РЕШЕНИЕ
8 августа 2022 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Повещенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материал № 12-698/2022 по жалобе Омарова Т.М.О. на постановление начальника отделения № 1 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» №191107 от 14.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Омарова Таги Мазахир Оглы,
УСТАНОВИЛ:
14.04.2021 начальником отделения № 1 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» Елистратовой А.Н. вынесено постановление о признании Омарова Т.М.О. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Омаров Т.М.О., не согласившись с постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой он и его защитник Алырзаев Р.Г.О. просят восстановить срок для подачи жалобы, отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Омаров Т.М.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.
Защитник Омарова Т.М.О. по доверенности от Алырзаев Р.Г.О. в судебном заседании поддержал жалобу, просил восстановить срок обжалования, отменить постановление от 14.04.2021 и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов ходатайства о восстановлении срока обжалования защитник указал, что постановление от 14.04.2021 не содержит сведений о порядке и сроках обжалования, что явилось препятствием для своевременной реализации права.
Жалоба на постановление мотивирована тем, что Омарову Т.М.О., являющемуся гражданином Азербайджана, не разъяснено право на переводчика, по причине его отсутствия сущность протокола и постановления осталась неясной для Омарова Т.М.О., его право пользоваться родным языком, право на защиту нарушено.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, копия постановления № 191107 от 14.04.2021 вручена Омарову Т.М.О. в день вынесения. Вместе с тем в материалах дела нет сведений о разъяснении лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, порядка и срока обжалования постановления от 14.04.2021, постановление от 14.04.2021 также не содержит подобных разъяснений.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что у Омарова Т.М.О. объективно имелись препятствия для осуществления права на судебную защиту, указанное лицо было реально лишено возможности его реализации, в том числе возможности своевременного обжалования постановления, находит правильным восстановить Омарову Т.М.О. срок подачи жалобы на постановление начальника отделения № 1 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» Елистратовой А.Н. от 14.04.2021.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и жалобы с учетом доводов защитника в судебном заседании позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно пункту 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1823 "Об установлении на 2021 допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории Российской Федерации" доля иностранных работников от общего числа работников по осуществляемому виду деятельности, не может превышать 50%.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что гражданин Азербайджана Омаров Т.М.О. нарушил требования пункта 1 Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 № 1823 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющим на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из содержания части 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении выступает одним из важнейших доказательств по делу об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Соблюдение приведенных выше требований закона не представляется возможным в случае, если лицо не может понять содержание процессуальных действий и требований должностных лиц и, следовательно, выполнить данные требования.
При этом в силу ч. 2 ст. 24.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Данное положение закона в полной мере распространяется на иностранных лиц.
Обеспечение участия в производстве по делу об административном правонарушении переводчика является важнейшей гарантией защиты прав участников такого производства, в связи с чем несоблюдение такого права является существенным процессуальным нарушением и влечет за собой отмену постановления и (или) решения, вынесенных по делу об административном правонарушении.
К материалам дела об административном правонарушении приобщены документы, свидетельствующие о том, что Омаров Т.М.О. является иностранным гражданином.
В ходе применения в отношении Омарова Т.М.О. мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и возбуждения настоящего дела должностным лицам ОВМ МУ МВД России «Иркутское» указанный факт был известен.
Вместе с тем Омарову Т.М.О. при отобрании объяснений, при составлении протокола, при вынесении постановления об административном правонарушении в нарушение требований ч. 2 ст. 24.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях переводчик предоставлен не был, сведения о разъяснении Омарову Т.М.О. права выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, права пользоваться услугами переводчика в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах названные документы допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении не являются, поскольку установленный Кодексом РФ об административных правонарушениях порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и возбуждения такого дела не соблюден.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии Омарова Т.М.О. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица ОВМ МУ МВД России «Иркутское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОмароваТ.М.О. подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» №191107 ░░ 14.04.2021 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 18.17 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░