№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 сентября 2023 года <адрес>
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Бекботова Т.А., при секретаре судебного заседания Мухлоеве А-А.Д.,
с участием представителя истца – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия – ФИО7, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика – администрации МО «<адрес>» – ФИО9, действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия к администрации МО «<адрес>», ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 о признании недействительным в части постановление администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства», признании отсутствующим права собственности на земельные участки и аннулировании записи государственной регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия в лице представителя ФИО7 обратилось в суд с исковым заявлением к вышеуказанным ответчикам о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства», признании отсутствующим права собственности на земельные участки и аннулировании записи государственной регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости.
В обоснование искового заявления указывает, что постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>», выделены: ФИО3 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1202 по адресу: <адрес>; ФИО4 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1246 по адресу: <адрес>; ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1254 по адресу: <адрес>; ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1257 по адресу: <адрес>. В ходе проверки законности выделения ответчикам данных земельных участков были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, свидетельствующие о недействительности постановления администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>». Выявленные нарушения заключаются в нарушении установленного порядка предоставления земельного участка в собственность однократно бесплатно. Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 не состояли на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий с заявлениями о постановке на учет ранее, до вынесения постановления не обращались, никаких документов в администрацию не направляли. На основании изложенного просит: признать недействительным постановление администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в части выделения: ФИО3 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1202; ФИО4 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1246; ФИО1 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1254; ФИО2 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1257; признать отсутствующим право собственности ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 на указанные выше земельные участки, а также аннулировать записи государственной регистрации прав на них в Едином государственном реестре недвижимости.
В судебном заседании представитель истца – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия – ФИО8 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске,
Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>» – ФИО9 исковые требования признала и пояснила, что постановление администрацией было вынесено с нарушениями законодательства, прокуратура провела проверку, возбуждено уголовное дело, материалы находится в следственном комитете. Ответчики ФИО1 и ФИО4, не являются малоимущими и таковыми не были признаны. Более того, в 2008 году земельные участки были распределены между малоимущими и нуждающимися, но в 2018 году земельные участки выделены путем нарезки массива на земельные участки, образованных при пересечении улиц с <адрес>.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. При этом в предыдущем судебном заседании, прошедшем ДД.ММ.ГГГГ, ответчики ФИО3 и ФИО1 исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 2, 3 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия» Правительство Республики Ингушетия осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также определяет исполнительный орган по распоряжению указанными земельными участками.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе исполнительной власти по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия определено уполномоченным органом по осуществлению полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Земельный кодекс РФ наделяет законодателя субъекта РФ полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в пп. 6 и пп.7 ст. 39.5 ЗК РФ, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений» (далее - Закон РИ №-РЗ) установлен перечень категорий граждан, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно и без проведения торгов (ч. 4 ст. 23 Закона №-РЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 23 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений» (далее - Закон №-РЗ) в <адрес> земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или садоводства (по выбору гражданина) предоставляются бесплатно однократно следующим категориям граждан, постоянно проживающим на ее территории: 1) участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; 2) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции; 3) гражданам, эвакуированным из зон бедствий и катастроф; 4) гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, в случае отсутствия у них другого земельного участка, выделенного для жилищного строительства; 5) военнослужащим в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О статусе военнослужащих». 6)иным категориям граждан, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Ингушетия.
Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков» для индивидуального жилищного строительства в собственность, однократно, бесплатно из категории земель населенных пунктов, выделены: ФИО3 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1202 по адресу: <адрес>; ФИО4 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1246 по адресу: <адрес>; ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1254 по адресу: <адрес>; ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1257 по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 56 и п. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В обоснование отсутствия права у ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 на получение бесплатно однократно в собственность земельных участков в соответствии с Законом РИ №-РЗ стороной истца в суд представлены следующие доказательства.
Согласно ответу прокурора <адрес> Республики Ингушетия №ж-2020 от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО10-Х. о нарушениях земельного законодательства в части выделения земельных участков в охранной зоне линий электропередач, по результатам которой установлено, что в ходе мониторинга в сети «Интернет» публичной кадастровой карты в районе <адрес>, в охранной зоне воздушной линии электропередачи напряженностью в 6 кВ, по обе стороны от линии электропередачи выделены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем в адрес главы администрации МО «<адрес>» направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии соответствующих мер по устранению выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, в рамках проверки по коллективному обращению ФИО11 и других соавторов, в части законности выделения земельных участков гражданам вдоль <адрес>, в адрес главы администрации МО «<адрес>» прокуратурой <адрес> Республики Ингушетия внесены представление 26-2021 от ДД.ММ.ГГГГ и протест № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранить нарушения законодательства Российской Федерации, свидетельствующие о недействительности постановления администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства», что подтверждается также письмом заместителя прокурора района ФИО12 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес министра имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия усматривается, что ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 как малоимущие в администрации МО «<адрес>» не состояли. Земельные участки им выделены путем нарезки земельных участков, образующихся при пересечении улиц с <адрес> за счет сужения последней улицы, на которой также проходят линии электрических и газовых сетей. При этом ФИО1 и ФИО2 состояли на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий о чем свидетельствует письмо главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное прокурору <адрес> Республики Ингушетия, однако не были признаны в установленном порядке малоимущими.
Указанные доказательства, соответствующие требованиям закона об их относимости и допустимости, подтверждают факт отсутствия у администрации МО «<адрес>» правовых оснований для выделения земельных участков ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2, определенных Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений», в том числе как малоимущие и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, дополнительным условием для получения бесплатно в собственность земельного участка в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 23 п. 4 ст. 23 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений» является признание гражданина малоимущим.
Доказательства, подтверждающие соответствие указанным условиям, ответчиками в суд не предоставлены.
Согласно статье 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится, в частности, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в связи с тем, что земельные участки ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 выделены в нарушение положений п. 4 ст. 23 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О регулировании земельных отношений» суд приходит к выводу о недействительности постановления администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков» в части выделения ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 спорных земельных участков.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктом1статьи2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ № и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что истец обоснованно обратился с требованием о признании права ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 на вышеназванные земельные участки отсутствующим, следовательно, указанные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности: ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1202, расположенный по адресу: <адрес>; ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1246, расположенный по адресу: <адрес>; ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1254, расположенный по адресу: <адрес>; ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1257, расположенный по адресу: <адрес>, не могут быть признаны законными и подлежат аннулированию как несоответствующие требованию закона.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
Определением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанных земельных участков приняты меры по обеспечению иска в виде запрета собственникам осуществлять какие-либо действия по совершению гражданско-правовых сделок, а также проведение строительных работ; запрета органам Федеральной регистрационной службы – Управлению Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> и его отделам регистрировать какие-либо сделки с данными земельными участками и переход права собственности на них.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что принятые по настоящему делу меры по обеспечению иска сохраняют свое действие до исполнения решения суда, суд приходит к выводу о необходимости по вступлению решения суда в законную силу отменить указанные меры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия к администрации МО «<адрес>», ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО2 о признании недействительным в части постановление администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства», признании отсутствующим права собственности на земельные участки и аннулировании записи государственной регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости, удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении однократно, бесплатно, в собственность граждан МО «<адрес>» земельных участков для индивидуального жилищного строительства» в части выделения:
- ФИО3 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1202;
- ФИО4 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1246;
- ФИО1 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1254;
- ФИО2 земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером 06:02:0000006:1257.
Признать отсутствующим право собственности и аннулировать записи государственной регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости:
- ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1202, расположенный по адресу: <адрес>;
- ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1246, расположенного по адресу: Республики Ингушетия, <адрес>;
- ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1254, расположенного по адресу: Республики Ингушетия, <адрес>;
- ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 06:02:0000006:1257, расположенного по адресу: Республики Ингушетия, <адрес>.
Обеспечительные меры, установленные определением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, в видезапрета собственникам осуществлять какие-либо действия по совершению гражданско-правовых сделок в отношении вышеуказанных земельных участков, а также проведение строительных работ; запрета органам Федеральной регистрационной службы – Управлению Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> и его отделам регистрировать какие-либо сделки с вышеуказанными земельными участками и переход права собственности на них, по вступлению решения суда в законную силу, отменить.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Копия верна:
судья Сунженского
районного суда РИ Т.А. Бекботова
Решение вступило в законную силу «_____» ___________________ 2023 года
Судья Сунженского
районного суда РИ Т.А. Бекботова
Поступило |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Оставлено без движения |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Принято к производству |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Назначено |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Начато рассмотрение |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Рассмотрено |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Срок рассмотрения |
3 месяц 8 дней |
Строка статистического отчета |
134 |