Дело № 2-2334/2024
УИД: 50RS0031-01-2023-019730-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«07» февраля 2024 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кетовой Л.С.,
при секретаре Игнатовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО4, ФИО3 к Администрации Одинцовского г.о. АДРЕС о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение
УСТАНОВИЛ
Истцы обратились с исковым заявлением к Администрации Одинцовского г.о. о признании за ними права собственности в порядке приватизации на служебную квартиру № общей площадью 64,1 кв.м. расположенную по адресу: АДРЕС по 1/5 доли за каждым.
Свои требования мотивировали тем, что ФИО1 принят на должность заведующего дневным стационаром - врач челюстно-лицевой хирург в ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Районная больница№». В ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, представленных муниципальным учреждением здравоохранения «Районная больница №» с ним был заключен срочный договор найма спорного служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ был заключен новый срочный договор найма того же служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: АДРЕС сроком на период трудовых отношений.
Постановлением Одинцовского муниципального района АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения в доме, где расположена спорная квартира, приняты в муниципальную собственность.
Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены супруг ФИО2, дочь ФИО3, дочь ФИО4, сын- ФИО5, все они зарегистрированы и проживают по адресу: АДРЕС
Трудовой стаж ФИО1 в муниципальном учреждении здравоохранения составляет 15 лет.
В связи с чем, полагают что на основании Положения о специализированном жилищном фонде Одинцовского городского округа АДРЕС, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского городского округа АДРЕС имеют права приватизировать спорную квартиру.
Истцы в судебное заседание не явились, их представитель ФИО7 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, ранее возражала в удовлетворении исковых требований, считала что передача специализированного помещения в частную собственность это право ответчика, а не его обязанность.
Третье лицо представитель ГБУЗ МО «Одинцовская областная больница» в судебное заседание не явился, судом принимались меры к его надлежащему извещению.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, к извещению которых судом принимались надлежащие меры.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 принят на должность заведующего дневным стационаром - врач челюстно-лицевой хирург в ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «Районная больница№», работает по настоящее время, трудовой стаж в указанном учреждении составляет 15 лет, что подтверждается копией трудовой книжки
В ДД.ММ.ГГГГ на спорную квартиру с ним был заключен срочный договор найма спорного служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ на ту же служебную квартиру с ним был перезаключен срочный договор найма № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ с ним вновь был заключен договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ на спорную квартиру сроком на период трудовых отношений.
Согласно выписке из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с ним в спорное помещение были прописаны члены его семьи, являющиеся истцами.
Как следует из выписки ЕГРН, правообладателем спорной квартиры является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС.
Материалами дела подтверждается, что истцы в приватизации не участвовали, сведений о наличии у истцов в собственности иного жилья в выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты в период с ДД.ММ.ГГГГ не содержится. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в приватизации служебного помещения так как он не стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, а также отсутствуют правовые основания для передачи в собственность в порядке приватизации.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В данном случае собственник распорядился своим имуществом, предоставив его истцу по договору служебного найма.
Как следует из материалов дела на территории Одинцовского городского округа действует утвержденное решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.08.2019г. 38/8 Положение о специализированном жилищном фонде Одинцовского городского округа Московской области, в соответствии с которым предусмотрена возможность приватизации служебных жилых помещений и установлены критерии, при наличии которых возможна передача в собственность граждан служебных жилых помещений.
Пунктом 2.2.4. положения предусмотрено, что решение о приватизации служебного жилого помещения, находящегося в собственности Одинцовского городского округа Московской области, принимается в соответствии с действующим законодательством при соблюдении в совокупности следующих условий:
2.2.4.1. Наличие стажа работы нанимателя служебного жилого помещения не менее 10 лет на предприятии, в учреждении, в связи с трудовыми отношениями, с которыми предоставлено служебное жилое помещение.
2.2.4.2. При рассмотрении вопроса о приватизации служебного жилого помещения учитываются имеющиеся у нанимателя и членов его семьи жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие им на праве собственности.
2.2.4.3. При соблюдении нанимателем, членами его семьи условий договора найма служебного жилого помещения.
Подпунктом 2.2.4.1 предусмотрено, что одним из условий приватизации служебного жилого помещения, является наличие стажа работы нанимателя служебного помещения не менее 10 лет на предприятии, в учреждении, в связи с трудовыми отношениями, с которыми представлено служебное жилое помещение.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище, и в связи с этим устанавливающего объективные критерии бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде установлены Законом Российской Федерации N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Законодатель также не исключает приватизацию служебных жилых помещений, но с учетом особенностей, предусмотренных частью второй статьи 4 вышеназванного Закона Российской Федерации N 1541-1, а именно решения о приватизации служебных помещений принимаются собственниками жилищного фонда или уполномоченными ими органами по собственной инициативе, а также предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 марта 2012 года N 9-П, проверяя конституционность части второй статьи 4 Закона Российской Федерации N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указал, что издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством; решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, что диктует необходимость определения таких условий приватизации служебных жилых помещений, на основании которых должна осуществляться приватизация в каждом конкретном случае, например, установление стажа трудовой деятельности и определенных сроков проживания в муниципальном образовании с тем, чтобы по прошествии которых, граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных помещений.
Следовательно, волеизъявление собственника муниципального жилищного фонда осуществить приватизацию служебного жилого помещения не отменяет его обязанностей соблюдать принципы бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации, установленные федеральным законом, при этом критерии и условия приватизации служебного жилья, вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из особенностей правового режима служебных помещений - предназначения служебных жилых помещений, условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного.
Согласно Уставу Одинцовского городского округа Московской области принятым Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 №1/5 в исключительной компетенции Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области принятие порядка и условий приватизации муниципального имущества.
В указанном Положении о специализированном жилом фонде ничего упоминается о том, что служебное помещение может быть приватизировано при условии нахождения на учет нуждающихся в жилых помещения по договору социального найма.
Следовательно, Совет депутатов Одинцовского городского округа, как представительный орган местного самоуправления, в исключительной компетенции которого находятся право распоряжения муниципальным имуществом, определил критерии в рамках которых имеется возможность приватизации служебных жилых помещений.
Порядок приватизации служебных жилых помещений, а также перечень документов для приватизации определен Положением о специализированном жилищном фонде Одинцовского городского округа Московской об утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского городского округа от 28.08.2019 №38/8.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцами требований, поскольку все необходимые условия, предусмотренные вышеуказанным Положением, при которых у истцов возникает право на приватизацию спорного жилого помещения, в данных правоотношениях имеются, в то время как содержащиеся в п. 2.2.7 такого Положения, основания для отказа в приватизации служебной квартиру в отношении истцов отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО4, ФИО3 к Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, - удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, несовершеннолетними ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности по 1/5 доли за каждым в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру № общей площадью 64,1 кв.м. в АДРЕС.
Исключить двухкомнатную квартиру №, общей площадью 64,5, кв.м. в АДРЕС из числа служебных жилых помещений Администрации Одинцовского городского округа Московской области.
Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: Л.С. Кетова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ