№ 91RS0008-01-2023-000546-45
№ 2-1534/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Джанкой 21 ноября 2023 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Пиун О.А.,
при секретаре Кучерявом А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукьянчук А.Г., Ениковой Е.А. к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Джанкой «Городская управляющая компания» о признании предписаний о демонтаже тамбурных дверей незаконными, третьи лица – Лукьянчук С.Н., Лукьянчук Н.Е., Аксеновская В.Р.,
установил:
06 марта 2023 года истцы обратились в суд с иском, в котором указывают, что они, как собственники квартир, расположенных в жилом <адрес>, ранее установили тамбурные двери за свои личное средства. Эти тамбурные двери стояли много лет, никому не мешая. Однако, соседка ФИО11 начала обращаться в прокуратуру, в горисполком, в МУП, пытаясь обязать собственников снять тамбурные двери (кв.<адрес>). Следом к её действиям присоединилась соседка ФИО12 (<адрес>). На данный момент действия ФИО13 и ФИО12 привели к тому, что уже весь дом вынуждают демонтировать тамбурные двери, при этом не имея намерений возместить стоимость дверей, материалов, установку, доставку. Предписание на демонтаж тамбурных дверей выписала управляющая компания не имея на это оснований и прав, так как наличие тамбурных дверей в многоквартирном доме решается только собранием собственников жилого дома. Общее собрание собственников <адрес> в г. Джанкое состоялось в декабре 2022 года и голосованием большинства к тамбурным дверям истцов нет никаких претензий, что даёт им право на сохранение тамбурных дверей. МУП в своих предписаниях преподносит информацию, не соответствующую действительности, указывая на то, что тамбурные двери нарушают правила противопожарной безопасности и правила техники безопасности, поскольку МЧС обследовав тамбурные двери установило, что никаких нарушений не обнаружено. Считают, что действия управляющей компании нарушают их права и законные интересы, а так же нормы установленные законом, так как управляющая компания не является собственником или нанимателем жилых помещений в доме и не имеет права идти в разрез с мнением собственников МКД и решать судьбу общедомового имущества. С учетом изложенного, просят признать предписания о демонтаже тамбурных дверей, расположенных в МКД №, по <адрес> в г. Джанкое незаконными, признать протокол собрания собственников жилого <адрес> в г. Джанкое законно дающим право оставаться тамбурным дверям на своих местах, пресекающим возможность демонтажа со стороны недобросовестных лиц и организаций, без возмещения истцам материального и морального вреда, а также обязать МУП придерживаться норм закона и исполнять свои обязанности добросовестно.
Протокольным определением суда от 18.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены сособственники квартир истцов Лукьянчук С.Н., Лукьянчук Н.Е., Аксеновская В.Р. (л.д. 38-39 том 1).
Истцы в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, ранее направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 196 том 2).
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Таким образом, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Лукьянчук А.Г., Лукьянчук С.Н., Лукьянчук Н.Е. являются долевыми собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 22-26 том 1).
Еникова Е.А. и Аксеновская В.Р, являются долевыми собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 27-31, 36, 37 том 1).
МУП МО ГО Джанкой «Городская управляющая компания» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, что не оспаривалось сторонами.
06.12.2022 на имя собственника (нанимателя) жилого помещения (квартиры), расположенной в МКД по адресу: <адрес> Ениковой Г.А. выписано и направлено предписание, в соответствии с которым МУП «Городская управляющая компания» информирует о необходимости приведения в соответствие лестничной площадки по адресу: <адрес>, именно необходимости демонтажа двери в тамбуре на лестничной площадке, так как установка данной двери в местах общего пользования ущемляет права и законные интересы собственников, а так же нарушают правила противопожарной безопасности и техники безопасности. Срок исполнения: 10 дней (л.д. 174-176 том 2).
15.02.2023 на имя собственника (нанимателя) жилого помещения (квартиры), расположенной в МКД по адресу: <адрес>, Лукьянчук А.Г. выписано и направлено предписание, в соответствии с которым МУП «Городская управляющая компания» информирует о необходимости демонтажа тамбурной двери, в связи с обращением гр. Андрияновой Л.И., проживающей в <адрес>, так как установленные двери в тамбур ущемляют права и законные интересы соседей, а так же нарушают правила противопожарной безопасности и техники безопасности. В соответствии с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований № от 26.01.2023 Инспекции по жилищному надзору РК МУП «Городская управляющая компания» обязана принять меры к демонтажу дверей, расположенных в местах общего пользования МКД <адрес>. Срок исполнения: 5 дней (л.д. 35 том 1).
Из акта, составленного 21.02.2023 и подписанного членами комиссии МУП «Городская управляющая компания» в составе главного инженера ФИО14, мастера участка ФИО15, рабочего по комплексному обслуживанию зданий ФИО16 усматривается, что комиссия прибыли вмногоквартирный жилой дом (МКД) по адресу <адрес>, длядемонтажа самовольно установленных дверей на лестничных площадках. В соответствии с «Актом инспекционного визита» «Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, демонтажу подлежат двери на лестничных площадках первого подъезда: первый этаж - квартиры №№, 2; второй этаж — квартиры №№, 8; третий этаж — квартиры №№, №; четвертый этаж — квартиры №№, 16; восьмой этаж — квартиры №№, №. А так же второго подъезда: первый этаж - квартиры №; второй этаж - квартиры №№, №; пятый этаж – квартиры №№, №. На момент прибытия комиссия МУП «Городская управляющая компания» в вышеуказанном составе все двери, которые предписывалось демонтировать, были на месте в установленном положении и закрыты на замки. Демонтаж самовольно установленных дверей на лестничных площадках вышеуказанных квартир, произведен не был. Поскольку, жители вышеуказанных квартир подали возражение на требование о демонтаже дверей на лестничных площадках, в порядке установленном «Положением о государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в <адрес>, утвержденное постановлением Совета министров РК от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 51 том 1).
Обращаясь в суд с данным иском истцы ссылаются на отсутствие у ответчика полномочий по составлению предписаний по демонтажу тамбурных дверей, а также на законность установки ими спорных тамбурных дверей при наличии протокола общего собрания собственников помещений МКД. Кроме того, при установке тамбурных дверей нарушения требований пожарной безопасности не допущено, что подтверждается ответами Отделения надзорной деятельности по г. Джанкою и Джанкойскому району (л.д. 12, 67-73 том 1).
Суд не может согласится с данной позицией истцов.
В соответствии с частью 4 статьи 17 ЖК РФ и пунктом 1 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Минстроя России от 14.05.2021 №, пользование жилыми помещениями в многоквартирном доме осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Согласно ст. 25 ЖК РФ перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в ст. 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Частью 3 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу частей 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Пункт 10 указанных Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Особенности осуществления данных правомочий собственников в отношении общего имущества в многоквартирном доме установлены главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу положений которой вопросы управления общим имуществом решаются на общем собрании собственников в рамках его компетенции, определенной ст. 44 ЖК РФ, в порядке, установленном ст. 46 того же Кодекса, при этом необходимость получения общего согласия всех собственников помещений дома предусмотрена законом в случаях уменьшения размера общего имущества (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ), с чем связана норма части 2 ст. 40 Кодекса, согласно которой, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом приведенных выше норм законодательства, суд исходит из того, что на управляющую организацию законом возложена обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем в случае выявления возведенных собственниками помещений многоквартирного дома на межквартирных лестничных площадках перегородок (дверей), управляющей организации, как лицу ответственному за содержание общего имущества, следует выяснять о законности возведения такой перегородки, в том числе наличия положительного решения общего собрания собственников помещений, а в отсутствие таких документов требовать демонтажа перегородки (двери) и восстановлении в исходное состояние общего имущества многоквартирного дома.
В материалы дела стороной истцов представлена копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (№ и дата протокола отсутствуют), из которого следует, что очно-заочным собранием собственников МКД, проведенным в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о сохранении притамбурных дверей в общедомовом имуществе собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г<адрес> (л.д. 8-10 том 1). Оригинал протокола судом не обозревался, документы, которые являются неотъемлемой частью протокола (список присутствующих собственников на собрании Приложение №, билютени голосования и т.д.) суду не предоставлены.
Вместе с тек, из копии указанного протокола следует, что согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на сохранение притамбурных дверей в общедомовом имуществе собственников помещений многоквартирного дома, получено не было (в общем собрании участие приняло 90 человек собственников и их представителей, что составило 66,3 % голосов) (л.д. 8-10 том 1).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истцов у суда не имеется.
Кроме того, в ходе судебного слушания установлено, что решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 28 сентября 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 29.09.2023, исковые требования Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Джанкой «Городская управляющая компания» к Ениковой Г.А,, Ениковой Е.А., Аксеновской В.Р., Гашковой В.Д. о демонтаже дверей в местах общего пользования удовлетворены (л.д. 210-215 том 2).
На Еникову Г.А., Еникову Е.А., Аксеновскую В.Р. возложена обязанность демонтировать двери в месте общего пользования на лестничной площадке перед входом в <адрес> этаже в 1 подъезде <адрес> в <адрес>.
На Гашкову В.Д. возложена обязанность демонтировать двери в месте общего пользования на лестничной площадке перед входом в <адрес> 5 этаже во 2 подъезде <адрес> в <адрес>.
С Ениковой Г.А., Ениковой Е.А., Аксеновской В.Р., Гашковой В.Д. в пользу МУП МО ГО Джанкой «Городская управляющая компания» солидарно взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу 23.10.2023.
Кроме того, из описательно-мотивировочной части указанного решения суда от 28.09.2023 усматривается, что определением Джанкойского районного суда Республики Крым от 28.09.2023 производство по гражданскому делу по исковому заявлению МУП МО ГО Джанкой «Городская управляющая компания» в том числе к Лукьянчук Н.Е., Лукьянчук А.Г., Лукьянчук С.Н. о демонтаже дверей в местах общего пользования прекращено в связи с отказом истца от исковых требований, в виду исполнения в добровольном порядке требований истца (л.д. 211 том 2).
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В виду чего суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, на дату принятия данного решения права истцов не нарушены, поскольку вступившим в законную силу решением суда подтверждено, что истец Лукьянчук А.Г. добровольно демонтировала тамбурные двери, а на Еникову Е.А. указанным решением, которое ею не обжаловалось, возложена обязанность демонтировать спорные тамбурные двери.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
исковое заявление Лукьянчук А.Г., Ениковой Е.А. к Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Джанкой «Городская управляющая компания» о признании предписаний о демонтаже тамбурных дверей незаконными – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Пиун
Решение принято в окончательной форме 27.11.2023 г.