мотивированное решение изготовлено
14 сентября 2021 года
Дело № 2-854/2021 47RS0016-01-2021-001014-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2021 года г. Сосновый Бор
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева М.А.,
при ведении протокола помощником судьи Мозонен О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к дачному некоммерческому товариществу «Заозерное» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор г. Сосновый Бор Ленинградской области, действуя в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ДНТ «Заозерное», в котором просит возложить на ответчика обязанность согласовать с администрацией Сосновоборского городского округа Ленинградской области место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов и обратиться в администрацию Сосновоборского городского округа с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Сосновый Бор проведена проверка информации АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о садоводческих некоммерческих товариществах, не заключивших договоры с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно сведениям администрации Сосновоборского городского округа, размещение площадки для накопления ТКО ДНТ «Заозерное» не согласовано, заявка на включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО не подавалась, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Сосенкова А.А. иск поддержала, просила его удовлетворить.
Ответчик ДНТ «Заозерное» о слушании дела извещен, представителя в судебное заседание не направил, возражений по иску не предоставил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» в судебное заседание представителя не направило, о слушании дела извещено.
Выслушав объяснения помощника прокурора Сосенковой А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, типизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 13.4 Закона об отходах производства и потребления органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п.п. 3,4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 19 апреля 2019 года № 890 утверждены Порядок согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и Порядок создания и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
Согласно п. 1.2 Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для согласования создания места (площадок) накопления ТКО и включения их в реестр мест (площадок) накопления ТКО (далее - Реестр) физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (далее - Заявитель) подает письменную заявку в администрацию Сбсновоборского городского округа, содержащую сведения, необходимые для формирования реестра мест накопления ТКО, указанные в части 5 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления, по форме в соответствии с приложением 1 к данному Порядку.
Пунктом 1.5 Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов установлено, что с момента вступления в силу настоящего нормативно правового документа запрещается самовольное создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов без согласования с администрацией Сосновоборского городского округа.
Согласно сведениям администрации, изложенным в письме от 27 апреля 2021 года, ДНТ «Заозерное» не согласовало и не подало заявку о включении места (площадки) ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Таким образом, осуществление ДНТ «Заозерное» обращения с твердыми коммунальными отходами с нарушением вышеуказанных требований федерального законодательства создает возможность размещения площадок для накопления ТКО в местах, которые не отвечают требованиям закона, вследствие чего возможно ухудшение состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности иска прокурора, а потому он подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области удовлетворить.
Возложить на дачное некоммерческое товарищество «Заозерное» обязанность согласовать с администрацией Сосновоборского городского округа Ленинградской области место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов и обратиться в администрацию Сосновоборского городского округа с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Ленинградской области.
Судья М.А. Алексеев