Дело № 2-1669/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 02 июня 2022 г.
Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Малаховой О.В.,
при помощнике Шмагиной Н.С., секретаре Садковой Е.М.,
с участием истца Кругловой И.Э.
представителя истца Маркиной Э.Н.,
представителей ответчиков Мочалова С.А., Замотаева А.В.,
старшего помощника прокурора Советского района г. Нижнего Новгорода Жучковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кругловой Ирины Эдуардовны, действующей в интересах несовершеннолетнего Круглова Ярослава Андреевича, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Кстовская центральная районная больница", Министерству Здравоохранения Нижегородской области об обеспечении системой непрерывного мониторинга глюкозы,
УСТАНОВИЛ:
Истец Круглова И.Э., действуя в интересах несовершеннолетнего Круглова Я.А., обратилась в суд с иском к ответчикам об обеспечении системой непрерывного мониторинга глюкозы, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Круглов Я.А., (дата) года рождения, имеет статус ребенок-инвалид по заболеванию сахарный диабет 1 типа. Ребенок состоит на диспансерном учете с диагнозом Сахарный диабет I типа в ГБУЗ НО "Кстовская центральная районная больница".
Согласно консультативному заключению от (дата) ребенку рекомендована помповая инсулинотерапия, непрерывный мониторинг глюкозы.
Непрерывный мониторинг глюкозы (НМГ) - это система, которая позволяет круглосуточно отслеживать уровень сахара крови в режиме реального времени. Гормональная перестройка, гиперактивность, подъедание и т.д. - все эти нюансы усложняют контроль сахара крови. Мониторинг позволяет ребенку и родителям отследить очередную перемену потребности в инсулине, например, в связи с физической нагрузкой либо съеденной пищей.
На данный момент у ребенка не установлена инсулиновая помпа, плановая дата госпитализации для ее установки назначена на (дата).
Функцию непрерывного мониторинга глюкозы выполняет система Abbote FreeStyle Libra. Для работы данной системы необходимы расходные материалы: датчики системного подкожного мониторирования глюкозы Abbott FreeStyle Libra в количестве 1 шт. на 14 дней, так как один датчик подлежит смене раз в 14 дней. Месячное потребление подтверждается техническими характеристиками, рекомендованными производителем мониторинга.
Согласно клиническим рекомендациям системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожно датчиков (сенсоров).
Тест-полоски, выдаваемые по бесплатным рецептам, являются лишь измерителями контрольных показателей сахара в крови и не заменяют собой круглосуточное мониторирование уровня глюкозы в крови.
По вопросу обеспечения Круглова Я.Л. вышеуказанным медицинским изделием, мать ребенка, Круглова И.Э., обращалась в ГБУЗ НО "Кстовская центральная районная больница" и в Министерство Здравоохранения Нижегородской области. От Министерства здравоохранения Нижегородской области был получен отказ в обеспечении необходимым медицинским изделием. ГБУЗ НО "Кстовская центральная районная больница" до настоящего момента ответ истцу не направила.
Лечение сахарного диабета является комплексным, в связи с чем, обеспечение ребенка системой непрерывного мониторинга глюкозы в виде датчиков Abbott FreeStyle Libre должно осуществляться в рамках социальной поддержки от государства в виде бесплатного предоставления указанного медицинского изделия.
Несмотря на то, что на ответчиков возложена обязанность обеспечения ребенка бесплатными жизненно необходимыми изделиями медицинского назначения, предусмотренный законом порядок апелляционного обжалования решения суда при удовлетворении требований истца, отдалит процесс восстановления нарушенных прав. В связи с этим необходимо обратить принятое по делу решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного истец просит суд обязать Министерство Здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО "Кстовская центральная районная больница" организовать бесплатное обеспечение Круглова Ярослава Андреевича, (дата) года рождения, датчиками Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 датчик на 14 дней; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец Круглова И.Э., представитель истца Маркина Э.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, дали пояснения по существу обстоятельств.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области Замотаев А.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика ГБУЗ НО "Балахнинская центральная районная больница" Мочалов С.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями также не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседании не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Старший помощник прокурора Советского района г. Нижнего Новгорода Жучкова Е.В. полагала заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, задачей гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в целях реализации которой на суд возлагается обязанность согласно гл. 10 ГПК РФ известить лиц, участвующих в деле, в том числе судебной повесткой, телефонограммой, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Данная обязанность судом выполнена.
В соответствии со ст.167 ч.1 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
С учетом указанных обстоятельств, в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, заключение прокурора, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Закона).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Закона).
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Закона).
В судебном заседании было установлено, что несовершеннолетний Круглов Я.А., (дата) года рождения, имеет заболевание сахарный диабет 1 типа с марта 2021 года.
Ребенок прикреплен для оказания медицинской помощи к ГБУЗ НО "Кстовская центральная районная больница".
В период с (дата) по (дата) Круглов Я.А. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница", где ему был поставлен диагноз сахарный диабет 1 типа, фаза декомпенсации с кетоацидозом. При выписке рекомендовано: контроль гликированного гемоглобина 1 раз в 3 месяца, инсулинотерапия, контроль уровня гликемии, коррекция уровня дозы инсулина по показаниям при ежедневном самоконтроле гликемии.
(дата) ребенку установлена инвалидность на срок до (дата).
Заявляя настоящие исковые требования истец просит обязать ответчиков обеспечить ее сына датчиками Abbott FreeStyle Libre, входящими в соответствующую систему и осуществляющие функцию непрерывного мониторинга глюкозы. Как следует из искового заявления данная система непрерывного мониторнинга глюкозы была рекомендована врачом медицинского центра "Русмед".
Согласно представленному консультативному заключению от (дата) врача Малышевой Е.С., несовершеннолетнему Круглову Я.А. рекомендованы помповая инсулинотерапия, непрерывный мониторинг глюкозы, измерение глюкозы крови не менее 6 измерений в сутки.
Истец обратилась в адрес ответчиков с заявлениями об обеспечении ее сына системой непрерывного мониторинга Abbott FreeStyle Libre и датчиками к ней.
Совместным письмом от (дата) истцу было отказано в обеспечении данной системой.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В разделе I Программы "Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования" указано в том числе комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Постановлениями Правительства Нижегородской области от 27.12.2019 N 1020, от 23.12.2020 N 1086, от 29.12.2021 N 1243 утверждены программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов; на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, где в п. 57, 59 (соответственно) предусмотрено предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной помощи в виде установки инсулиновой помпы.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 данного закона определен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе дети-инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В данном перечне по заболеванию сахарный диабет поименованы помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Система непрерывного мониторинга глюкозы Abbott FreeStyle Libre, а также расходные материалы к ней в данных перечнях отсутствуют.
Как пояснили в судебном заседании истец и ее представитель, ребенок поставлен на очередь для установки инсулиновой помпы на базе ПИМУ, плановая дата установки помпы – (дата). Однако каких-либо документов, подтверждающих данные обстоятельства, сторона истца не представила.
Согласно позиции стороны истца до установки инсулиновой помпы несовершеннолетний нуждается в системе непрерывного мониторинга глюкозы Abbott FreeStyle Libre, что следует из консультативного заключения врача Малышевой Е.С.
Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Однако представленные в судебное заседание консультативное заключение от (дата), а также консультативное заключение врача Жуковой О.И. от (дата), не являются заключениями врачебной комиссии и не свидетельствуют о наличии у Круглова Я.А. жизненных показаний для установки системы непрерывного мониторинга Abbott FreeStyle Libre.
В консультативном заключении от (дата) рекомендована помповая инсулинотерапия с непрерывным мониторингом глюкозы, при этом не указано, какую именно необходимо установить систему мониторинга.
Из консультативного заключения от (дата) следует, что пациенту необходимо установить "Фристайл Либра на ПК" (так в документе). При этом ни в одном из представленных заключений не указаны жизненные показания для установки как инсулиновой помпы, так и системы непрерывного мониторинга.
Кроме того, ни одно из представленных заключений не является заключением врачебной комиссии по смыслу п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и не отвечает требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
Согласно эпикризу на Круглова Я.А., подготовленному лечащим врачом Менгерт Е.В., в ГБУЗ НО "Кстовская ЦРБ" был проведена врачебная комиссия, однако заключение, составленное в соответствии с приказом от 05.05.2012 N 502н по результатам проведения комиссии в судебное заседание сторонами не представлено, отсутствует оно и в медицинской карте Круглова Я.А., оригинал которой обозревался в судом. В материалах дела имеется лишь эпикриз на ВК №1230 от 22.10.2021, в котором ставится вопрос о возможности обеспечения ребенка сенсорами без уточнения какими именно и с какой целью (в том же заключении указано, что при флеш-мониторинге глюкозы используются датчики системы чрескожного мониторирования глюкозы, а не сенсоры).
Каких-либо доказательств того, что истец обращалась к ответчикам с целью проведения ребенку врачебной комиссии о назначении системы непрерывного мониторинга, а истцу в этом было отказано, в материалах дела не имеется и сторонами также не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств жизненно важных показаний для Круглова Я.А. для установки системы непрерывного мониторинга глюкозы крови, оформленного решением врачебной комиссии, суд не имеет каких-либо законных и достаточных оснований для обязания ответчиков бесплатно обеспечить несовершеннолетнего датчиками Abbott FreeStyle Libre. В связи с чем в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кругловой Ирины Эдуардовны, действующей в интересах несовершеннолетнего Круглова Ярослава Андреевича, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Кстовская центральная районная больница", Министерству Здравоохранения Нижегородской области об обеспечении системой непрерывного мониторинга глюкозы, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья О.В. Малахова