УИД 79RS0002-01-2022-004051-26
№2-2038/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шелепановой И. Г.,
при секретаре Чернышовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО к Департаменту здравоохранения правительства ЕАО об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения правительства ЕАО об обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировали тем, что 16 мая 2022 года в адрес управления Роспотребнадзора по ЕАО поступила информация из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО», согласно которой в травматологическом пункте ОГБУЗ «Областная больница» и ОГБУЗ «Детская областная больница» отсутствует антирабический иммуноглобуллин (АИГ). Лиц, получившие укусы от животных (собаки, кошка) своевременно не получили комбинированное лечение (АИГ+КОКАВ), что сохраняет высокие риски возникновения бешенства среди населения области, о чем свидетельствуют экстренные извещения травматологического пункта ОГБУЗ «Областная больница», а также экстренные извещения ОГБУЗ «Детская областная больница». Из сообщения врача-рабиолога Травматологического пункта ОГБУЗ «Областная больница» Галако О.А., поступившей в адрес Управления Роспотребнадзора по ЕАО 31 мая 2022 года следует, что в травматологическом пункте и травматологическом отделении ОГБУЗ «Областная больница» отсутствует антирабическая вакцина (КОКАВ), а в травматологическом отделении антирабический иммуноглабулин (АИГ). Из-за отсутствия антирабической вакцины профилактика бешенства не может быть выполнена о чем пациенту подробно объясняется, пациентам, обратившимся за антирабической помощью оказывается необходимая помощь (осмотр, перевязка, профилактика столбняка, экспертиза нетрудоспособности, назначается медикаментозное лечение), заводятся в установленном порядке антирабические карты. 27 мая 2022 года в адрес Управления здравоохранения правительства ЕАО руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО направлен запрос о предоставлении информации о наличии на складах медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения правительства ЕАО о достаточном количестве иммуноглобулина антирабического. В случае отсутствия препаратов проинформировать о принимаемых мерах и сроках поставок в ЕАО. Однако ответ на запрос до настоящего в времени в адрес Управления не поступил. В адрес руководителей лечебно-профилактических организаций ЕАО направлен запрос о предоставлении информации о наличии в медицинской организации, а так4же о необходимом количестве до конца 2022 года вакцины для профилактики бешенства, а также иммуноглобулина антирабического. Согласно ответу гласного врача ОГБУЗ «Детская больница» от 31.05.2022 № в медицинском учреждении на 01.06.2022 для профилактики бешенства имеется вакцина антирабическая 25 доз. Иммуноглобулина антирабического нет. На 2022 год для профилактики бешенства необходимо приобрести: иммуноглобулин антирабический по 150ЕД по 5 мл. № 5- /15 упк/. Вакцина антирабическая № 5 по 5 мл. - 130 упк. Из ответа главного врача ОГБУЗ «Смидовичская РБ» от 31.05.2022 № следует, что иммунобиологические лекарственные препараты профилактики бешенства в наличии отсутствуют. До конца 2022 года потребность составляет: вакцина антирабическая - 50 комплектов, иммуноглобулин антирабический - 3 комплекта. Согласно ответу главного врача ОГБУЗ «Облученская районная больница» от 02.06.2022 № остаток антирабической вакцины 13 доз (срок годности до 31.07.2022). Потребность 100 доз. Иммуноглобулин остаток 0 доз. Потребность 2 уп. Из ответа главного врача ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» от 03.06.2022 № следует, что в медицинской организации отсутствуют иммунобиологические лекарственные препараты для профилактики бешенства. Потребности учреждения в вакцине для профилактики бешенства, а также иммуноглобулина антирабического нет, так как в штате отсутствует должность врача-рабиолога. Из ответа главного врача ОГБУЗ «Областная больница» от 06.06.2022 № следует, что потребность лекарственных препаратов для профилактики бешенства на второе полугодие 2022 года составляет: вакцина антирабическая - 900 доз, ребинолин 50МЕ - 2.0 мл. - 300 фл. В нарушение действующего законодательства в настоящее время не решен вопрос об обеспечении медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения правительства ЕАО, антирабическим иммуноглобулином (АИГ) и антирабической вакциной (КОКАВ). Бездействие ответчика в части неисполнения требований действующего законодательства в части обеспечения медицинских организаций ЕАО иммунобиологическими препаратами против бешенства, в количестве, достаточном для проведения профилактических прививок, создает угрозу возникновения бешенства среди населения Еврейской автономной области. Просит суд обязать Департамент здравоохранения правительства ЕАО в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в части вакцинопрофилактики населения Еврейской автономной области против бешенства среди населения Еврейской автономной области путем обеспечения областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Ленинская центральная районная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Октябрьская центральная районная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Областная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Детская областная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Валдгеймская районная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Теплоозерская центральная районная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Облученская районная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Николаевская районная больница», областное государственное бюджетное учреждение здравоохранение «Смидовичская районная больница» антирабическим иммуноглобулином (АИГ) и антирабической вакциной (КОКАВ) предназначенными для оказания специфического антирабического лечения лицам, обратившимся за медицинской помощью с укусами животных, в количестве, достаточном для проведения лечебно-профилактических прививок.
Определением суда от 05.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЕАО.
Определением суда от 22.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Еврейской автономной области.
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, о чем в материалах дела имеется заявление.
В судебное заседание представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставили суду письменный отзыв, также просили рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание представители третьих лиц ГУ-РО Фонда социального страхования РФ по ЕАО, ТФОМС Еврейской автономной области, ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница», ОГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница», ОГБУЗ «Областная больница», ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница», ОГБУЗ «Детская областная больница», ОГБУЗ «Теплоозерская центральная районная больница», ОГБУЗ «Облученская районная больница», ОГБУЗ «Николаевская районная больница», ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Из ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены обязанности для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
Согласно ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 в целях предупреждения возникновения распространения инфекционных заболеваний массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
На основании ст. 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 медицинская организация обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с п. 4.2. СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» лица, травмированные или ослюненные больным бешенством животным или подозрительным на это заболевание животным, подвергаются риску инфицирования бешенством.
На основании п. 5.1. СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» при обращении человека за медицинской помощью по поводу нападения и укуса животного или ослюнения поврежденных кожных покровов или наружных слизистых оболочек медицинские работники обязаны определить объем и оказать медицинскую помощь, назначить и начать курс лечебно-профилактических прививок, проинформировать пострадавшего о необходимости прохождения профилактических прививок и возможных последствиях при нарушении курса прививок.
В соответствии с п. 7.5. СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» лиц, подвергшихся риску заражения, направляют на консультацию врача-травматолога, который определяет объем оказания медицинской помощи и лечения, включая постэкспозиционную профилактику.
Согласно 8.2. СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей» постэкпозиционную профилактику проводят зарегистрированными в установленном порядке иммунобиологическими препаратами в соответствии с инструкцией по их применению.
На основании инструкции по применению вакцины антирабической, утвержденной Главным государственным санитарным врачом от 26.03.2009 № 01-11/34-09, лечебно-профилактической иммунизации подлежат все лица, подвергшиеся риску заражения бешенством.
В соответствии СП. 2.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2008 N 34 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2367-08" (вместе с СП 3.3.2367-08. Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней), финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, осуществляют организацию проведения профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, в соответствии с объемом поставленных учреждениям муниципальной системы здравоохранения медицинских иммунобиологических препаратов (статья 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (п. 2.4)
В соответствии с разделом 10 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54 "Об утверждении СП 3.1.7.2627-10" (вместе с "СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила"), профилактические прививки против бешенства включены в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Для иммунопрофилактики используются медицинские иммунобиологические препараты, разрешенные к применению в Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 16 мая 2022 года в адрес управления Роспотребнадзора по ЕАО поступила информация из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО», согласно которой в травматологическом пункте ОГБУЗ «Областная больница» и ОГБУЗ «Детская областная больница» отсутствует антирабический иммуноглобуллин (АИГ). Лица, получившие укусы от животных (собаки, кошка) своевременно не получили комбинированное лечение (АИГ+КОКАВ), что сохраняет высокие риски возникновения бешенства среди населения области, о чем свидетельствуют экстренные извещения травматологического пункта ОГБУЗ «Областная больница», а также экстренные извещения ОГБУЗ «Детская областная больница».
Из сообщения врача-рабиолога Травматологического пункта ОГБУЗ «Областная больница» Галако О.А., поступившей в адрес Управления Роспотребнадзора по ЕАО 31 мая 2022 года следует, что в травматологическом пункте и травматологическом отделении ОГБУЗ «Областная больница» отсутствует антирабическая вакцина (КОКАВ), а в травматологическом отделении антирабический иммуноглобулин (АИГ). Из-за отсутствия антирабической вакцины профилактика бешенства не может быть выполнена о чем пациенту подробно объясняется, пациентам, обратившимся за антирабической помощью оказывается необходимая помощь (осмотр, перевязка, профилактика столбняка, экспертиза нетрудоспособности, назначается медикаментозное лечение), заводятся в установленном порядке антирабические карты.
Согласно, ответу гласного врача ОГБУЗ «Детская больница» от 31.05.2022 № в медицинском учреждении на 01.06.2022 для профилактики бешенства имеется вакцина антирабическая 25 доз. Иммуноглобулина антирабического нет. На 2022 год для профилактики бешенства необходимо приобрести: иммуноглобулин антирабический по 150ЕД по 5 мл. № 5- /15 упк/. Вакцина антирабическая № 5 по 5 мл. - 130 упк.
Из ответа главного врача ОГБУЗ «Смидовичская РБ» от 31.05.2022 № следует, что иммунобиологические лекарственные препараты профилактики бешенства в наличии отсутствуют. До конца 2022 года потребность составляет: вакцина антирабическая - 50 комплектов, иммуноглобулин антирабический - 3 комплекта.
Согласно ответу главного врача ОГБУЗ «Облученская районная больница» от 02.06.2022 № остаток антирабической вакцины 13 доз (срок годности до 31.07.2022). Потребность 100 доз. Иммуноглобулин остаток 0 доз. Потребность 2 уп.
Из ответа главного врача ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» от 03.06.2022 № следует, что в медицинской организации отсутствуют иммунобиологические лекарственные препараты для профилактики бешенства. Потребности учреждения в вакцине для профилактики бешенства, а также иммуноглобулина антирабического нет, так как в штате отсутствует должность врача-рабиолога.
Из ответа главного врача ОГБУЗ «Областная больница» от 06.06.2022 № следует, что потребность лекарственных препаратов для профилактики бешенства на второе полугодие 2022 года составляет: вакцина антирабическая - 900 доз, ребинолин 50МЕ - 2.0 мл. - 300 фл.
27 мая 2022 года в адрес Департамента здравоохранения правительства ЕАО руководителем Управления Роспотребнадзора по ЕАО направлен запрос о предоставлении информации о наличии на складах медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения правительства ЕАО о достаточном количестве иммуноглобулина антирабического. В случае отсутствия препаратов проинформировать о принимаемых мерах и сроках поставок в ЕАО.
Однако до настоящего времени меры по обеспечению медицинских организаций антирабическим иммуноглобулином (АИГ) и антирабической вакциной (КОКАВ) предназначенными для оказания специфического антирабического лечения лицам, обратившимся за медицинской помощью с укусами животных, в количестве, достаточном для проведения лечебно-профилактических прививок департаментом здравоохранения правительства ЕАО не приняты.
Защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу требований п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации относится решение вопросов организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 6 указанного Федерального закона).
Пунктами 1.1, 2.1.13, 2.1.5 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утвержденного Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 N 152-пп (ред. от 14.03.2022), определено, что Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей; обеспечивает лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами подведомственные областные учреждения и предприятия; Осуществляет организацию реализации мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по обеспечению медицинских организаций лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами подведомственных областных учреждений, возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Государственные медицинские учреждения ЕАО не обеспечены антирабическим иммуноглобулином (АИГ) и антирабической вакциной (КОКАВ) предназначенными для оказания специфического антирабического лечения лицам, обратившимся за медицинской помощью с укусами животных, в количестве, достаточном для проведения лечебно-профилактических прививок, что создает угрозу здоровью населения ЕАО.
При указанных обстоятельствах, оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, такой срок отвечает принципу разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░