Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6111/2022 ~ М-5806/2022 от 04.08.2022

                 

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года      <адрес>

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи                 Величко С.А.

при секретаре                 Шмуйло Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спичкиной А.А. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Спичкиной А.А. обратилась в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления администрации Петрозаводского городского округа истец была передана под опеку Спичкиной О.Н. (бабушка). Квартира, в которой проживает истец, в собственности опекуна не находится, иного жилого помещения Спичкина А.А. не имеет. Истец включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, при этом до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. На основании изложенного Спичкина А.А. просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Истец Спичкина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения на праве собственности или на ином праве не имеет, членом семьи нанимателя такого жилого помещения также не является. Пояснила, что в настоящее время трудоустроена, проживает в <адрес>, студенткой (учащейся) образовательного учреждения не является, местом в общежитии не обеспечивалась. Просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение на условиях, предусмотренных законом. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. В ранее представленном суду письменном отзыве ответчик исковые требования не признал; факт, включения истца в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу, под номером подтвердил. Также указал, что администрация Петрозаводского городского округа обеспечивает жилыми помещениями данную категорию граждан в рамках переданных государственных полномочий. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация осуществляет государственные полномочия в рамках переданных ей денежных средств. Ввиду недостаточного объема финансирования полагает, что на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения Спичкиной А.А.

Поскольку судом были предприняты предусмотренные ГПК РФ меры уведомления о рассмотрении дела и возможности его разбирательства в присутствии ответчика, а последним не было принято должных мер к реализации процессуальных прав, предусмотренных статьей 35 ГПК РФ, суд, принимая во внимание положения ст.ст. 167, 233-235 ГПК РФ, учитывая выраженное истцом согласие на рассмотрение дела по правилам заочного производства, приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам, с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие, и считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей также не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также - Закон).

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Закона Республики Карелия -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

В силу п.п. 3, 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ -П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 указанного Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее - орган местного самоуправления) на основании списка.

Статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает два основных требования, которые должны быть соблюдены в целях обеспечения надлежащей передачи государственных полномочий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, установленными данным Законом, за исключением части 6 статьи 3; по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 указанного Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

По смыслу указанных выше правовых норм жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.

В судебном заседании установлено, что Спичкина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Заочным решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, родители истца Спичкин А.Ю. и Спичкина Ю.С. лишены родительских прав в отношении Спичкиной А.А.

Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлена опека в отношении Спичкиной А.А., опекуном назначена Спичкиной О.Н.

Истец достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями о регистрации по месту жительства, представленными ОАСР ОРГРФ УВМ МВД по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное жилое помещение находится в собственности Бобко Ю.П. (сожитель бабушки истца).

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах истца на объекты недвижимого имущества.

Из пояснений истца, данных ею в судебном заседании, следует, что в настоящее время она проживает совместно со Спичкиной О.Н. в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Собственником указанного жилого помещения истец не является, в браке не состоит.

Согласно пояснений Спичкиной А.А., в 2022 году она окончила общеобразовательную школу, студенткой (учащейся) образовательного учреждения не является, местом в общежитии не обеспечивалась. Доказательств обратного в контексте положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Петрозаводском городском округе, . Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Поскольку Спичкина А.А. не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Регистрация истца по месту жительства в квартире, принадлежащей Бобко Ю.П. (по адресу: <адрес>, пер.Попова, <адрес>), а равно фактическое ее проживание в жилом помещении по адресу: <адрес>, наб.Варкауса, <адрес> также не свидетельствуют об обеспеченности Спичкиной А.А. жилым помещением, поскольку сохранение за истцом возможности проживать в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности иным лицам, зависит от усмотрения последних, так как они вправе в любой момент распорядится своим имуществом.

Между тем, при определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, правового значения не имеет (п. 1 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)).

В соответствии с положениями ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как установлено в судебном заседании, Спичкина А.А. зарегистрирована и постоянно проживает на территории Петрозаводского городского округа, с июня 2022 года трудоустроена, место работы расположено в <адрес>.

Принимая во внимание, что упомянутые выше нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, истец имеет право на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.

С учетом изложенного, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении ее жилым помещением, суд считает необходимым возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить Спичкиной А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека. Исполнение указанной обязанности вопреки доводам ответчика не может ставиться в зависимость от объемов финансирования указанной статьи расходов муниципального бюджета.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194–199, 233, 235, 237 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Спичкиной А.А. удовлетворить.

Возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить Спичкиной А.А. (паспорт гражданина РФ: ) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека.

Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Спичкиной А.А. (паспорт гражданина РФ: ) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                     С.А. Величко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-6111/2022 ~ М-5806/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Спичкина Арина Антоновна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Правительство Республики Карелия
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Величко Сергей Александрович
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
04.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
03.11.2022Дело оформлено
17.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее