурская А.Н., рассмотрев жалобу Кувалдина Виталия Викторовича на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 22.02.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ в отношении капитана судна СРТМ «Амур» Кувалдина В.В.,
установил:
постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 22.02.2024 года капитан судна СРТМ «Амур» Кувалдина В.В. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 28014 рублей.
С данным решением не согласился Кувалдин В.В., подав на него жалобу, в которой просит постановление отменить.
В обоснование жалобы указано, что сотрудником ОРКМ 15 декабря 2023 гю был составлен протокол об изъятии вещей и документов. В данном протоколе Кувалдин В.В. не ознакомлен с правами предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, также отсутствует подпись понятого Трофимова М.В. Также в протоколе об административном правонарушении от 07.02.2024 г. указано о том, что осмотр производился после окончания выгрузки в 22 час.50 мин., однако в материалах дела отсутствуют доказательства факта обнаружения ВБР. В нарушении требований ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении отсутствует время совершения административного правонарушения. Протокол досмотра транспортного средства от 15.12.2022 не может быть принят в качестве допустимого доказательства, поскольку Кувалдину В.В. не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ. В нарушении п.2 ст.25.1 КоАП РФ извещение о времени составления протокола, назначенное на 07.02.2024 было направлено Кувалдину В.В. на электронную почту 06.02.2024 в 17 час.50 мин., и в связи с тем, что интернет связь отсутствовала по причине удаленности от берега во время осуществления перехода, то сообщение о дате составления протокола было получено Кувалдиным В.В. 08.02.2024 г., то есть после составления протокола. 06.12.2023 Кувалдиным В.В. было заявлено ходатайство с приложенной доверенностью о представлении его интересов Сергиенко С.И., который не был ознакомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Представитель Кувалдина В.В. – Сергиенко С.И. в судебном заседание доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Выслушав представителя Кувалдина В.В.- Сергиенко С.И., проверив материалы дела, доводы жалобы суд приходит к следующим выводам.
Ответственность по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со статьей 43.1 данного Федерального закона.
Согласно частям 1 и 4 статьи 43.1 названного Федерального закона правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Требования статьи 28.2 КоАП РФ устанавливают порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношений которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, по делу об административном правонарушении, допускается только в случае, если эти лица были извещены в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 07 февраля 2024 года государственным участковым инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю в отношении Кувалдина В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.17 КоАП РФ.
На основании указанного протокола 22 февраля 2024 года государственным участковым инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю вынесено постановление о признании Кувалдина В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 28014 рублей.
Однако указанное постановление законным признать нельзя.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Как усматривается из материалов дела, 07 февраля 2024 года в отношении Кувалдина В.В. был составлен протокол в его отсутствие и в отсутствие его представителя (защитника).
При этом данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что Кувалдин В.В. и его представитель (защитник) были надлежащим образом извещены о месте и времени составления протокола об административном правонарушении отсутствуют.
06.02.2024 государственным участковым инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю вынесено определение о вызове Кувалдина В.В. для составления протокола об административном правонарушении на 07 февраля 2024 г. к 15 час. Указанное определение было направлено Кувалдину В.В. по электронной почте.
Также, в материалах дела об административном правонарушении имеется ходатайство Кувалдина В.В. от 20.12.2023 г. о допуске по делу об административном правонарушении в качестве его защитника - Сергиенко С.И., которое было удовлетворено административным органом.
Вместе с тем, данных свидетельствующих о направлении определения от 06.02.2024 г., и документов, подтверждающих надлежащее извещение лица и его представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в представленных материалах не имеется.
Расписка Кувалдина В.В. о получении определения суда о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, без указания даты, не свидетельствует о его заблаговременном извещении. В своей жалобе Кувалдин В.В. указал, что извещение о времени составления административного протокола ему было направлено на электронную почту 06.02.2024 в 17 час.50 мин., но в связи с тем, что он находился в рейсе, и интернет-связь отсутствовала по причине удаленности от берега, то сообщение им было получено только 08.02.2024 г., то есть, после составления протокола. Данные сведения, указанные Кувалдиным В.В. подтверждаются скриншотами с электронной почты Кувалдина В.В. Допущенный к участию в деле представитель Кувалдина В.В. - Сергиенко С.И. – административным органом никак не извещался.
То есть о времени и месте рассмотрения дела Кувалдин В.В. был извещен за пределами времени, назначенного для составления протокола об административном правонарушении, и у последнего отсутствовала возможность обеспечить явку своего представителя в другой субъект РФ для участия в судебном заседании, что указывает на нарушение права лица, на непосредственное участие в составлении протокола об административном правонарушении и права на защиту на стадии составления названного документа.
Неустранимые сомнения в делах об административных правонарушениях толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности, – в том числе это касается и извещений
При таких обстоятельства, у должностного лица отсутствовали основания для составления 07 февраля 2024 года протокола об административном правонарушении в отношении Кувалдина В.В. при отсутствии сведений об его надлежащем извещении о времени и месте его составления.
Таким образом, административный орган составил протокол об административном правонарушении без участия Кувалдина В.В. и его представителя и в отсутствие доказательств надлежащего извещения о времени и месте совершения указанного действия. Административный орган не известил заблаговременно указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения возможности явится на рассмотрение дела в другой субъект Российской Федерации за короткий период времени (менее суток).
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его представителя, не извещенных надлежащим образом о месте и времени составления протокола, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нарушение процессуальных требований КоАП РФ об административных правонарушениях, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Кроме того, аналогичные нарушения допущены должностным лицом и при рассмотрении дела и вынесении постановления об административном правонарушении в отношении Кувалдина В.В.
В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанных выше нарушений на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом при рассмотрении настоящего дела в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, что повлекло нарушение права юридического лица на защиту своих прав. Указанные нарушения являются существенным нарушением процессуальных требований, влияющими на возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, в связи с чем постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 22.02.2024 года нельзя признать законным и обоснованным.
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Поскольку допущенные нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные должностным лицом по данному делу об административном правонарушении, постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 22.02.2024 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.17 ч.2 КоАП РФ в отношении Кувалдина В.В. – прекращению, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
жалобу Кувалдина Виталия Викторовича – удовлетворить.
постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий пгт. Зарубино Службы в пгт. Посьет ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 22.02.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении Кувалдина Виталия Викторовича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Кувалдина В.В. прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Хасанский районный суд Приморского края.
Судья А.Н. Гурская