дело № 2-629/2021
УИД № 26RS0008-01-2021-001167-66
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г. Буденновск
Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Куцев А.О.,
при секретаре Кудряшове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению администрации Буденновского муниципального округа Ставропольского края о признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Администрация Буденновского муниципального округа Ставропольского края обратилась в Буденновский городской суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, объект недвижимого имущества сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976, был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
С заявлением о постановке на учет обращалась администрация города Буденновска Ставропольского края.
В целях реализации Закона Ставропольского края от 31.01.2020 № 5-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Буденновского муниципального района Ставропольского края и об организации местного самоуправления на территории Буденновского района Ставропольского края», администрация города Буденновска Ставропольского края находится в стадии ликвидации. В соответствии с решением Думы Буденновского муниципального округа Ставропольского края от 09.11.2020 № 3/22-I администрация Буденновского муниципального округа Ставропольского края является правопреемником администрации города Буденновска Ставропольского края.
Фактически объектом недвижимого имущества владеет Буденовский муниципальный округ Ставропольского края.
В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного (ДД.ММ.ГГГГ) никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве отсутствует.
Просит признать право муниципальной собственности за Буденновским муниципальным округом <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976.
Представитель заявителя администрации Буденновского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Представитель заинтересованного лица филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Восточный» ПТП Будённовское в судебное заседание не явился, предоставил возражение на заявление, из которого следует, что канализационные выпуски не могут быть переданы организации водопроводно-канализационного хозяйства как централизованные сети и не могут быть определены бесхозяйными сетями, так как являются неотъемлемой частью внутренних инженерных сетей многоквартирных домов, расположение которых (выпуск канализации, ввод канализации) зафиксировано в проектно-сметной документации здания.
В соответствии с п. 2, 23, 31, 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №644 от 29 июля 2013 года, местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотренного договором холодного водоснабжения.
К договору холодного водоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон договора.
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.
Объект внутренней канализации - канализационный выпуск является объектом неделимым от канализационного стояка дома, вентилируемым до первого смотрового колодца, который находится за внешней стеной здания.
Эксплуатация канализационных выпусков не представляется возможным в деленном виде по внешней стене здания, т.к. он эксплуатируется в целом, очистка его производится только изнутри здания, что невозможно без согласия и допуска управляющей организации многоквартирного дома. В случае его промывки с наружной стороны стоки будут попадать в жилые помещения.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно пунктам 2, 9 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина "канализация": отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод. Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
В силу части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно представленным сведениям о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976, внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. (л.д. 19-20)
Согласно справке выданной отделом имущественных и земельных отношений администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества сооружение, наименование: выпуски канализации МКД, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, в реестре муниципального имущества Буденновского муниципального района не значится. (л.д. 21)
Как следует из сведений предоставленных Межрайонным отделом № ГБУ СК «<адрес>имущество» от ДД.ММ.ГГГГ в архиве учреждения отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976. (л.д. 27)
Согласно ответу на запрос Министерства имущественных отношений Ставропольского края объект недвижимого имущества сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976, в реестре государственного имущества СК не значится.
Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре федерального имущества отсутствует информация об объекте сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976. (л.д. 25)
В соответствии с решением Думы Буденновского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-I администрация Буденновского муниципального округа <адрес> является правопреемником администрации <адрес> края.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Из содержания ч. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
С учетом того, что сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976, по заявлению муниципального образования <адрес> СК состоит на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в качестве бесхозного имущества, никто, за исключением Администрации Буденновского муниципального округа <адрес> не заявил своих прав на указанный объект недвижимого имущества, суд полагает необходимым требования заявителя удовлетворить в полном объеме, признав за ним право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,
решил:
Заявление администрации Буденновского муниципального округа <адрес> о признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за администрацией Буденновского муниципального округа <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества сооружение, кадастровый №, адрес: <адрес>, протяженность 29 метров, назначение - сооружения канализации, наименование - выпуски канализации МКД, год завершения строительства 1976.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 мая 2021 года.
Судья подпись Куцев А.О.
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-629/2021, находящемся в Буденновском городском суде Ставропольского края.
Секретарь с/з