Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-646/2023 ~ М-569/2023 от 13.07.2023

УИД: 10RS0005-01-2023-000778-78                                                    Дело № 2-646/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2023 года                                                                                 гор. Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                        Корольковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания                Лябегиной Л.А.,

с участием прокурора                                      Шарапенко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Калевальского района в интересах несовершеннолетнего Новикова Дмитрия Викторовича к Администрации Калевальского муниципального района Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

и.о. прокурора Калевальского района обратился в суд с указанным иском в защиту прав несовершеннолетнего Новикова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором просит взыскать с ответчика в пользу Новиковой Т.К., как законного представителя несовершеннолетнего Новикова Д.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ около 12 час. 30 мин. около здания <адрес> в <адрес> к несовершеннолетнему Новикову Д.В. подбежала бездомная собака и укусила за правое предплечье, причинив физическую боль и телесное повреждение в виде укушенной раны правого предплечья. В результате данного происшествия Новикову Д.В. были причинены нравственные и физические страдания.

Определением суда от 01.08.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Раптор Н».

Прокурор Шарапенко Д.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что Новиков Д.В. перенес физические и нравственные страдания, связанные с болевыми ощущениями, пережитым испугом, просила учесть его малолетний возраст. Полагала Администрацию Калевальского района надлежащим ответчиком, не лишенным правом обращения с регрессными требованиями к ООО «Раптор Н».

Истец - несовершеннолетний Новикова Д.В. и его законный представитель Новикова Т.К., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Представитель администрации Калевальского муниципального района Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил возражение на исковое заявление, согласно которому полагал, что администрация муниципального района выполняет требования законодательства об организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца, организовала деятельность по осуществлению государственных полномочий путем проведения на территории Калевальского муниципального района мероприятий по отлову животных без владельцев, заключен соответствующий муниципальный контракт на отлов безнадзорных животных и их содержание. Указал, что доказательств того, что телесные повреждения нанесены животными, не имеющими владельца, истцом не представлено, требования о компенсации морального вреда завышены.

Третье лицо ООО «Раптор Н» извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

Из разъяснений, данных в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" следует, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В судебном заседании установлено, что 15.06.2020 около 12 час. 30 мин. около здания Администрации Калевальского района по ул. Советская в п. Калевала на несовершеннолетнего Новикова Д.В. напала собака, которая укусила его за правое предплечье, причинив тем самым ему телесное повреждение в виде укушенной раны правого предплечья. Собака была без сопровождения людей, без ошейника и поводка.

В связи с полученной травмой несовершеннолетний Новиков Д.В. с законным представителем Новиковой Т.К. в этот же день обратились в ГБУЗ «Калевальская ЦРБ», где Новикову Д.В. оказана помощь в виде обработки поверхности раны, даны медицинские рекомендации.

По факту нападения собаки был зарегистрирован КУСП № 873 от 15.06.2020, признаков преступления или административного правонарушения установлено не было.

Несовершеннолетний Новиков Д.В. при даче объяснений указал, что полученные телесные повреждения причиняют ему болезненные ощущения. Суд полагает установленным факт причинения Новикову Д.В. физических и нравственных страданий при указанных им обстоятельствах (боль от укуса, необходимость лечения, пережитый испуг).

Также суд считает доказанным тот факт, что собака, укусившая истца, была безнадзорной, хозяев не имела. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 54, действовавших на дату причинения истцу вреда (утратили силу с 01.09.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4), указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Карелия принят Закон Республики Карелия от 19.12.2019 № 2424-ЗРК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными", согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия) в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.

Калевальскому муниципальному району на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных ежегодно выделяются соответствующие субвенции.

В случае недостаточности денежных средств на осуществления данных полномочий, администрация не лишена возможности в соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий, а также вправе решать указанный вопрос в судебном порядке.

Поскольку организация отлова безнадзорных животных является обязанностью администрации Калевальского муниципального района, факт нападения безнадзорной собаки на несовершеннолетнего Новикова Д.В. и причинение ему телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых администрацией мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в чем суд усматривает бездействие.

Муниципальный контракт № 3аэф-20 на оказание услуг по отлову животных без владельцев в Калевальском районе, их содержанию в специальных приемниках (приютах) и проведению необходимых мероприятий заключен администрацией Калевальского муниципального района с ООО «Раптор Н» на сумму 1012000 руб.

Доказательств того, что после заключения и исполнения муниципального контракта от 30.03.2020 и на дату происшествия (15.06.2020) администрацией предпринимались действенные меры по организации отлова безнадзорных животных в материалы дела не представлено.

Кроме того, учитывая описание истцом собаки (черно-серого окраса, «дворовой» породы, ростом около 50 см. в холке, без намордника и ошейника), суд приходит к выводу, что укусившая истца собака не была ранее отловлена, осмотрена ветеринарным специалистом на предмет ее агрессивности, вакцинирована, чипирована.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что принятых мер по организации отлова безнадзорных собак со стороны администрации Калевальского муниципального района недостаточно, они неэффективны, а поэтому наличие заключенного договора не свидетельствует о выполнении со стороны администрации Калевальского муниципального района возложенной на нее законом обязанности по обеспечению безопасности населения города от нападения бездомных собак.

При таких обстоятельствах ссылка ответчика на ненадлежащее исполнение подрядчиком договора и муниципального контракта является несостоятельной, опровергается материалами дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ненадлежащее исполнение муниципальным органом своих обязанностей по организации и проведению мероприятий по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обусловило нападение на несовершеннолетнего Новикова Д.В. бродячей собаки и причинение ему телесных повреждений.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по возмещению вреда должна быть возложена на Муниципальное образование «Калевальский Национальный район» Администрации Калевальского муниципального района.

При определении размера возмещения морального вреда суд учитывает установленные по делу фактические обстоятельства, степень вины ответчика, пытавшегося исключить негативные последствия и предотвратить причинение вреда здоровью граждан, а также принимая во внимание индивидуальные особенности личности Новикова Д.В., его малолетний возраст, характер и степень физических и нравственных страданий истца, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, данную сумму суд полагает отвечающей требованиям разумности и справедливости и взыскивает ее с ответчика в пользу несовершеннолетнего в лице его законного представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образования «Калевальский Национальный район» Администрации Калевальского муниципального района, ИНН 1017001325, в пользу Новиковой Татьяны Константиновны (паспорт <данные изъяты> <данные изъяты> действующей от имени несовершеннолетнего Новикова Дмитрия Викторовича, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Судья     подпись                                                           Е.Н. Королькова

Копия верна.

Судья                                                                                                          Е.Н. Королькова

Мотивированное решение суда составлено 21 августа 2023 года.

2-646/2023 ~ М-569/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Новикова Татьяна Константиновна
прокурор Калевальского района
Прокурор города Костомукши
Ответчики
Администрация Калевальского района РК
Другие
ООО "Раптор Н"
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Королькова Елена Николаевна
Дело на странице суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Дело оформлено
22.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее