Судья: Ашуркова А.П. № 33-14847/2019
(гр.дело № 2-2416/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 декабря 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Салдушкиной С.А.
судей Плешачковой О.В., Маликовой Т.А.
с участием прокурора Устиновой Т.А.
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 сентября 2019 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора г.Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрани об установлении срока сноса аварийных домов, ограничению доступа к расселенным домам, принятии мер к сносу аварийных домов в установленный срок- удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрани установить срок сноса многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты> принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по адресам: <данные изъяты> путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, принять меры к сносу аварийных домов, расположенных по адресам: <данные изъяты> установленный срок, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., заключение прокурора ФИО5, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань, в котором просит обязать произвести снос аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. ФИО7, <адрес>, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
16.07.2019г. и 19.07.2019г. прокурор г. ФИО7 обратился в Сызранский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. ФИО7, Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. ФИО7, МКУ «СызраньСтройЗаказчик», в котором просит обязать Администрацию г.о. ФИО7 произвести снос аварийных жилых домов по адресам: г. ФИО7, ул. <данные изъяты>, <адрес>; г. ФИО7, <адрес>; г. ФИО7, <адрес>, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Определением Сызранского городского суда от 27.08.2019г. гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки эффективности принимаемых органами местного самоуправления мер по соблюдению требований жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства, экологического законодательства при переселении граждан из аварийного жилого фонда выявлено, что до настоящего времени не приняты меры по сносу, вывозу и утилизации строительного мусора с территории снесенного аварийного жилого дома по адресам: г. ФИО7, <данные изъяты>, <адрес>; <адрес>; <адрес>, что создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать администрацию г.о. ФИО7 <адрес> установить срок сноса указанных многоквартирных домов, принять меры к ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам по указанным адресам путем установки ограждения в границах земельного участка, на котором расположены указанные дома, препятствующего свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, принять меры к сносу данных аварийных домов в установленный срок, с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории от строительного мусора.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым Администрация г.о. ФИО7 не согласна, просит его отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В заседании судебной коллегии прокурор ФИО5 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам жалобы не усматривает.
Частью 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что заключением Межведомственной комиссии № от 03.03.2011г. в соответствии с Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от 21.04.2011г. № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, г.ФИО7, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением Межведомственной комиссии № от 22.09.2011г., в соответствии с Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от 21.10.2011г. № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, г.ФИО7, <данные изъяты>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением Межведомственной комиссии № от 25.11.2011г., в соответствии с Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от 30.12.2011г. № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, г.ФИО7, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Заключением Межведомственной комиссии № от 22.09.2011г., в соответствии с Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от 21.10.2011г. № «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, г.ФИО7, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В настоящее время жильцы вышеуказанных жилых домов выселены с предоставлением иных жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов. Однако, многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа ФИО7 по вышеуказанным адресам, до настоящего времени не снесены, что подтверждается информацией Администрации г.о. ФИО7 от 04.02.2019г.
Жилые дома, расположенные на территории г.о. ФИО7 по адресу: <адрес>, г.ФИО7, <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, включены в государственную программу «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2020 г., утвержденную постановлением <адрес> от 27.11.2013г. №.
В соответствии с указанной государственной программой на территории г.о. ФИО7 принята и действует муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа ФИО7» на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от 30.08.2013г. №. Указанной муниципальной программой, в том числе, предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Исполнение Программы возложено на администрации городских округов и городских поселений, в том числе, на Администрацию г.о. ФИО7.
Предусмотренный данной муниципальной программой г.о. ФИО7 общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на 2019 - 2021 гг. является недостаточным для сноса аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2012г.
09.01.2018г. прокурором города ФИО7 в адрес Главы г.о. ФИО7 внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом недостаточного принятия органами местного самоуправления г.о. ФИО7 мер по сносу домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Данное представление признано обоснованным и удовлетворено, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на демонтаж (снос) аварийных жилых домов, органами местного самоуправления г.о. ФИО7 не приняты, объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. ФИО7, признанного таковым до 01.01.2012г., на 2019-2021 гг. не увеличен.
Таким образом, судом установлено, что на территории г.о. ФИО7 до настоящего времени имеется ряд не снесенных расселенных аварийных многоквартирных домов.
Несмотря на то, что программа по «Переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа ФИО7» еще действует, указанные аварийные многоквартирные дома полностью расселены, снос домов не производился, ограждения отсутствуют, окна, двери не заколочены, в связи с чем, имеется доступ неограниченного количества людей.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие должностных лиц администрации г.о. ФИО7 по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абзац 7).
Статьей 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1).
Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, обязанности по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, прямо предусмотрены в законе и возложены на Администрацию города, а непринятие своевременных мер по установлению ограждения территории аварийных домов и их сносу, вывозу отходов сноса зданий, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Поскольку требования прокурора направлены на понуждение органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, то данное обстоятельство не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию.
Меры, возложенные на ответчика обжалуемым решением с целью устранения выявленных нарушений, не противоречат статьям 12 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и иным требованиям, предусмотренным вышеуказанными, примененными судом нормами материального права.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, указаны в мотивировочной части решения суда, оснований считать их неправильными у суда апелляционной инстанции не имеется.
Обстоятельства, на которые ссылается Администрация города в апелляционной жалобе, - ограниченные возможности бюджета, вынесенное постановление Администрацией г.о. ФИО7 о включении в смету расходов на 2019-2021 года работ по сносу ветхих домов, не могут являться причиной несоблюдения требований закона и не должны влиять на права граждан. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о принятии Администрацией города исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений, в связи с чем, не освобождают орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, и, соответственно, принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания при прекращении их эксплуатации.
Судебная коллегия считает решение правильным, оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: