КОПИЯ
УИД 66RS0009-01-2023-002401-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.03.2024 город Нижний Тагил Свердловской области
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Верещагиной Э.А.,
при секретаре судебного заседания Бородиной Т.А.,
с участием истца Шереметьева А.В.,
представителя ответчиков ГСК «Горный-3», Тренихина А.П. – Кононовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-155/2024 по иску Шереметьева А. В. к гаражно-строительному кооперативу «Горный-3» в лице председателя Обера Д. И., Тренихину А. П., Ищенко Н. Н.чу, Блохотину С. В., Девяткину А. В. о признании недействительным решения общего собрания,
установил:
Шереметьев А.В. обратился с иском к гаражно-строительному кооперативу «Горный-3» (далее - ГСК «Горный-3»), Тренихину А.П., Ищенко Н.Н., Блохотину С.В., Девяткину А.В., в котором просил признать решение общего собрания членов ГСК «Горный-3» в части исключения Шереметьева А.В. из членов кооператива, принятое ДД.ММ.ГГГГ в форме заочного голосования, незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года является членом ГСК «Горный-3», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся председателем ГСК «Горный-3», в его владении и пользовании находятся гаражные боксы № и №. Из протокола общего собрания членов ГСК «Горный-3» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с № по ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание в форме заочного голосования, истец исключен из членов кооператива. С указанным решением истец не согласен. Указывает, что исключение из членов ГСК возможно только на основании п. 7.8 Устава кооператива, вместе с тем, долгов по внесению вступительных и паевых взносов не имеет, и ему наличие задолженности не вменяется. Также указывает, что не причинил своими действиями, бездействием имущественный вред кооперативу или его члену (членам), в том числе неуплатой в срок и размерах, определенных собранием кооператива периодических платежей и возникших в связи с этим пеней и других штрафных санкций. Извещение о проведении общего собрания и повестки собрания на доске объявлений ГСК не размещалось, форма проведения собрания, сведения об инициаторах проведения общего собрания не были доведены до сведения членов кооператива, что лишило членов кооператива возможности участвовать в собрании, обсудить вопросы повестки дня и проголосовать за выбранные решения. Уставом не предусмотрена такая форма проведения собрания, как заочное голосование членов ГСК. Оспариваемым решением затрагиваются права и законные интересы истца.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в период после принятия общим собранием решения о прекращении его полномочий, как председателя, он не платил членские взносы, поскольку председатель освобожден от уплаты членских взносов, полагал, что его полномочия были прекращены не с даты принятия общим собранием решения, а с даты подачи соответствующих документов в налоговой орган. Также указал, что он отключал гаражные боксы Обера Д.И., Тренихина А.П. от электроэнергии, но при наличии оснований, в связи с чем такие действия порчей имущества не считает.
Председатель ГСК «Горный-3» Обер Д.И. и Тренихин А.П. в судебное заседание не явились, направили представителя Кононову Ю.С., которая возражала против удовлетворения требований, указала на наличие оснований для исключения истца из членов кооператива. Указала, что исключение истца из членов кооператива связано с причинением членам кооператива имущественного вреда. Так, зимой ДД.ММ.ГГГГ года Шереметьев А.В., являясь председателем кооператива, отключил гаражный бокс Блохотина С.В. № от электроэнергии, в результате чего причинил ему имущественный вред в том числе в связи с тем, что вышла из строя система отопления, повреждены личные вещи Блохотина С.В. Указанные события подтвердил свидетель ФИО8 В результате строительных работ, проводимых истцом, причинен ущерб Ищенко Н.Н. в виде повреждения крыши его гаражного бокса №. В ДД.ММ.ГГГГ году истец повредил краску на воротах гаражного бокса Ищенко Н.Н., что подтверждается отказным материалом, зарегистрированым в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец отключил гаражный бокс № ФИО9 от электроэнергии, что подтверждается делом об административном правонарушении по факту самоуправства №. Также истец не платил членские взносы в период после прекращения его полномочий, как председателя ГСК. В период исполнения обязанностей председателя ГСК истец не проводил общие собрания, что подтверждается решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, самовольно отключал гаражные боксы от электроэнергии, взимал плату за повторное подключение гаражных боксов к электроэнергии.
Неявившиеся лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Шереметьев А.В. являлся членом ГСК «Горный-3».
Ранее на основании решения общего собрания членов ГСК «Горный-3» от ДД.ММ.ГГГГ Шереметьев А.В. был избран председателем ГСК «Горный-3» на три года. Решением общего собрания членов ГСК от ДД.ММ.ГГГГ полномочия председателя члена ГСК Шереметьева А.В. прекращены.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание членов ГСК «Горный-3» в форме заочного голосования. Инициаторами проведения общего собрания выступили председатель Обер Д.И., Тренихин А.П., Ищенко Н.Н., Блохотин С.В., Девяткин А.В.
На дату принятия решения количество членов ГСК «Горный-3» составляет 91 человек. В голосовании приняли участие 52 человека, что составляет 57 % голосов всех членов ГСК «Горный-3», в связи с чем собрание признано правомочным.
В повестку собрания вошел в том числе вопрос №: исключение членов кооператива, исключить Шереметьева А.В., владельца 23 гаражного бокса по причине неисполнения обязанностей председателя ГСК «Горный-3», уклонения от предоставления сведений о хозяйственном и финансовом состоянии кооператива в частности; кроме того, по нескольким жалобам от членов кооператива о неправомерных действиях Шереметьева А.В., а именно отказ от проведения общего собрания по требованию членов ГСК, порча имущества членов ГСК, самоуправство и хулиганство на территории и в организации ГСК.
По вопросу № повестки дня собрания принято решение: количество голосов «за» составляет большинство от количества проголосовавших членов ГСК, решение принято.
Результаты голосования доведены до членов ГСК «Горный-3» путем размещения сообщения о результатах проведенного собрания на информационных стендах ГСК.
К рассматриваемым правоотношениям подлежат применению общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах, содержащиеся в главе 4, в частности, положения параграфа 1 (пункты 1 и 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1, статья 65.3), параграфа 6 (статьи 123.1 - 123.2), а также не утратившего силу Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI «О кооперации в СССР», который может применяться в части, не противоречащей нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и другим федеральным законам о кооперативах.
Гаражный кооператив, как некоммерческая организация, может быть создан как потребительский кооператив (пункты 1 и 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), который является корпоративным юридическим лицом (корпорацией) (пункт 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). В случаях, предусмотренных названным кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.) (пункты 1 и 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решения по вопросам о приеме в члены кооператива, исключении из него относятся к исключительной компетенции общего собрания кооператива. В крупных кооперативах для решения вопросов, относящихся к ведению общего собрания, могут созываться собрания уполномоченных (пункт 3, 4 статьи 14 Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР»).
Действующим уставом кооператива предусмотрено, что кооператив является добровольным объединением лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей в эксплуатации гаражей и связанной с ней совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов в виде гаражей (п. 1.3).
Члены кооператива имеют право участвовать в деятельности кооператива, в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса, обжаловать в судебном порядке решения органов управления кооператива, затрагивающие их интересы (п. 6.1). Члены кооператива обязаны соблюдать Устав кооператива, выполнять решения общего собрания кооператива, вносить вступительный и паевой взносы, вносить в сроки периодические платежи, выполнять свои обязательства перед кооперативом по участию в его хозяйственной деятельности (п. 6.4).
Управление в кооперативе осуществляет общее собрание и председатель. Высшим органом кооператива является общее собрание кооператива (п. 9.1-9.2). Общее собрание членов кооператива вправе рассматривать и принимать решения по любому вопросу образования и деятельности кооператива (п. 10.1, 10.2).
Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более 50 % общего числа членов кооператива. Общее собрание членов кооператива принимает решение простым большинством голосов присутствующих на это собрании членов кооператива (п. 10.3).
Истцом в обоснование требования о признании недействительным решения собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ указано на нарушения порядка созыва общего собрания.
Сторонам представлены фотографии в подтверждение размещения соответствующего объявления о созыве общего собрания, имеющие разное содержание. Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что стороной ответчика не доказано, что до членов ГСК «Горный-3» была заранее доведена повестка дня, была предоставлена возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также ознакомиться со всей необходимой информацией.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении процедуры созыва общего собрания, что влечет нарушение прав истца, поскольку он фактически был лишен возможности высказать свое мнение и принять соответствующие меры в целях недопущения принятия в отношении него исключения из членов кооператива.
Также истцом в обоснование требования о признании недействительным решения собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из членов кооператива указано на отсутствие оснований для принятия такого решения.
В соответствии с п. 7.8 Устава исключение из членов кооператива допускается только по решению общего собрания в случае: если член кооператива не внес в установленный срок вступительный и паевой взносы; если член кооператива причинил своими действиями или бездействием имущественный вред кооперативу или его членам (члену), в том числе неуплатой в срок и размерах, определенных собранием кооператива, периодических платежей и возникших в связи с этим пеней и других штрафных санкций, он обязан возместить данный ущерб в полнм объеме и заплатить при этом штраф в размере 5 % от размера причиненного вреда (п. 7.8).
Поскольку исключение из членов кооператива является крайней мерой ответственности члена кооператива, то ее применение возможно при наличии достоверных и достаточных подтверждений нарушений предусмотренных законом и уставом обязанностей.
Из протокола общего собрания следует, что истец исключен из членов кооператива за неисполнение обязанностей председателя ГСК «Горный-3», уклонение от предоставления сведений о хозяйственном и финансовом состоянии кооператива, по нескольким жалобам от членов кооператива о неправомерных действиях, связанных с отказом от проведения общего собрания по требованию членов ГСК, порчей имущества членов ГСК, самоуправством и хулиганством на территории и в организации ГСК.
Ответчикам разъяснялась обязанность доказывания правомерности принятия решения об исключении истца из членов кооператива. Вместе с тем, сторона ответчика в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличия оснований для исключения истца из членов кооператива.
Действительно, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что инициаторы организации собрания обратились письменно к Шереметьеву А.В., как к председателю ГСК, с требованием об организации и проведении внеочередного общего собрания членов ГСК в течение 30 дней со дня получения требования, с указанием вопросов повестки дня собрания; указанное требование возвращено из-за истечения срока хранения, попытка вручения оказалась неудачной. Также вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес>, и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ в отношении Шереметьева А.В. за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, обстоятельства, установленные указанными судебными постановлениями, не являются достаточными для исключения истца из членов кооператива. Более того, из формулировки вопроса повестки собрания, из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что основаниями для исключения истца из членов кооператива явились события, произошедшие в ДД.ММ.ГГГГ годах, на которые указал представителя ответчиков ГСК «Горный-3» и Тренихина А.П., в том числе установленные решением суда от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
Также стороной ответчика не доказано, что при наличии у истца задолженности по уплате членских взносов к нему обращались с требованием об уплате членских взносов и что истец уклоняется от их уплаты.
Вопреки доводу истца о несоблюдении формы проведения голосования специальным законодательством не предусмотрены особые требования к форме проведения голосования, участниками кооператива такие требования также не устанавливались в Уставе, суд приходит к выводу о том, что голосование на общем собрании членов кооператива могло проводиться в заочной форме.
Согласно статье 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других – участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным указанным кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу положений пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе, в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания, если у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия, если допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении, если допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
В силу пункта 3 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего правового сообщества, не принимавший участие в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Пунктом 4 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что оспоримое решение может быть признано судом недействительным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы, причем характер этих нарушений должен быть настолько существенным, что они привели к нарушению прав и интересов участника сообщества.
Поскольку решение об исключении Шереметьева А.В. из членов ГСК «Горный-3» принято с нарушением положений действующего законодательства, наличие оснований для принятия такого решения, применения к истцу исключительной меры ответственности не нашло своего подтверждения, суд находит требования истца о признании недействительным решения общего собрания членов ГСК «Горный-3» в части исключения Шереметьева А.В. из членов кооператива, принятое ДД.ММ.ГГГГ в форме заочного голосования, подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., подтвержденные чек ордером от ДД.ММ.ГГГГ, и подлежат взысканию с ответчиков в равных долях, то есть по 60 руб.
Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шереметьева А. В. к гаражно-строительному кооперативу «Горный-3» в лице председателя Обера Д. И., Тренихину А. П., Ищенко Н. Н.чу, Блохотину С. В., Девяткину А. В. о признании недействительным решения общего собрания удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания членов гаражно-строительного кооператива «Горный-3» от ДД.ММ.ГГГГ, состоявшегося в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения Шереметьева А. В. из членов гаражно-строительного кооператива «Горный-3».
Взыскать в пользу Шереметьева А. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. в равной степени с ответчиков гаражно-строительного кооператива «Горный-3», Тренихина А. П., Ищенко Н. Н.ча, Блохотина С. В., Девяткина А. В., то есть в размере 60 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированное решение составлено 25.03.2024.
<...>
<...> Судья Э.А. Верещагина