Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-175/2024 (2-1094/2023;) ~ М-956/2023 от 01.12.2023

10RS0013-01-2023-001385-64 Дело № 2-175/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2024 года город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,

при ведении протокола помощником судьи Т.А.Савкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Приоритет» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд по тем основаниям, что хх.хх.хх г. между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу и ЗАО «Приоритет» заключен договор аренды лесного участка, расположенного в ... лесничестве для использования в целях заготовки древесины. ЗАО «Приоритет» прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией, в результате которой было создано ООО «Приоритет», которое является правопреемником ЗАО «Приоритет». хх.хх.хх г. должностными лицами ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» было выявлено размещение в лесах промышленно-бытовых отходов, строительный мусор, доски, щиты, оконные рамы (незаконная свалка мусора) в квартале выдел ... лесничества по материалам лесоустройства на расстоянии 10,6 км от .... Указывая, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на арендованной территории, истец просит обязать ООО «Приоритет» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в квартале выдел ... лесничества в срок до 1 июня 2024 года.

Представитель истца Мисюкевич В.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании иск поддержала по обстоятельствам, в нем изложенным.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил отзыв.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Конституцией РФ в статьях 41, 42, а также в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

Согласно статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу абзаца 1 статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4).

В соответствии с пунктом 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

хх.хх.хх г. между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (Арендодатель) и ЗАО «Приоритет» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка, общей площадью 11235 га, в том числе кварталов ... лесничества. Лесной участок передан в аренду на общей площади 11235 га в целях использования лесов для заготовки древесины.

хх.хх.хх г. ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» проведен осмотр, в результате которого установлено, что в квартале выдел ... лесничества на землях лесного фонда, арендуемых ООО «Приоритет», находится несанкционированная свалка, состоящая из 11 мест складирования промышленного, бытового, строительного мусора, а также досок, щитов и оконных рам, общей площадью 175 кв.м.

Факт наличия данной свалки на территории, принадлежащей ответчику, подтвержден материалами дела и не оспаривался сторонами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с установленным порядком региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Вместе с этим, порядок обращения с твердыми коммунальными отходами не освобождает правообладателя земельного участка от установленной законом обязанности надлежащим образом содержать территории, находящиеся в его ведении, и от обязанности устранять негативные последствия для окружающей среды вследствие несанкционированного складирования отходов, в этой связи деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождает правообладателя земельного участка от обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

В силу части 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, включая установление видов и параметров разрешенного использования лесов; проведение мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству; проведение мероприятий по сохранению природных ландшафтов, природных объектов и природных комплексов; проведение мероприятий по благоустройству лесов и лесных участков.

Согласно пункту 3.4.5 договора аренды лесного участка ООО «Приоритет» (Арендатор) обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.

При этом, согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса).

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Из анализа приведенных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.

Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект и договор аренды лесного участка не могут противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов.

Согласно разделу 5.2 проекта освоения лесов, утвержденных ООО «Приоритет», санитарно-оздоровительными мероприятиями являются: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования.

Между тем, пункт 5.2 проекта освоения лесов ответчика не содержит указание на необходимость для арендатора проводить санитарно-оздоровительные мероприятия лишь в отношении тех негативных явлений на лесном участке, которые возникли по его вине, как следствие, в указанной части не противоречит императивным нормам права и также возлагает на арендатора обязанность по уборке леса от захламления вне зависимости от причины, механизма и времени возникновения данного захламления.

23 июля 2023 года Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия в адрес ООО «Приоритет» направлена претензия с требованием о добровольном устранении несанкционированной свалки в 30-дневный срок с момента получения претензии. Претензия получена 13 сентября 2023 года.Согласно акту осмотра от 27 сентября 2023 года арендатором свалка не убрана.

Поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора находится на лесном участке, отведенном ответчику по договору аренды, в установленные истцом сроки нарушение не устранено, арендатор обязан ликвидировать свалку бытовых отходов на арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом объема и расположения свалки, отсутствие установленных законом сроков для такого рода мероприятий, наличия значительного снежного покрова в лесу, минусовой температуры, суд считает необходимым установить ООО «Приоритет» срок для ликвидации свалки - 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ (п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, с учетом того, что отсутствует вина ООО «Приоритет» в образовании несанкционированной свалки, на ликвидацию которой необходимо затратить значительные денежные средства, суд считает возможным освободить ООО «Приоитет» от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

иск удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале выдел ... лесничества по материалам лесоустройства, на расстоянии 10,6 км. от ... в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления.

Судья Н.Н. Антипина

Решение принято судом в окончательной форме 01 апреля 2024 года.

2-175/2024 (2-1094/2023;) ~ М-956/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Ответчики
ООО "Приоритет"
Другие
ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество"
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Антипина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
01.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2024Предварительное судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Дело оформлено
14.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее