КОПИЯ
Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-3995/2021 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
16RS0036-01-2021-013687-72
Дело № 2-3995/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года город Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова И.И.,
при секретаре судебного заседания Черновой И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15, действующей в интересах ФИО16 к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта принятия наследства и о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска указано, что Шаймарданова М.Б. является родной сестрой и единственным наследником своего брата Бадртдинова З.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ. При жизни Бадртдинов З.М. на протяжении <данные изъяты> находился в гражданском браке с Салиховой Ю.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году Бадртдинов З.М. и Салихова Ю.С. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ определены доли в данной квартире между Бадртдиновым З.М. и Салиховой Ю.С. по <данные изъяты> за каждым. У Салиховой Ю.С. наследников не имеется. Салихова Ю.С. находилась на иждивении у Бадртдинова З.М.
На основании изложенного просит установить факт принятия наследства Бадртдиновым З.М. после смерти Салиховой Ю.С. и признать за Шаймардановой М.Б. право собственности на <данные изъяты> долю в квартире в порядке наследования после смерти Бадртдинова З.М.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ - Коронова С.В. против удовлетворения иска не возражала.
Нотариус Горшунова Ф.Р. извещена, не явилась.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации к наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в ст. 1142 - 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пп. «в» п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» при определении наследственных прав в соответствии со ст. 1148 и 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного.
Согласно п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер Бадртдинов З.М., истец Шаймарданова М.Б. является его родной сестрой и единственным наследником.
Из пояснений сторон и опрошенных в судебном заседании свидетелей устанавливается, что Бадртдинов З.М. и Салихова Ю.С. с ДД.ММ.ГГГГ года до дня смерти проживали совместно без регистрации брака, вели общее хозяйство.
Договором на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ в совместную собственность Бадртдинова З.М. и Салиховой Ю.С. передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно справке от АО БТИ РТ от ДД.ММ.ГГГГ за Салиховой Ю.С. и Бадртдиновым З.М. на праве совместной собственности зарегистрирована указанная выше квартира.
ДД.ММ.ГГГГ умерла Салихова Ю.С., что подтверждается свидетельством о смерти серии № №.
Как видно из реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты после смерти Салиховой Ю.С. наследственное дело не заводилось.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ определены доли между Бадртдиновым З.М. и Салиховой Ю.С. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, по <данные изъяты> за каждым.
Из представленного истцом расчета усматривается, что пенсия Бадртдинова З.М. составляла <данные изъяты> рублей, а пенсия Салиховой Ю.С. – <данные изъяты> рубля.
Юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи, умершего. Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода времени и что умерший взял на себя заботу о содержании.
При этом не может быть признано иждивенцем лицо, которое получало от умершего помощь эпизодически, нерегулярно и в размерах, недостаточных для того, чтобы служить постоянным и основным источником средств к существованию.
Нуждаемость в получении помощи не является достаточным доказательством нахождения его на иждивении умершего (за исключением детей), поскольку значение имеет именно сам факт оказания кормильцем при жизни постоянной помощи иждивенцу, наличие у умершего с учетом его состояния здоровья и собственных нужд возможности оказывать при жизни помощь, которая являлась постоянной и выступала в качестве основного источника средств к существованию другого лица.
Таким образом, учитывая продолжительность совместного проживания Бадртдинова З.М. и Салиховой Ю.С. (более <данные изъяты>), истцом, представлено допустимых и относимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Салихова Ю.С. находилась на иждивении у Бадретдинова З.М., который при жизни взял на себя заботу о ее содержании, постоянно оказывал ей такое содержание.
При таких данных, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта принятия наследства и о признании права собственности в порядке наследования.
Руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск <данные изъяты>, действующей в интересах <данные изъяты> к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан – удовлетворить.
Установить факт принятия наследства <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти Салиховой ФИО17, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования право собственности на <данные изъяты> в квартире с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, после смерти ФИО19, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>