Решение по делу № 2-261/2016 ~ М-2089/2015 от 23.12.2015

Дело №2–261/2016 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре судебного заседания Вихрицкой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 февраля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Старцева Н.А. к администрации Эжвинского района Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, проведению землеустроительных и кадастровых работ,

установил:

Старцев Н.А. обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с исковым заявлением к администрации Эжвинского района Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земли садоводческого товарищества «Бумажник» (кадастровый квартал №...). В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка №... в Садоводческом товариществе «Бумажник». Участок находится на границе с другим садоводческим товариществом. В результате выполненных в ... году землеустроительных работ в отношении земельного участка №... Эжвинского садоводческого комплекса «Бумажник» г. Сыктывкара уточнена площадь земельного участка в размере ... кв.м, однако истец фактически использует участок площадью ... кв.м. На заявление истца об утверждении схемы расположения вышеназванного земельного участка администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ответила отказом, ссылаясь на то, что утверждение схемы отдельно взятого земельного участка возможно при проведении межевых работ всей территории садоводческого товарищества «Бумажник». Передача земель садоводческому товариществу осуществляла администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» без уточнения границ (декларативно), в связи с чем были нарушены права истца на земельный участок.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, садоводческого некоммерческого товарищества «Бумажник» и администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель СНТ «Бумажник» Безденежных М.П. заявленные истцом требования поддержала.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании истец и его представитель Щербаков Р.В., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивали по доводам искового заявления. Дополнительно указали, что земельный участок был предоставлен изначально родителям истца, существует по настоящее время в неизменных границах, фактически истцом используется участок площадью ... кв.м. Земельный участок находится на границе с садоводческим товариществом «...». Поскольку передача земель садоводческому товариществу осуществлялось администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» без проведения кадастровых работ, уточнения границ, без учета фактического использования участков, то часть участка истца согласно сведений кадастра, стала находиться за пределами СНТ «Бумажник», на территории СНТ «...».

По сообщению кадастрового инженера для устранения нарушений прав истца необходимо провести кадастровые работы в отношении территорий смежных садоводческих товариществ с целью уточнения их границ. Полагают, что данная обязанность подлежит выполнению именно администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Рябцев Д.Г., действующий на основании доверенности, пояснил, что администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» не обладает самостоятельными полномочиями в вопросах распоряжения земельными участками, находящимися в границах МО ГО «Сыктывкар», в связи с чем полагал администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ненадлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка истца. По существу заявленных требований указал, что вопрос об уточнении границ садоводческого товарищества подлежит решению на общем собрании его членов с возложением соответствующих расходов на членов СНТ и землепользователей. Законных оснований для возложения на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» указанной обязанности не имеется. На основании изложенного просил в иске отказать в полном объеме.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

**.**.** Старцев Н.А. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка площадью ... кв.м, расположенного по адресу ....

Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... на основании добровольного отказа прекращено право СНТ «Бумажник» на пользование земельным участком площадью ... кв.м, расположенного по адресу ...; утверждена в составе земель населенных пунктов схема расположения земельного участка №... по проезду №...; предоставлен Старцеву Н.А. земельный участок №... площадью ... кв.м расположенный по адресу ..., в собственность бесплатно.

Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... в постановление главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** №... вынесены изменения в отношении площади предоставленного истцу земельного участка: с ... кв.м на ... кв.м.

По заказу Старцева Н.А. кадастровым инженером Н. произведены кадастровые работы по установлению местоположения границ указанного земельного участка, результаты которых отражены в межевом плане от **.**.**. На основании данного межевого плана Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» **.**.** осуществлен кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым №....

**.**.** Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми произведена государственная регистрация права собственности Старцева Н.А. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу ....

**.**.** Старцев Н.А. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым №..., расположенный по адресу ...

В ответе от **.**.** администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, разъяснен порядок перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Полагая свои права нарушенными, Старцев Н.А. обратился в суд с настоящим иском.

В силу ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ установление правоотношений сторон относится к задачам суда.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» дано разъяснение о том, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судом вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Из искового заявления, объяснений истца и его представителя в судебном заседании следует, что истец претендует на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу ..., общей площадью ... кв.м в границах фактического использования. При этом, спорная часть земельного участка площадью ... кв.м расположена на территории садоводческого товарищества «...».

При разрешении спора, суд исходит из следующего.

В силу положений ст.12 Гражданского кодекса РФ лицо, полагающее свое право нарушенным, вправе защищать его способами, установленными законом, в том числе путем признания права и признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», данных в п.16 Постановления, при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ч. 1 ст. Статья 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с ч 8 приведенной статьи в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

В соответствии пп. 2 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Согласно указанной норме основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является как несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, так и его расположение в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

По смыслу изложенного, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является первоначальным этапом при решении вопроса о возможности предоставления земельного участка с последующим проведением землеустроительных работ и работ по постановке земельного участка на кадастровый учет в целях его формирования как объекта гражданских правоотношений с соблюдением установленной законом процедуры.

Согласно ч. 2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского округа - в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к одному из вопросов местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 4(1) Закона Республики Коми от 28.06.2005 N 59-РЗ (ред. от 22.06.2015) «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» муниципальными образованиями в Республике Коми, на территории которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются муниципальные образования в Республике Коми, органами местного самоуправления которых приняты муниципальные нормативные правовые акты об одобрении предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для указанных целей.

В силу ст. 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (принят Советом МО городского округа «Сыктывкар» 18.01.2006) (ред. от 18.06.2015) к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа, относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

Администрация Эжвинского района является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, наделенным в соответствии с настоящим Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями на территории Эжвинского района (ст. 54 Устава).

В соответствии со ст. 58 Устава администрация Эжвинского района в сфере использования земель исполняет следующие исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения на территории Эжвинского района отнесено:

1) готовит предложения в администрацию городского округа о предоставлении, изъятии (в том числе посредством выкупа) земельных участков в соответствии с порядком, установленным Советом городского округа;

2) готовит, согласовывает проекты постановлений администрации городского округа о предоставлении и изъятии (в том числе посредством выкупа) земельных участков;

3) оформляет документы на основании принятых постановлений о предоставлении земельных участков;

4) ведет учет плательщиков арендной платы на территории Эжвинского района;

5) осуществляет контроль за полным и своевременным поступлением в местный бюджет городского округа арендной платы за землю;

6) принимает меры в соответствии с законодательством в целях полного своевременного поступления в бюджет арендной платы за землю;

7) осуществляет муниципальный земельный контроль на территории Эжвинского района;

8) реализует программы использования и охраны земель.

Решением Совета МО городского округа «Сыктывкар» от **.**.** №... (ред. от **.**.**) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

В соответствии со ст. 18 данного Решения органы местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с земельным законодательством могут распоряжаться в границах МО ГО «Сыктывкар» землями, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, государственная собственность на которые не разграничена. Градостроительная подготовка и распоряжение земельными участками на застроенных и не разделенных на земельные участки территориях осуществляется с учетом прав собственников зданий, строений, сооружений (их частей, включая квартиры), расположенных на указанных территориях, которые на момент выполнения указанных действий не воспользовались принадлежащими им правами на выделение земельных участков и оформление прав на земельные участки, необходимые для использования этих зданий, строений, сооружений. Указанные права в обязательном порядке учитываются путем выполнения действий по планировке территории, осуществляемых в соответствии с градостроительным законодательством и в порядке, определенном настоящими Правилами.

Таким образом, распоряжение земельными участками расположенными на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» относится к полномочиям органа местного самоуправления - администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки городских округов (п. 3).

В силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

На основании ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

Рассматриваемый по настоящему делу земельный участок объектом зарегистрированных либо установленных судом и иными правовыми актами прав не является. Данный участок не сформирован, граничит с принадлежащим истцу участком с кадастровым №..., расположенным по адресу .... При этом, согласно сведений государственного кадастра недвижимости на кадастровом плане территории участок расположен в границах садоводческого товарищества «...».

Право коллективно-совместной собственности членов садоводческого товарищества на земельный участок в ЕГРП не зарегистрировано, принадлежащий СНТ «Бумажник» земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, границы территории СНТ в установленном законом порядке не определены.

Анализ приведенных выше правовых норм применительно к установленным судом обстоятельствам

дела позволяет сделать вывод о том, что администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» осуществляет свою деятельность исключительно от имени муниципального образования городского округа «Сыктывкар», наделенного полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а так же участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Сыктывкара.

На основании ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцом Старцевым Н.А. требования о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, проведению землеустроительных и кадастровых работ территории садоводческого товарищества «Бумажник» заявлены к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Между тем, полномочия по распоряжению данным земельным участком, равно как и проведение землеустроительных работ в отношении территорий садоводческих товариществ к компетенции администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» не относятся.

Таким образом, исковые требования Старцевым Н.А. предъявлены к ненадлежащему ответчику. На основании изложенного, требования истца о возложении на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земли садоводческого товарищества «Бумажник» (кадастровый квартал №...) не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Старцева Н.А. к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка и проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земли садоводческого товарищества «Бумажник» (кадастровый квартал №...) – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2016.

Судья Е.В.Баудер

2-261/2016 ~ М-2089/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старцев Н.А.
Ответчики
Администрация Эжвинского района
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара
Судья
Баудер Елена Вильгельмовна
23.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2015[И] Передача материалов судье
28.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2015[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2016[И] Предварительное судебное заседание
18.02.2016[И] Судебное заседание
19.02.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2016[И] Дело передано в архив
22.03.2016[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее