Дело №2а-3220/2024
УИД 73RS0001-01-2024-003417-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2024 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Жилкиной А.А.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
с участием: административного истца и его представителя, представителя административного ответчика УМВД России по Ульяновской области, МВД России, ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска, временно исполняющего обязанности начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Корниенко И.В.
в отсутствие: административного ответчика УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркина А.С., УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Башмакова А.С., заместителя начальника (по охране общественного порядка) ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Краснова Э.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кожевниковой ФИО22 к УМВД России по Ульяновской области, МВД России, ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска, временно исполняющему обязанности начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Корниенко И.В., УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркину А.С., УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Башмакову А.С., заместителю начальника (по охране общественного порядка) ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Краснову Э.Г. о признании незаконными действий (бездействия), решений, возложении обязанности устранить нарушения, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Кожевникова Н.А. обратилась в суд с измененным в ходе рассмотрения дела иском к поименованным ответчикам, окончательно просила:
признать незаконным бездействие со стороны ОМВД России по Ленинскому, району г Ульяновска и УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркина А.С., которому ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска было поручено рассмотрение ее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ, где в том числе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон № 59-ФЗ) ей сообщалось о наличии признаков административного правонарушения со стороны гражданки ФИО26 и ее <данные изъяты> ФИО27 и, где она просила возбудить в их отношении дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 <данные изъяты> КоАП РФ, так как соответствующие решения, предусмотренные Законом № 59-ФЗ и КоАП РФ в ее адрес от УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркиным А.С. и ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска не направлялись.
признать незаконными действия УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркина А.С. в связи с несвоевременной передачей на регистрацию постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. и уведомления заместителя начальника (по охране общественного порядка) ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Краснова Э.Г. от ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска.
признать незаконным действие ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска в связи с направлением постановления УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркина А.С, от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления заместителя начальника (по охране общественного порядка) ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Краснова Э.Г. от ДД.ММ.ГГГГ г. в ее адрес ДД.ММ.ГГГГ г. и признать незаконным бездействие ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска, в связи с не надлежащим контролем за исполнением служебных обязанностей со стороны УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркина А.С.
признать незаконным бездействие со стороны ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска, УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркина А.С., УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Башмакова А.С., в связи с не предоставлением в ее адрес ответа на поступившее от нее, административного истца (Кожевниковой Н. А.) заявления от ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ) и в связи с не принятием мер в соответствии с их полномочиями, а также в связи с не предоставлением в ее адрес решения о возможности ознакомления ее с материалами проверки или предоставлении в ее адрес мотивированного отказа в предоставлении такой возможности.
признать незаконными решение, действия (бездействие) со стороны УМВД России по Ульяновской области и его руководства в связи с непринятием мер по указанным доводам в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непринятием решения по поступившей в УМВД России по Ульяновской области от нее, Кожевниковой НА. жалобы в установленные сроки российским законодательством и Приказами МВД России №№ 707. 736 и в связи с не установлением надлежащего контроля за действиями (бездействием) должностных лиц УМВД России по Ульяновской области;
признать незаконным решение и действия врио начальника ООД УУП и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ульяновской области Корниенко И.В., предоставившего несвоевременный ответ в мой адрес на поступившую от Кожевниковой Н.А. жалобу от ДД.ММ.ГГГГ, а именно лишь от ДД.ММ.ГГГГ №, который не является ответом по существу поставленных Кожевниковой Н.А. вопросов и предложений, указанных в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, где врио начальника ООД УУП и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ульяновской области Корниенко И.В. в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №, сделал вывод о том, что «Аналогичное заявление, в котором дополнительно Кожевникова Н.А. указывала на бездействие участкового уполномоченного полиции Сандркина А.С., ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрировано в КУСП ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска за № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с аналогичностью, материалы объединены в одно производство».
признать незаконным бездействие со стороны врио начальника ООД УУП и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ульяновской области Корниенко И.В., в связи с не направлением в адрес ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска информации о нарушенных правах Кожевниковой Н.А., в том числе в виде непринятия должностными лицами ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска решений в соответствии с Законом № 59-ФЗ по моим поступившим жалобам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в виде не вынесения процессуальных документов в соответствии с Законом № 59-ФЗ и КоАП РФ и в виде не предоставления ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска в ее адрес решения о возможности ознакомления с материалами проверки по заявлению, поступившему от нее в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ и в связи с не предоставлением в ее адрес мотивированного отказа в предоставлении такой возможности.
обязать ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска, УМВД по Ульяновской области и их должностных лиц, повторно рассмотреть доводы, указанные в обращениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, и направить в адрес Кожевниковой Н.А. решения, согласно требованиям, установленным КоАП РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
обязать ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска предоставить возможность ознакомления с материалами проверок составленных по результату рассмотрения в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска заявления от ДД.ММ.ГГГГ (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), так как ранее ее запрос о возможности ознакомления, указанный в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ и в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ был оставлен ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска и УМВД России по Ульяновской области, без рассмотрения.
восстановить права Кожевниковой Н.А. на обоснованное и законное рассмотрение ранее поступивших в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска жалоб от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и поступившей от нее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Ульяновской области, по всем указанным доводам в таких жалобах.
взыскать с ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска и УМВД России по Ульяновской области судебные расходы в виде оплаты госпошлины за обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, в размере 300 рублей соразмерно.
взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей с ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска и с УМВД России по Ульяновской области.
В обоснование указанных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Кожевникова Н.А. обратилась в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска с заявлением о совершении в отношении нее противоправных действий со стороны ФИО28 и ФИО29 просила привлечь их к уголовной ответственности по ст№ УК РФ, а также рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. № КоАП РФ, кроме того просила провести опрос свидетелей, истребовать видеозапись.
ДД.ММ.ГГГГ Кожевникова Н.А. вновь обращается в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска с дополнением к жалобе от ДД.ММ.ГГГГ, где просит пояснить, почему не была истребована видеозапись и не опрошены свидетели, провести проверку в отношении бездействия участкового Сандркина А.С., и привлечь его к дисциплинарной ответственности. Также изложена просьба об ознакомлении с материалами проверки по ее обращению от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответов на обращения Кожевникова Н.А. не получила, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратилась с жалобой в УМВД России по Ульяновской области, где просила отменить и признать незаконным постановление участкового Сандркина А.С. об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, направив материалы на новое рассмотрение, представить информацию о ходе рассмотрения ее обращений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указать причину по которым ей не был дан ответ, ознакомить с материалами проверки по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, провести проверку своевременности направления ей процессуальных документов, и выяснить причины не направления ей решения о привлечении ФИО30 к административной ответственности, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска.
ДД.ММ.ГГГГ. из УМВД России по Ульяновской области поступил ответ на ее обращение с нарушением установленных сроков, ответ дан неуполномоченным лицом и не по существу поставленных в обращении вопросов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Кожевникова Н.А, и ее представитель поддержали заявленные требования с учетом изменений, настаивали на их удовлетворении. Также представитель Рустамов Ф.Ф. пояснил, что в суде Кожевникова Н.А. не намерена знакомится с материалами проверки, т.к. считает, что предоставленного судом времени явно не достаточно, будет нарушено ее право на ознакомление без ограничения по времени.
Представитель УМВД России по Ульяновской области и МВД России в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая их не обоснованными. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, дополнительном письменном отзыве на иск, отдельно указал, что действительно имело место несвоевременной принятие решения по обращению Кожевниковой Н.А. относительно рассмотрения вопроса о наличии в действия ФИО31., ФИО32 состава правонарушения предусмотренного ч. № КоАП РФ, однако по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела указанное нарушение устранено. В соответствии с нормами КоАП РФ вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. № КоАП РФ отнесен к подведомственности органов прокуратуры, в связи с чем должностными лицами ОМВД России по <адрес> из материалов проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ заявление о привлечении ФИО33 к административной ответственности по ч. № РФ выделено в отдельный материал и направлено по подведомственности в прокуратуру. Также обратил внимание суда на то обстоятельство, что состав преступления, предусмотренного ст№ УК РФ и состав правонарушения, предусмотренного ст.№ КоАП РФ являются взаимоисключающими друг друга, в связи с чем до окончания проведения проверки по ст№ УК РФ и вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного в связи с отсутствием состава, решить вопрос о наличии в действиях ФИО34 и ФИО35 состава правонарушения, предусмотренного ст. № не представлялось возможным. В настоящий момент, после поступления заключения судебно-медицинской экспертизы в отношении Кожевниковой Н.А., вынесен окончательный процессуальный документ, свидетельствующий об отсутствии действиях ФИО36 состава преступления, предусмотренного ст. № УК РФ, также участковым уполномоченным по результатам рассмотрения вопроса о наличии в действиях ФИО37 состава правонарушения, предусмотренного № КоАП РФ принято решение об отказе в возбуждении дела. По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела, все процессуальные действия в рамках обращений Кожевниковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ совершены, ее права полностью восстановлены, все итоговые процессуальные документы направлены в ее адрес. Кроме того, до настоящего судебного заседания участковый уполномоченный путем телефонного звонка приглашал Кожевникову Н.А. на ознакомление с материалом проверки по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, однако она не явилась.
Представитель ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска в судебном заседании поддержал пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, т.к. права Кожевниковой Н.А. были восстановлены до рассмотрения ее требований по существу.
Административный ответчик Корниенко И.В. в судебном заседании поддержал пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области, дополнительно указав, что подготовленным им ответ на обращение Кожевниковой Н.А. с учетом продления срока его рассмотрения является законным и обоснованным, все указанные в заявлении доводы были им рассмотрены, по всем поставленным вопросам Кожевникова Н.А. была проинформирована.
Административные соответчики УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркин А.С., УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Башмаков А.С., заместитель начальника (по охране общественного порядка) ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Краснов Э.Г. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по существу.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено п. 3 ст. 5 названного Закона.
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 указанного Закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1, ч. 3 указанной статьи).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ДД.ММ.ГГГГ Кожевникова Н.А. обратилась в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска с заявлением о совершении в отношении нее противоправных действий со стороны ФИО38 просила привлечь их к уголовной ответственности по ст. № УК РФ, а также рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. № КоАП РФ № КоАП РФ, кроме того просила провести опрос свидетелей, истребовать видеозапись.
Указанное заявление зарегистрировано в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Кожевникова Н.А. вновь обращается в ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска с дополнением к жалобе от ДД.ММ.ГГГГ, где просит пояснить, почему не была истребована видеозапись и не опрошены свидетели, провести проверку в отношении бездействия участкового Сандркина А.С., и привлечь его к дисциплинарной ответственности. Также изложена просьба об ознакомлении с материалами проверки по ее обращению от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркин А.С. ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, направленное в адрес Кожевниковой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ исх. № за подписью заместителя начальника Краснова Э.Г.
Указанное постановление получено Кожевниковой Н.А., что следует и з пояснений Кожевниковой Н.А. и содержания ее жалобы от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Кожевникова Н.А. обратилась с жалобой в УМВД России по Ульяновской области, где просила отменить и признать незаконным постановление участкового Сандркина А.С. об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, направив материалы на новое рассмотрение, представить информацию о ходе рассмотрения ее обращений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указать причину, по которым ей не был дан ответ, ознакомить с материалами проверки по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, провести проверку своевременности направления ей процессуальных документов, и выяснить причины не направления ей решения о привлечении ФИО39 к административной ответственности, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска.
ДД.ММ.ГГГГ. из УМВД России по Ульяновской области поступил ответ на ее обращение.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
Прием, регистрация и разрешение, в том числе письменного заявления, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, осуществляется по правилам Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29 августа 2014 года N 736 (далее - Инструкция) (пункт 1 и подпункт 2.1.2 Инструкции).
Так, согласно требованиям данной Инструкции, заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП (пункт 58). Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП.
По результатам рассмотрения таких заявлений принимаются в том числе решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 59 и подпункты 59.1, 59.2 Инструкции).
На такое правоприменение также ориентируют положения статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях установления в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" приказом МВД России от 12.09.2013 N 707 утверждена Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция №707)
В соответствии с п. 3 Инструкции №707 рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.08.2014 N 736.
Согласно данной Инструкции в территориальных органах МВД России осуществляются:
2.1. Прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:
2.1.1. О преступлении - письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.
2.1.3. О происшествии - письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (пункт 2).
Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России (пункт 8).
Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях подлежат регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) в соответствии с пунктами 23 - 38 Инструкции.
Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя либо его заместителя (пункт 40).
Заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем (начальником) территориального органа МВД России или лицом, его замещающим, с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (пункт 62).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем территориального органа МВД России или лицом, его замещающим, принимается, в частности, решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП (пункт 63.3).
О результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным должностным лицом, указанным в пункте 62 настоящей Инструкции, составляется рапорт на имя этого должностного лица, которым в течение суток принимается решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП (пункт 65).
Информация о решениях (действиях), указанных в пунктах 48 - 50, 59, 63 настоящей Инструкции, в течение 24 часов с момента их принятия (совершения) направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа (пункт 70).
Как следует из представленных документов ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обращение административного истца о причинении ей телесных повреждений ФИО40
Проверку по факт поступившего заявления осуществлял УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркин А.С.
ДД.ММ.ГГГГ у Кожевниковой Н.А. по факту полученных телесных повреждений было отобрано объяснение.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения обращения продлен до 10 сут.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление отменено заместителем прокурора ФИО14, материал направлен на до следственную проверку, с целью устранения недостатков в течение 30 сут.
ДД.ММ.ГГГГ на основании рапорта УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска Сандркина А.С. обращение Кожевниковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ с видеозаписью приобщено к материалам проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ были отобраны объяснения Кагориной О.А.
Приобщена видеозапись с камер видеонаблюдения Правительства Ульяновской области.
В последующем были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отмененные органами прокуратуры.
ДД.ММ.ГГГГ назначена судебно-медицинская экспертиза.
Опрошены ФИО42., ФИО43., ФИО44
ДД.ММ.ГГГГ подготовлено заключение судебно-медицинской экспертизы.
В КУСП ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован рапорт участкового уполномоченного полиции по факту совершении в отношении Кожевниковой Н.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей № КоАП РФ. По данному факту проведена проверка в порядке, установленном КоАП РФ, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении №.
О принятом решении административному истцу направлено уведомление заказной почтой (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В КУСП ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован рапорт участкового уполномоченного полиции по факту совершении в отношении Кожевниковой Н.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена № КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ данный материал проверки направлен по подведомственности прокурору Ленинского района г. Ульяновска, о принятом решении уведомлена Кожевникова Н.А. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
По обращению Кожевниковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ последней также дан ответ.
Из анализа приведенных нормативных актов в их совокупности с установленными обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о том, что уполномоченными должными лицами ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска и УМВД России по Ульяновской области на дату рассмотрения заявленных требований приняты все меры по рассмотрению обращений Кожевниковой Н.А.
По факту не правомерных действий ФИО47. и ФИО48.Д. вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. № КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, что стало возможным только после поступления заключения судебно-медицинской экспертизы в отношении Кожевниковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ г. также получен Кожевниковой Н.А., что не отрицалось ей в ходе рассмотрения настоящего дела.
Относительно возможности ознакомления с материалом КУСП от ДД.ММ.ГГГГ следует отметить, что со слов представителя ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска предпринимались меры по ознакомлению Кожевниковой Н.А. с материалом КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, однако последняя уклонилась от ознакомления. Данное обстоятельство отрицалось Кожевниковой Н.А. в судебном заседании.
Материал КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ истребован в распоряжение суда.
С целью восстановления права административного истца на ознакомление в ходе судебного заседания Кожевниковой Н.А. предложено ознакомится с указанным материалом, однако последняя подтверждая свою заинтересованность в ознакомлении, ознакомится с материалом отказалась. Представителем Кожевниковой Н.А. данный отказ мотивирован недостаточностью времени, т.к. для ознакомления необходимо продолжительное время более 3 часов.
Указанное поведение суд расценивает как недобросовестное, отказ от ознакомления по формальным основаниям (необходимо время более 3 часов для материала менее 50 листов) зафиксирован в судебном заседании, в связи с чем суд находит обоснованными доводы представителя административного ответчика об уклонении последней от ознакомления и до судебного разбирательства.
По своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, и имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст.ст.3,4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.46 Конституции Российской Федерации); в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав в порядке административного судопроизводства, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
На момент рассмотрения настоящего дела административным ответчиком приняты решения по заявлению о привлечении к административной и уголовной ответственности в соответствующей действующему законодательству форме, которые могут являться предметом самостоятельного оспаривания, при этом право административного истца на доступ к правосудию в рамках УПК РФ и КоАП РФ не нарушено.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Несогласие заявителя с ответом на обращение от ДД.ММ.ГГГГ само по себе не является безусловным основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае несогласия с ними.
Обжалуемый административным истцом ответ должностного лица УМВД России по Ульяновской области сам по себе не порождает в отношении Кожевниковой Н.А. каких-либо прав и обязанностей, следовательно, нарушить их также не может.
Сопоставив обращения Кожевниковой Н.А. и ответ за подписью Корниенко И.В., суд приходит к выводу, что заявление административного истца рассмотрено по существу указанных в них доводов. Оспариваемый ответ мотивирован, содержит оценку всем доводам жалобы и направлен в адрес административного истца.
Несвоевременное направление ответов само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Доказательств того, что в результате оспариваемыми действиями (бездействием), решениями нарушены или оспорены права истца свободы и законные интересы, которые на дату судебного разбирательства требуют восстановления, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, административным истцом не представлено.
Повторно следует отметить, что административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, а на восстановление нарушенных прав административных истцов (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации).
В условиях же, когда отсутствует способ восстановления прав в порядке административного судопроизводства, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, также отсутствуют.
При таком положении, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Учитывая вышеизложенное, оснований для взыскания компенсации морального вреда, при изложенных административным истцом обстоятельствах, и взыскании судебных расходов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░25 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.07.2024 ░.