Дело № 2-3402/2022
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
27 июля 2022 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Биче-оол С.Х., при секретаре Байыр Н.Б., с участием представителя истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о возложении обязанности предварительно согласовать предоставления земельных участков и заключить договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с уточнением иска) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Минземимущество РТ) о возложении обязанности предварительного согласования предоставления земельных участков на кадастровом плане территории и заключить с ней договор аренды земельного участка без проведения торгов в отношении земельного участка площадью 682 кв.м, по адресному ориентиру: РФ, <адрес>, на 20 м. юго-восточнее мкр. № «Южный», <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со схемой расположения земельного участка; земельного участка площадью 686 кв.м, по адресному ориентиру: РФ, <адрес>, на 20 м. юго-восточнее мкр. № «Южный», <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства; земельного участка площадью 650 кв.м, по адресному ориентиру: РФ, <адрес>, на 20 м. юго-восточнее мкр. № «Южный», <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства; земельного участка площадью 647 кв.м, по адресному ориентиру: РФ, <адрес>, на 20 м. юго-восточнее <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельного кодекса РФ) ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Минземимущество РТ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью индивидуального жилищного строительства на праве аренды на основании п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. В предоставленном истцом заявлении указан земельный участок на кадастровом плане территории квартале № с площадью 647 кв.м, по адресному ориентиру: РФ, <адрес>, на 20 м. <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. После неоднократных обращений Минземимущество РТ направил по почте ответ на ее заявление, в котором указано о невозможности предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. Истец считает ответ Минземимущество РТ неправомерным, так как в ответе имеется ссылка на приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, который утратил силу, ее заявление соответствует требованиям ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, а Минземимущество РТ в течение 10 дней со дня поступления заявления не принял решение о возврате ее заявления, также согласно приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №№ гражданин, подавший заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства имеет право получить земельный участок в собственность за плату.
Истец ФИО1, представитель Минземимущества РТ (ответчика) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Представитель истца ФИО4, действующий по ходатайству истца, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что заявление истца подано в соответствии со ст. 39.15 и ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, ответ Минземимущества РТ является незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика Минземимущества РТ ФИО5 по доверенности направила в суд отзыв, в котором указано, что в случае возложения обязанности на ответчика предоставить истцу запрашиваемый земельный участок в собственность за плату без проведения торгов, без соблюдения установленной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, влечет нарушение прав иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на этот же земельный участок, просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснение представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, аходящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из положений статьи 39.3 Земельного кодекса РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации) Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2. Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в тои числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
В силу ст. 3.1 Конституционный закон Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1
(ред. от 27.05.2022) "О земле" (принят ЗП ВХ РТ 27.10.2004) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями или органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Тыва в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев предоставления земельных участков без проведения торгов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и установленных настоящим Конституционным законом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется уполномоченным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Тыва;
Постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 №158 Минземимущество РТ определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории квартале № с площадью 647 кв.м, по адресному ориентиру: РФ, <адрес>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. К заявлению истец приобщила схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий.
Минземимущество РТ отказало истцу ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду запрашиваемого земельного участка на основании п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, пп.1 п. 2.11.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или аренду без проведения торгов», утвержденного приказом Минземимущество РТ от ДД.ММ.ГГГГ №. К предоставленному ФИО1 заявлению не приложены документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности предварительного согласования предоставления земельных участков на кадастровом плане территории и заключить с ней договор аренды земельного участка без проведения торгов по следующим основаниям.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Из материалов дела следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса РФ обратилась в Минземимущество РТ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Аналогичное основание для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрено пп.1 п. 2.11.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва», в безвозмездное пользовании, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или аренду без проведения торгов», утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №.
По изложенным обстоятельствам суд считает, что истец, минуя процедуру, установленную земельным законодательством, не вправе предъявлять исковые требования о возложении на ответчика обязанности заключить договор аренды.
Так, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7)
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Доказательств о том, что ФИО1 обращалась к ответчику с заявлением о публикации сведений о подаче ею заявления о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в материалах дела не имеется.
Таким образом, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства в установленном порядке получения в аренду земельного участка, истцом не представлено доказательств соблюдения указанного порядка.
Доводы истца о том, что в ответе Минземимущество РТ имеется ссылка на приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, который утратил силу, правового значения не имеет, так как заключение договора аренды является заключительным этапом процедуры предоставления земельного участка, а все предшествующие действия, то есть обращение с заявлением, выбор земельного участка, являются лишь частью процесса накопления юридических фактов, направленных на формирование земельных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о возложении обязанности предварительно согласовать предоставления земельных участков и заключить договор аренды, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения через Кызылский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме принято 05 августа 2022 года (с учетом выходных дней).
Судья Биче-оол С.Х.